Согласно исследованию «Лаборатории Касперского», Telegram-каналы и телевидение вызывают наибольшее доверие у россиян, интересующихся новостями из сферы ИТ. При этом большинство пользователей предпочитают узнавать такие новости из коротких постов и видеоформатов.

Компания «Лаборатория Касперского» провела опрос, чтобы выяснить, как россияне потребляют информацию, в том числе из сферы кибербезопасности и ИТ. Согласно исследованию, наибольшее доверие у аудитории, интересующейся кибербезопасностью, вызывают Telegram-каналы — их предпочитают 39% респондентов. На втором месте находится телевидение с 32%, а на третьем — российские новостные сайты, которым доверяют 24%. Эксперты подчеркивают, что независимо от выбранного источника, информацию необходимо проверять для защиты от фейков и мошенничества.
Что касается форматов подачи новостей, большинство опрошенных предпочитает короткие посты — 66%, а также видео, телепередачи и документальные фильмы — 56%. Статьи и другие длинные тексты выбирают 27% респондентов, а каждый пятый слушает подкасты или аудиоматериалы.
В целом, среди всех источников информации россияне больше всего доверяют телевидению и Telegram-каналам — по 33%. В пятерку наиболее надежных источников также вошли российские новостные сайты, ленты новостей в браузерах и видеоплатформы. При этом нейросети, включая чат-боты и ИИ-агрегаторы, пока не считаются массовым аудиторией надежным источником — им в сумме доверяют лишь 7% респондентов. Отмечается, что такие сервисы могут «галлюцинировать», поэтому информацию из них необходимо перепроверять.
Большинство пользователей потребляет новости пассивно: 57% просматривают новости на главной странице или в основной ленте, а 35% изучают рекомендованные подборки. При этом 40% респондентов переходят в конкретные тематические разделы, и лишь 22% самостоятельно ищут новости по интересующим темам.
«Злоумышленники пользуются тем, что в большом потоке новостей и публикаций в соцсетях человек может потерять бдительность. Они могут создавать фишинговые ресурсы, придумывать убедительные легенды, нацеленные на конкретных людей, создавать видео- и аудиодипфейки. Кроме того, мошенники сейчас активно используют ИИ-инструменты, поэтому кибератаки становится все сложнее распознать. При этом они обращают внимание на то, какие цифровые сервисы популярны среди пользователей, и адаптируют под них свои схемы».
Юлия Полякова, руководитель внутреннего исследовательского центра «Лаборатории Касперского»
57% респондентов готовы полностью прочитывать текстовые материалы. Другие популярные форматы потребления — это обращение к кратким сводкам (46%) и беглое чтение с пропуском деталей (28%). В видео- и аудиоформатах новости полностью потребляют 44% опрошенных, тогда как 33% слушают или смотрят их в фоновом режиме, а 28% обращают внимание только на ключевые фрагменты.
