Цифровая эра стирает границы между технологиями и творчеством. На круглом столе «Компьютерры» представители бизнеса, науки и власти обсудили, как креативные индустрии (КИ) и ИТ могут стать движущей силой экономики нового типа. Мероприятие прошло в Failover Bar (СПб), некоторые спикеры подключились онлайн.
В круглом столе участвовали:
- Александра Радушинская, генеральный директор АНО «Центр Развития и Поддержки Культуры и Науки».
- Лидия Рой, руководитель Лаборатории креативных индустрий в Московской школе управления СКОЛКОВО и председатель Совета ТПП РФ по креативным индустриям.
- Константин Бучнев, заместитель генерального директора по развитию креативных индустрий Агентства креативных индустрий (АКИ) и видеоигр.
- Валентин Шумовский, заместитель координатора КИ в СПБ (ЦФО клуб креативных предпринимателей), занимается консалтингом и сопровождением продуктов и команд.
- Никита Мошкалов, архитектор iiko ERP. Занимается разработкой ПО, железа, стратегий и образовательных продуктов. Активно развивает профессиональные сообщества.
- Элиза Новикова — модератор, главный редактор журнала «Компьютерра».
- Елизавета Шапошникова — продюсер мероприятий «Компьютерры».
Что КИ могут взять у ИТ
Первый вопрос обсуждения касался того, что креативные индустрии (КИ) могут взять у ИТ. Спикеры сошлись во мнении, что ИТ демонстрирует системный подход, который сейчас крайне необходим креативному сектору, чтобы перейти от хаотичного роста к устойчивому развитию. Ключевые уроки включают структуризацию процессов, управление, подготовку кадров и создание экосистем.
1. Опыт эволюции и появления «среднего звена»
Валентин Шумовский провел параллель между текущим состоянием КИ и ИТ-рынком 2011-2014 годов. Он отметил, что прорыв в ИТ произошел с появлением сильных средних компаний. Это создало четкую ролевую модель и помогло отличить технологических предпринимателей от изобретателей без ориентации на продукт.
Такие компании также сформировали запрос на конкретные компетенции. Средние компании активно проникали в те ниши рынка, где раньше доминировали крупные игроки.
«Сегодня креативный сектор напоминает технологический рынок 2014–2016 годов. На нем есть множество независимых предпринимателей, которые действуют самостоятельно, а также крупные компании, которые уже завоевали свою нишу и выстроили бизнес-модель», — сообщил Валентин Шумовский.
Он считает, что КИ должны повторить этот путь системного роста, перенимая ключевые элементы: компетенции в продуктовом развитии и управлении проектами, наличие институтов поддержки (аналоги технологических брокеров) и корпоративных акселераторов.
2. Профессионализация: от ремесла к мастерству и системному подходу
Никита Мошкалов раскрыл тему эволюции специалиста в ИТ и его применимость к КИ. Он подчеркнул, что любая творческая профессия начинается с ремесла:
«Со временем наша индустрия становится более утилитарной. ИТ уже не цель, а средство».
Никита Мошкалов, архитектор iiko ERP. Занимается разработкой ПО, железа, стратегий и образовательных продуктов. Активно развивает профессиональные сообщества
«Задачи упрощаются, а навыки становятся более типовыми. На курсах можно получить базовые навыки программирования. Но чтобы стать профессионалом, который решает конкретные задачи, нужно много времени», — отметил эксперт.
Средний путь от новичка до специалиста занимает три года. Это путь от ремесла к мастерству, требующему творчества. Однако зрелость индустрии приходит с разделением труда, фокусировкой на метриках и долгосрочном планировании, как это видно в крупных игровых проектах (Double-A, Triple-A).
Мошкалов отметил, что в таких проектах команды ориентированы на метрики, а не на видение: «Если команда работает над игрой три года, а потом она никому не нужна, это провал». Он призвал КИ перенять этот системный подход, который включает учет целевой аудитории и долгосрочное планирование.
3. Инфраструктура и экосистема поддержки
Константин Бучнев привел пример мощной инфраструктуры для ИТ в «Сколково». Эта модель может быть адаптирована для КИ: льготные офисы, технологическая база (студии захвата движения, звукозаписи, ЦОД), PR-пространства и мероприятия для привлечения инвестиций и партнеров.
Лидия Рой говорила о создании специализированных институтов для КИ — лабораторий, центров и рабочих групп в ТПП по аналогии с ИТ. Она подчеркнула необходимость систематизировать бизнес-процессы, настроить менеджмент и построить новые бизнес-модели.
Лаборатория креативных индустрий Школы управления Сколково фокусируется на восполнении дефицита управленческого образования для креативного бизнеса.
