Крупные банки, лоббирующие запрет программ лояльности на маркетплейсах, преследуют нерыночную цель — ограничить развитие банков самих платформ и их платежных систем. Об этом заявила пресс-служба объединенной компании Wildberries & Russ (РВБ).

По сообщению пресс-службы Wildberries, от такого запрета в первую очередь пострадают миллионы потребителей по всей России, для которых товары неизбежно подорожают. Эксперты оценивают потенциальный рост цен в 15-20%. Учитывая, что маркетплейсами пользуются более 80 миллионов человек, инициатива крупных банков по сути направлена против всего экономически активного населения страны и тех, кто от него зависит. Более того, запрет скидок спровоцирует негативные долгосрочные последствия для российской экономики, бизнеса и разгонит инфляцию.
С предложением запретить скидки выступили как раз те крупнейшие банки, которые сами активно развивают собственные цифровые платформы и экосистемы, конкурирующие с Ozon и Wildberries. При этом вопрос регулирования их собственных программ лояльности был полностью проигнорирован.
Внутри своих приложений эти банки еще активнее продвигают услуги и средства платежа с помощью бонусов, кешбэков и скидок. К примеру, на Мегамаркете бонусами СберСпасибо оплачивается до трети стоимости покупок. В РВБ подчеркивают, что регулирование должно быть справедливым и распространяться на все отрасли, в противном случае создаются условия для регуляторного арбитража.
Что касается международного опыта, ссылки на который приводятся в письме банков, то, по мнению РВБ, авторы сознательно игнорируют контекст и манипулируют фактами. В Европейском союзе регулирование направлено против транснациональных американских и китайских компаний и не затрагивает национальных европейских игроков. Аналогичная ситуация в Турции, где меры приняты против Amazon в защиту местных игроков.
Практика ограничения искусственного занижения цен в США, где банкам в принципе запрещено участвовать в торговле, имеет аналог и в России — это запрет на установление монопольно низких цен. При этом во многих странах эффективность жесткого регулирования цен на платформах уже поставлена под сомнение, так как оно привело к ухудшению пользовательского опыта, и многие юрисдикции уже отказались от подобных мер.
Напомним, главы «Сбера», ВТБ, Т-банка, Альфа-банка и Совкомбанка предложили спикеру Госдумы Володину запретить маркетплейсам инвестировать в снижение цен на товары. «Полагаем целесообразным запретить операторам посреднических платформ (маркетплейсам) вкладывать средства в снижение цен товаров, распространив запрет как на прямые скидки и акции, так и косвенные формы финансирования (бонусные программы, возвраты, маркетинговые субсидии», — говорится в письме. Для собственных товаров маркетплейсов и социально значимых категорий товаров исключение предлагается сохранить. По мнению авторов письма, скидки не должны зависеть от способа оплаты.
