Рейтинг российских ESM-систем 2025

Аналитический отдел «Компьютерры» изучил российский рынок ESM-систем и составил рейтинг лучших решений за 2025 год.

ESM-системы (Enterprise Service Management или управление услугами в масштабах предприятия) — это расширение принципов и технологий ITSM на другие подразделения компании помимо ИТ. Если ITSM автоматизирует процессы ИТ-отдела (например, заявку на доступ), то ESM использует тот же логический фреймворк и часто ту же программную платформу для управления услугами в HR, юриспруденции, административно-хозяйственном отделе, финансах и т. д. По сути, это единая платформа для организации работы всех сервисных подразделений предприятия.

Для бизнеса ценность ESM заключается в создании единого, стандартизированного и прозрачного канала для получения любых внутренних услуг. Это устраняет хаос в коммуникации, ускоряет выполнение запросов сотрудников за счет автоматизации и маршрутизации задач. В итоге компания повышает общую операционную эффективность, снижает транзакционные издержки на внутреннее взаимодействие и получает полную аналитику по работе всех сервисных функций.

Карта рынка

На карте рынка представлены шесть лучших ESM-систем на российском рынке.

Изучите наш интерактивный каталог импортозамещения с лучшими российскими продуктами и решениями.

Рейтинг отечественных ESM-систем

Место
Компания
Решение
Баллы
Функционал (5) Портал самообслуживания (4) Безопасность (4)
Опыт компании (5/10/15/20)
Различные бизнес-процессы Каталог услуг Автоматизация процессов Управление знаниями Управление задачами Адаптивный портал Аналитика и отчетность RPA/AI-инструменты Гибкость и кастомизация Интеграция с корп. каталог. Мониторинг процессов Другое Рег. и отсл. заявок Каталог услуг База знаний Чат-поддержка Управление доступами Сам. выполнение операций Личный кабинет Кластеризация, бэкапы Системы аутентификации Реестр ПО Гранул. управ. доступами Журналирование и аудит Шифрование данных Другое
1 «Лукоморье» («РТК ИТ плюс») «Диво» 178 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Нет Да Функциональный поиск, возможность делиться настроенными фильтрами, авторассылка отчетов по расписанию, конфигурация библиотеки метрик, No-code конструкторы, омниканальность, гибкая настройка SLA/OLA, интеграции с внешними системами через API, автоответы, возможность использования ЭЦП, соответствие ITIL Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Управление правами доступа и ролями, контроль параллельных сессий, завершение сессии при бездействии, политики паролей 4 года
2 SimpleOne ESM-платформа SimpleOne 174 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да DevOps‑поддержка и жизненный цикл, мониторинг платформы и health‑checks, масштабируемость, центр администрирования, миграция конфигураций, SDK и плагин‑фреймворк, маркетплейс для расширений и виджетов, миграция данных, phased rollout, No-Code AI Builder (Drag-and-Drop) Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Поддержка ABAC, field‑level permissions, поддержка корпоративных требований безопасности и регламентов 7 лет
3 ELMA ELMA365 ESM 171 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Омниканальность, гибкая настройка SLA/OLA, интеграции с внешними системами, автоответы, возможность использования ЭЦП, соответствие ITIL Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Управление правами доступа и ролями, резервное копирование, контроль параллельных сессий, завершение сессии при бездействии, управление доступом к файлам, политики паролей 17 лет
4 Comindware RockIT Manager 168 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Многоканальное обслуживание, интеграция с другими системами через открытое самогенерирующееся API, управление полным жизненным циклом услуг Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Защищ. соединения по протоколу HTTPS/SSL, центр. контроль доступа ко всем компонентам системы и API, аутен-ция внешних систем при доступе к API, исп. сетевого экрана и обратного прокси-сервера на периметре, резервирование компонентов и использование резервных серверов, балансировка нагрузки, горизонт. масштаб-ние и репликация узлов хранения и обработки данных, резервное копирование и восстановление, хранение резервных копий в нескольких репозиториях 15 лет
5 «АйПи Консалтинг» IP Service Manager 142 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да ИИ-ассистент, гибкий модуль интеграций с внешними системами, загрузка файлов, модули управления ITIL-процессами, визуализация ресурсно-сервисной модели Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 11 лет
6 Directum Directum ESM 127 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 37 лет
7-8 «КСК ТЕХНОЛОГИИ» «KCK.Service Desk» 122 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 29 лет
7-8 ГК IT Expert ESM box 122 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 23 года
9 «СИНТЕЛЛЕКТ» TESSA 117 Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 19 лет

Топ-3 ESM-систем в России

1 место. «Диво»

Лидером рейтинга российских ESM-систем стала платформа «Диво» от компании «Лукоморье» («РТК ИТ плюс»), набрав 178 баллов.