4. Управление и экономика как основа устойчивости
Александра Радушинская указала на дисбаланс в образовательных программах для КИ. Она, как и Лидия Рой, видит решение в интеграции управленческих и экономических знаний в подготовку кадров для КИ:
«В образовательных программах по креативному бизнесу акцент смещен в сторону креативной части, а знаний по экономике и менеджменту не хватает».
Александра Радушинская, генеральный директор АНО «Центр Развития и Поддержки Культуры и Науки»
Радушинская считает, что это сделает бизнес более устойчивым, несмотря на его креативность. Она отметила, что при подготовке будущих менеджеров и бизнесменов необходимо уделять больше внимания ИТ, экономике и менеджменту, как это уже укоренилось в ИТ.
Что КИ дадут ИТ
Креативные индустрии и информационные технологии — не просто соседи, а взаимодополняющие силы. Если ИТ создают инструменты будущего, то КИ наполняют их смыслом, эстетикой и человеческими ценностями. Спикеры подчеркивают: этот симбиоз открывает уникальные возможности для технологического сектора.
1. Культурный код и глобальная конкурентоспособность
КИ становятся источником «души» для цифровых продуктов, превращая утилитарные решения в эмоционально значимые. Валентин Шумовский видит в этом ключевую точку роста: «Технологическое оснащение и PR-компетенции сейчас являются очевидными точками роста».
«В составе 16 креативных индустрий есть две, которые имеют двойное назначение — это ИТ и PR».
Валентин Шумовский, заместитель координатора КИ в СПБ (ЦФО клуб креативных предпринимателей), занимается консалтингом и сопровождением продуктов и команд
Никита Мошкалов добавляет, что высокая квалификация в ИТ уже требует творчества, аналогичного мастерству в КИ: «Путь от новичка до специалиста — три года. Это путь от ремесла к мастерству, которое требует творчества. Чем выше квалификация, тем больше спрос на специалиста».
Дизайн, нарративы, культурные коды — именно КИ помогают ИТ-продуктам резонировать с глобальной аудиторией, преодолевая клишированность.
2. Новые сценарии применения технологий
КИ становятся полигоном для прорывных ИТ-решений — от ИИ-генерации контента до VR-арт-пространств. Лидия Рой приводит пример метавселенных: «Тема метавселенных растет на международном уровне примерно на 37% в год. Для нас важна не только монетизация, но и смысловая часть. Мы поднимаем проблематику, на которую стоит обратить внимание разработчикам».
Константин Бучнев иллюстрирует это на индустрии видеоигр, где технологии сливаются с творчеством: «В кластере [«Сколково»] будут студии захвата движения, просмотровые залы, студии звукозаписи, киберспортивная арена. Это инфраструктура для реализации проектов от идеи до выхода на международные платформы». Такие проекты создают спрос на AI, VR/AR, облачные рендеринг-системы, открывая ИТ-компаниям новые рынки.
3. Креативные бизнес-модели для цифровых продуктов
КИ демонстрируют, как монетизировать уникальность, а не тиражируемость. Бучнев описывает экосистему для инди-разработчиков игр: «Мы организуем акселерационный проект: сбор команд, помощь в упаковке продуктов, питчинги. Это привлекает инвестиции — уже вложено 150 млн рублей».
Шумовский предлагает перенести в КИ опыт ИТ-акселераторов: «Корпоративные акселерационные программы позволяют работать адресно. Компетенции в управлении продуктами легко адаптировать к креативному сектору».
Александра Радушинская добавляет критичный аспект: «Для развития КИ нужна защита креативной составляющей. Мы можем защищать товарные знаки, но не то, что формирует стоимость бизнеса». Этот вызов стимулирует ИТ создавать новые инструменты управления правами (NFT, блокчейн-реестры) и монетизации цифрового контента.
Роль закона
Креативные индустрии в России сталкиваются с правовым вакуумом, который не просто тормозит развитие отдельных проектов, но и препятствует формированию жизнеспособных кросс-отраслевых связей и синергии. Без адекватной правовой базы потенциал креативного сектора останется нереализованным. Среди щепетильных тем поднимались:
1. Юридическая беспомощность и угроза копирования
Наиболее остро проблема ощущается в сфере защиты интеллектуальной собственности (IP), особенно в цифровой среде. Александра Радушинская приводит наглядный пример: «В сфере медиа в Петербурге сложно найти юриста, специализирующегося на этой области. Работать с патентной защитой также трудно».
«Мы можем защищать только товарные знаки, но не те вещи, которые формируют стоимость в креативных бизнесах».
