Аналитический отдел «Компьютерры» изучил российский рынок ITSM-систем и составил рейтинг лучших решений за 2025 год.
ITSM-системы (IT Service Management) — это класс программных решений для управления ИТ-услугами в организации. Они задают единые правила работы ИТ-подразделения, формализуют процессы поддержки и эксплуатации и обеспечивают их исполнение в измеримом и контролируемом виде.
Ключевая роль ITSM-систем — переход ИТ-функции от реагирования на отдельные инциденты к управлению услугами как непрерывным процессом. Через такие системы компании управляют обращениями пользователей, инцидентами, изменениями, конфигурациями и уровнями сервиса, получая сквозную видимость состояния ИТ-среды.
Для бизнеса ценность ITSM-платформ выражается в предсказуемости и управляемости ИТ. Они помогают сокращать простои, рационально использовать ресурсы ИТ-службы, контролировать затраты и качество сервиса. В результате ИТ перестает быть источником постоянных сбоев и рисков и становится поддерживающей функцией для операционной деятельности компании.
Карта рынка
На карте рынка представлены шесть лучших ITSM-систем на российском рынке.

Изучите наш интерактивный каталог импортозамещения с лучшими российскими продуктами и решениями.
Рейтинг отечественных ITSM-систем
|
Место
|
Компания
|
Решение
|
Баллы
|
Функционал (5) | Технические характеристики (4) | Безопасность (4) | ||||||||||||||||||||||
| Поддержка ITIL-процессов | Управление запросами | Портал самообслуж. | Каталог ИТ-услуг | CMDB | Управление активами | Автоматизация процессов | Управление проблемами | Аналитика и отчетность | Интеграции с AD | Другое | Масштабируемость | Low-code | Резервирование | Интеграции с сист. монитор. | Интеграции с DevOps | Конструктор форм и правил | Кластеризация | Disaster recovery | Реестр ПО | RBAC | SSO | Двухфакторная аутентификация | Аудит и журнал. | Шифрование данных | ||||
| 1 | «Лукоморье» («РТК ИТ плюс») | «Диво» | 206 | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | 21 доп. функция | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
| 2 | SimpleOne | ITSM-система SimpleOne | 171 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | 13 доп. функций | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
| 3 | ELMA | ELMA365 Service Desk | 166 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | 12 доп. функций | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
| 4 | Comindware | RockIT Manager | 161 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | 11 доп. функций | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
| 5 | «АйПи Консалтинг» | IP Service Manager | 132 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | 6 доп. функций | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да |
| 6 | Directum | Directum ESM | 111 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | ИИ-помощник для оформления обращения | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
| 7 | ГК IT Expert | ITSM box | 106 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
| 8-9 | «КСК ТЕХНОЛОГИИ» | «KCK.Service Desk» | 102 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
| 8-9 | «ЭМБЕР» | AMBER Service Desk | 102 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Топ-3 ITSM-систем в России
1 место. «Диво»
Лидером рейтинга российских ITSM-систем стала платформа «Диво» от компании «Лукоморье» («РТК ИТ плюс»), набрав 206 баллов.
«Диво» — это программная платформа, предназначенная для создания полноценной системы управления сервисами компании любой величины.
Система позволяет автоматизировать процессы управления ИТ, а также ОЦО, АХО, HR и других сервисных подразделений. Каждый модуль можно интегрировать с любыми системами, вписать в любой ИТ-ландшафт. Решение состоит из пяти модулей: «Диво Портал», «Диво Сервис», «Диво Мера», «Диво Лингво» и «Диво Бот».
2 место. SimpleOne ITSM (корпорация ITG)
Вторую строчку рейтинга отечественных ITSM-систем заняла платформа SimpleOne ITSM от компании SimpleOne, набрав 171 балл.
SimpleOne ITSM — это современная российская система автоматизации ИТ-процессов нового поколения, построенная на No/Low/Pro-code платформе. Решение разработано в соответствии с практиками ITIL 4, ITIL v3, VeriSM и стандартами IT4IT, ISO/IEC 20000, что обеспечивает полное соответствие мировым стандартам управления ИТ-услугами. Платформу используют крупные российские и международные компании из сфер финансов, ритейла, логистики, производства и других областей.
Это не просто ITSM-система, а полноценная ESM-платформа, позволяющая масштабировать сервисный подход на все подразделения организации — HR, юридический отдел, АХО, финансы. Low-code инструменты платформы позволяют легко кастомизировать процессы без программирования, сокращая время внедрения и затраты на доработку, при этом производительность системы не снижается даже при глубоких кастомизациях. ИИ-инструменты платформы позволяют создавать сценарии, виджеты и ИИ-агентов для интеллектуальной автоматизации бизнес-процессов.
3 место. ELMA365 Service Desk
Тройку лучших ITSM-систем в России закрывает ELMA365 Service Desk от компании ELMA, набрав 166 баллов.
ELMA365 Service Desk — платформа с широким функционалом для управления корпоративными сервисами: от каталога услуг, заявок и SLA до учета активов и согласований изменений. Продукт входит в low-code экосистему ELMA365 и имеет мощный BPM-движок в основе, поэтому «из коробки» закрывает ключевые сценарии ESM/ITSM и легко дополняется под специфику бизнеса.
Архитектура и процессы выстроены по принципам ITIL: инциденты, запросы, проблемы, изменения и конфигурации ведутся в единой модели данных с прозрачной аналитикой и четкими ответственностями. Благодаря экосистеме платформа нативно интегрируется с CRM, клиентским сервисом (CX), ECM/CSP и проектами, формируя сквозные цепочки.
Методология составления рейтинга
Аналитиками «Компьютерры» было проведено кабинетное исследование с целью изучения российского рынка ITSM-систем, по результатам которого были сформулированы критерии оценки. На основе критериев была разработана анкета. Информация для рейтинга была собрана методом анкетного опроса компаний, после чего проведена техническая валидация данных.
Отметим, участники заполняют анкеты на добровольной основе, поэтому в рейтинге могут быть представлены не все компании. За каждый критерий участнику начислялось определенное количество баллов. Место в рейтинге определялось на основе финальной суммы баллов.
Функционал
Критерий «Функционал» был разделен на 11 подкритериев, обозначающих базовые функции. За каждый из них участнику начислялось 5 баллов.
Технические характеристики
Критерий «Технические характеристики» был разделен на 8 подкритериев, обозначающих технические возможности системы. За каждый подкритерий участнику начислялось 4 балла.
Безопасность
Критерий «Безопасность» был разделен на 6 подкритериев, обозначающих механизмы обеспечения безопасности. За каждый участнику начислялось 4 балла.
Сводная таблица начисления баллов
| Критерий | Баллы |
| Функционал | 5 за каждый |
| Технические характеристики | 4 за каждый |
| Безопасность | 4 за каждый |
Аналитический отдел издания «Компьютерра» регулярно изучает рынок и выпускает исследования, обзоры и рейтинги. Ознакомиться с планом на 2025-2026 год можно по ссылке. Ранее опубликованы:
— Рейтинг российских ERP-систем 2025
— Рейтинг российских корпоративных мессенджеров 2025
— Рейтинг российских Service Desk-систем 2025
— Рейтинг российских провайдеров опенсорсных облачных платформ 2025
Также читайте исследование «Компьютерры»: «300 практик применения ИИ: результаты, кейсы, мнения».