«Диво» — это программная платформа для построения комплексной системы управления сервисами в компаниях любого масштаба. Она позволяет автоматизировать и упорядочить работу всех внутренних служб: ИТ, HR, административно-хозяйственного отдела и других. Платформа гибко интегрируется с существующими системами и состоит из пяти модулей, каждый из которых решает конкретные задачи.

Среди модулей — портал для сотрудников с формами и поиском, конструктор процессов и услуг, инструмент аналитики с дашбордами, нейросеть для автоматической обработки запросов и чат-бот для коммуникации с поддержкой. Вместе они создают единую цифровую среду, которая ускоряет выполнение заявок, повышает прозрачность услуг и снижает операционную нагрузку на сервисные подразделения.

2 место. SimpleOne ESM (корпорация ITG)

Вторую строчку рейтинга занимает платформа SimpleOne ESM от компании SimpleOne, набрав 174 балла. 

SimpleOne ESM — это российская платформа управления корпоративными сервисами, предназначенная для автоматизации сервисных процессов в различных подразделениях организации: ИТ, HR, финансы, АХО и др. Платформа включает единый каталог услуг, адаптивный портал самообслуживания и инструменты оркестрации, обеспечивающие прозрачность и контролируемость исполнения корпоративных сервисов.

Инструменты GenAI с поддержкой ИИ-агентов автоматизируют рутинные операции: парсируют и классифицируют входящие обращения, формируют умные подсказки и генерируют ответы, ускоряя обработку и повышая долю самообслуживания.

3 место. ELMA365 ESM

Тройку лучших ESM-систем закрывает ELMA365 ESM от компании ELMA, набрав 171 балл. 

ELMA365 ESM — это комплексная платформа для управления корпоративными услугами, построенная на базе low-code технологий. Система предназначена для автоматизации сервисных процессов в организациях любого масштаба и позволяет эффективно управлять запросами пользователей, контролировать качество услуг и оптимизировать рабочие процессы. 

Благодаря low-code подходу, пользователи могут самостоятельно модифицировать процессы, создавать новые формы и отчеты без привлечения разработчиков. Система поддерживает управление инцидентами, проблемами, изменениями, а также предоставляет инструменты для работы с базой знаний и контроля соблюдения SLA.

Методология составления рейтинга

Аналитиками «Компьютерры» было проведено кабинетное исследование с целью изучения российского рынка ESM-систем, по результатам которого были сформулированы критерии оценки. На основе критериев была разработана анкета. Информация для рейтинга была собрана методом анкетного опроса компаний, после чего проведена техническая валидация данных.

Отметим, участники заполняют анкеты на добровольной основе, поэтому в рейтинге могут быть представлены не все компании. За каждый критерий участнику начислялось определенное количество баллов. Место в рейтинге определялось на основе финальной суммы баллов.

Функционал

Критерий «Функционал» был разделен на 12 подкритериев, обозначающих базовые функции. За каждый из них участнику начислялось 5 баллов.

Портал самообслуживания

Критерий «Портал самообслуживания» был разделен на 7 подкритериев, обозначающих возможности портала. За каждый подкритерий участнику начислялось 4 балла. 

Безопасность

Критерий «Безопасность» был разделен на 7 подкритериев, обозначающих механизмы обеспечения безопасности. За каждый участнику начислялось 4 балла.

Опыт компании

За критерий «Опыт компании» участник может получить 5, 10, 15 либо 20 баллов в зависимости от опыта. 5 баллов — от 0 до 10 лет, 10 баллов — от 11 до 20 лет, 15 баллов — от 21 до 30 лет, 20 баллов — более 30 лет.

Сводная таблица начисления баллов

Критерий Баллы
Функционал 5 за каждый
Портал самообслуживания 4 за каждый
Безопасность 4 за каждый
Опыт компании 5/10/15/20

Аналитический отдел издания «Компьютерра» регулярно изучает рынок и выпускает исследования, обзоры и рейтинги. Ознакомиться с планом на 2025-2026 год можно по ссылке. Ранее опубликованы:

Рейтинг российских разработчиков ПО для виртуальных рабочих столов (VDI) 2025

Рейтинг российских ERP-систем 2025

Рейтинг российских корпоративных мессенджеров 2025

Рейтинг российских Service Desk-систем 2025

—  Рейтинг российских провайдеров опенсорсных облачных платформ 2025

Также читайте исследование «Компьютерры»: «300 практик применения ИИ: результаты, кейсы, мнения».

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях