В Медийной футбольной лиге Winline каждую неделю выходят на поле десятки игроков. Одни известны только за счет своей игры, другие — благодаря харизме и активности в соцсетях. Болельщикам интересно сравнивать их между собой: кто лучше в атаке, надежнее в обороне, а кто просто делает шоу.
Раньше таких данных у зрителей не было — только субъективные мнения и эмоции. Тренерам и аналитикам тоже не хватало структурированной информации, приходилось полагаться на общий взгляд, без детальной статистики.
Лига решила, что нужен новый инструмент — понятный и обычным зрителям, и профессионалам. Карточки с рейтингами, которые не просто повторяют формат FIFA, а отражают специфику медийного футбола. С этой задачей Winline обратился к К2Тех. О том, как за три месяца команда превратила идею в рабочий продукт, рассказываем в кейсе.
Цифровые карточки, которые отражают ДНК медийного футбола
Winline Медийная футбольная лига — молодой динамичный проект. В нем важны не только голы и отборы, но и личный бренд игроков. Лиге нужен был инструмент, который будет одновременно зрелищным для фанатов и аналитически значимым для специалистов.
Требования были такие:
- сделать карточки похожими на привычные форматы FIFA, но при этом сохранить их уникальность для лиги;
- включить в рейтинг показатель «Медийности» — цифровой маркер ДНК турнира;
- выстроить систему прозрачных и объяснимых расчетов.
Партнером выбрали К2Тех — ИТ-компанию с экспертизой в инфраструктуре, цифровой трансформации и ИИ. Проектом занималось подразделение К2 НейроТех, которое специализируется на суперкомпьютерных кластерах и ИИ-инфраструктуре. В проектном опыте К2 НейроТех — суперкомпьютер «Оракул» для НГУ и высокопроизводительный вычислительный кластер с единой средой управления для ФГАУ «Цифровые индустриальные технологии».
Для МФЛ команда К2 НейроТех предложила создать систему цифровых карточек, которая объединит статистику, экспертные оценки и фактор медийности.
«Многие футбольные аналитические системы имеют свои закрытые рейтинги и индексы. Мы же стремимся к прозрачности — наш подход можно назвать «open-source» в мире футбольной аналитики».
Святослав Смирнов, руководитель подразделения К2 НейроТех
Алгоритмы вместо «черного ящика»
Вместе с экспертами определили основу — шесть категорий (атака, защита, удары, владение, физические показатели и медийность) — и вес каждой категории. Итоговый рейтинг игрока рассчитывается как взвешенная сумма оценок по этим категориям. Вес каждой зависит от позиции — например, для нападающего большее значение имеют атака и удары, а для защитника — оборонительные действия и физическая выносливость.
На разработку отвели всего три месяца. Сложнее всего было собрать экспертные данные: у специалистов плотный график, и традиционная процедура парных сравнений растянулась бы на недели. Чтобы ускорить процесс, запустили Telegram-бот, который сравнивал игроков. Это позволило уложиться в сроки и собрать более полную статистику.
Для расчетов использовалась комбинация метода Дельфи и модели Glicko-2:
- Метод Дельфи позволил собрать мнения экспертов как согласованную позицию, а не просто список разрозненных комментариев. Это последовательный процесс опросов, где каждая итерация уточняет предыдущую, пока не сформируется единое экспертное видение.
- Поверх этой базы легла модель Glicko-2, которую часто используют в киберспорте. Она обрабатывает парные сравнения игроков, учитывает результат, степень уверенности в оценке, а затем пересчитывает рейтинг после каждого нового сравнения.
Сочетание методов делает рейтинг динамическим: он пересчитывается после каждого сравнения и отражает актуальное положение игрока.
Технологической основой проекта стал программно-аппаратный комплекс ПАК-AI — готовая система для быстрой интеграции ИИ в корпоративную ИТ-среду. Она сочетает в себе аппаратный слой (серверы, графические ускорители, системы хранения данных) и единый веб-портал управления.
Это он-премис решение, которое объединяет удобство облачной ИИ-платформы с возможностью соблюдать требования регуляторов в части информационной безопасности и технологической независимости. А благодаря высоким вычислительным мощностям (IaaS), набору специализированных инструментов для ИИ и анализа данных (PaaS), ПАК-AI обеспечивает высокую скорость, наглядность и стабильную производительность.
Система способна в реальном времени обрабатывать огромные объемы информации и выявлять даже мельчайшие детали — от скорости и пробега игроков до точности передач, перехватов и других ключевых моментов игры.
«Изначально мы рассматривали ML, но сознательно отказались от этой идеи в пользу максимальной прозрачности и интерпретируемости результата. Алгоритмический подход используют, например, в системах автопилота Tesla для точного контроля за поведением автомобиля: он позволяет четко понять и объяснить, как каждое действие игрока на поле конвертируется в баллы рейтинга. В отличие от «черного ящика» некоторых ML-моделей, наш метод является полностью открытым и предсказуемым».
Святослав Смирнов, руководитель подразделения К2 НейроТех
В отличие от FIFA, карточки футболистов Winline Медийной футбольной лиги включают уникальную категорию — «медийность», которая оценивает популярность и активность игрока в медийном пространстве. Кроме того, общий рейтинг является динамическим и рассчитывается по взвешенной формуле, которая зависит от амплуа футболиста, что обеспечивает более гибкую и специализированную оценку.
Один инструмент — для разных аудитории
Теперь у лиги есть инструмент, который работает сразу для нескольких ЦА:
Для болельщиков
Карточки стали привычным форматом с живой статистикой. Теперь обсуждают не только голы, но и перехваты, точность передач, силу защитников или выносливость полузащитников. Матчи читаются глубже, футбол превращается в стратегическую головоломку, а фраза «Смотрел ли ты его карточку?» постепенно становится частью фанатской культуры.
Для тренеров и аналитиков
Карточки превратились в прозрачный инструмент оценки. Общий рейтинг дает мгновенное представление об уровне игрока, а детализация по шести категориям показывает сильные и слабые стороны. Это помогает понять структуру вклада: кто выигрывает за счет физических показателей, кто за счет владения мячом, а у кого проседает эффективность в атаке. Аналитика перестает быть вспомогательной и становится стратегической основой для тактических решений.
Для самой лиги
Категория «Медийность» закрепила уникальность проекта и подчеркнула отличие от классического футбола. Теперь у Winline МФЛ есть инструмент, который усиливает вовлеченность аудитории и предоставляет профессионалам базу для анализа.
Планы на будущее
К2Тех продолжает сопровождать проект: обновляет данные после каждого тура, дорабатывает алгоритмы и постепенно интегрирует карточки в цифровую экосистему лиги. Цель — сделать карточки естественной частью фанатского опыта и рабочим инструментом для специалистов.
Для болельщиков готовится несколько направлений. Одно из них — онлайн-игра. Рейтинг игроков будет обновляться после каждого матча, а карточки превратятся в элемент фанатской стратегии. Второе — физические коллекционные карточки с уровнями редкости и сезонными альбомами. Они создадут культуру коллекционирования и позволят зрителям буквально «собирать историю» лиги.
Для тренеров и аналитиков разрабатывается углубленная аналитика в реальном времени. Она поможет принимать тактические решения прямо по ходу игры, а предиктивные модели помогут точнее прогнозировать результат.
Отдельное направление развития — масштабирование на другие виды спорта.
«Ядро нашей методологии остается универсальным. Комбинация экспертной оценки (метод Дельфи) и математической модели (Glicko-2) эффективно работает с любыми спортивными дисциплинами. Мы уверены, что система может быть успешно внедрена не только в футболе, но и в баскетболе, хоккее и других командных видах спорта, и открыты к такому сотрудничеству».
Виктория Сатаева, руководитель группы стратегического развития брендов К2Тех
В профессиональном спорте система помогает принимать точные стратегические решения, анализировать игроков и находить скрытые таланты, а в любительских соревнованиях карточки и рейтинги добавляют азарта и вовлекают участников. Так проект задает новый ритм игры: спорт становится ярче, интереснее и ближе каждому, кто любит переживать моменты вместе с любимой командой.