Александра Радушинская, генеральный директор АНО «Центр Развития и Поддержки Культуры и Науки»
Эта ситуация делает компании беззащитными перед копированием их ключевых активов — идей, дизайна, контента. Это тормозит развитие.
2. Системные инициативы и институциональная поддержка
Понимая глубину проблемы, представители рынка стремятся к поиску системных решений. Как отмечает Лидия Рой, такая работа ведется в рамках Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ:
«Недавно при Торгово-промышленной палате РФ был создан новый совет по креативным индустриям. Его задача — выстраивать институциональную поддержку и создавать условия для роста отрасли. В рамках ТПП мы работаем над тем, чтобы у креативного сектора появились понятные правила, инструменты и возможности для масштабирования».
Лидия Рой, руководитель Лаборатории креативных индустрий в Московской школе управления СКОЛКОВО и председатель Совета ТПП РФ по креативным индустриям
Создание таких специализированных структур внутри влиятельных институтов — ключевой шаг к выработке отраслевых стандартов, лоббированию необходимых изменений в законодательстве и созданию правовой инфраструктуры, учитывающей специфику креативных индустрий (например, работу с метавселенными, где вопросы IP и юрисдикции особенно сложны).
3. Правовая поддержка кросс-отраслевых проектов
Важным аспектом синергии является создание правовых условий для взаимодействия креативных индустрий с другими секторами, прежде всего с ИТ.
Проект игрового кластера в Сколково, описанный Константином Бучневым, демонстрирует, как льготные правовые и экономические режимы могут стимулировать развитие сложных кросс-отраслевых проектов: «На территории кластера предусмотрены значительные льготы по аренде. Например, стоимость аренды составляет всего 1100 рублей за квадратный метр в год… Это бесплатно для Сколково и Москвы, учитывая высокий уровень технологической обеспеченности».
Такие меры снижают барьеры для входа и позволяют компаниям фокусироваться на инновациях и кооперации, а не на преодолении бюрократических препон.
Технологический сектор как ориентир
Валентин Шумовский предлагает использовать уже апробированный путь технологического сектора: «Поскольку этот путь уже пройден в технологическом секторе, некоторые его элементы можно перенести в креативный сектор». Эксперт выделяет ключевые точки роста, требующие правового оформления:
- Институты-посредники. «Институты, такие как технологические брокеры, которые могут помочь в переходе от идеи к работающему бизнесу» — рассказал Шумовский. Такие структуры нуждаются в четком правовом статусе и поддержке.
- Акселерационные программы. «Корпоративные акселерационные программы, которые позволяют работать более адресно и эффективно». Их успех зависит от ясных правил взаимодействия между стартапами, корпорациями и инвесторами.
Создание эффективной правовой рамки для креативных индустрий — не просто вопрос защиты авторских прав. Это фундамент для синергии между творчеством, технологиями и бизнесом.
Как показывает опыт игрового кластера в «Сколково» и работа Совета по креативным индустриям при ТПП РФ, решение лежит в комплексном подходе:
- разработке специализированных норм (особенно для цифровой среды и новых форматов вроде метавселенных);
- создании поддерживающих институтов;
- предоставлении целевых льгот для кросс-отраслевых проектов;
- адаптации успешных регуляторных моделей из смежных секторов, таких как ИТ.
Без этого креативный потенциал России рискует остаться нераскрытым или быть присвоенным теми, кто действует в более защищенных юрисдикциях.
Подведем уроки
Диалог креативных индустрий (КИ) и ИТ — насущная потребность экономики будущего. Дискуссия показала, что КИ критически зависят от системного подхода ИТ-сектора. Им нужны управленческие навыки, развитая инфраструктура (от акселераторов до кластеров) и профессиональные кадры, где творчество сочетается с экономической грамотностью.
В свою очередь, технологии получают не просто инструменты, а культурный код, дизайн-мышление и инновационные сценарии, от VR-арта до NFT-монетизации.
Потенциал этого взаимодействия сдерживает правовой вакуум. Без защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде, законов для метавселенных и налоговых льгот для межотраслевых проектов, как в Сколково, Россия рискует потерять оба сектора.
Путь вперед лежит через три ключевых шага:
- Заимствование ИТ-опыта — создание «среднего звена» компаний, внедрение метрик и экосистем поддержки.
- Интеграция креатива в технологии — через дизайн, сторителлинг и экспериментальные площадки для ИИ и VR.
- Формирование правовой базы — создание специализированных институтов, законов для цифрового IP и льгот для синергичных проектов.
Как подчеркнули спикеры, альтернативы этому партнерству нет. В мире, где софт без «души» уступает, а искусство без технологий не масштабируется, выигрывают только гибридные решения.
