Сотрудников Сеченовского Университета пригласят учиться в Цифровой кампус

Обучить ИИ для автоматизации рутины, построить команду для создания полезных врачам и пациентам решений, обработать терабайты данных для поиска неочевидных ответов на клинические задачи — всему этому можно научиться в совместном кампусе Сеченовского Университета и «Школы 21». Сейчас программу MedIT осваивают студенты, аспиранты и ординаторы, а с 16 февраля к ним смогут присоединиться и сотрудники университета. Следующий шаг — масштабирование на всю страну. Уже в 2026 году появятся первые «спутники» кампуса в регионах России. Как устроено обучение в формате peer-to-peer, чему учат студентов-медиков и врачей, а также зачем масштабировать проект в регионы в 2026 году, рассказал директор кампуса Юрий Огнев.

Обучить ИИ для автоматизации рутины, построить команду для создания полезных врачам и пациентам решений, обработать терабайты данных для поиска неочевидных ответов на клинические задачи — всему этому можно научиться в совместном кампусе Сеченовского Университета и «Школы 21». Сейчас программу MedIT осваивают студенты, аспиранты и ординаторы, а с 16 февраля к ним смогут присоединиться и сотрудники университета. Следующий шаг — масштабирование на всю страну. Уже в 2026 году появятся первые «спутники» кампуса в регионах России. Как устроено обучение в формате peer-to-peer, чему учат студентов-медиков и врачей, а также зачем масштабировать проект в регионы в 2026 году, рассказал директор кампуса Юрий Огнев.

— В университете уже давно можно освоить ИТ, например, на Цифровой кафедре. Чем отличается обучение в вашем кампусе?

Мы вместе с коллегами из Индустрии образования Сбера предлагаем новый формат, которого еще не было ни в одном медицинском, да и вообще в российском университете. Это не отменяет классическое образование — кому-то удобнее лекции и семинары. У нас же нет ни того, ни другого. Участники работают в командах над реальными практическими задачами. Вместо учебников — просторы интернета и принцип «равный равному»: можно объединяться в команды, советоваться друг с другом, но нельзя копировать.

Правда, есть нюанс. Студенты иногда решают сложные задачи с помощью ИИ-помощников. Но на этапе взаимной проверки, когда студенты проверяют друг друга, или на экзамене все равно придется объяснить, как они пришли к решению. А пока несколько раз объяснишь — уже сам разберешься. Как в том анекдоте про профессора, который несколько раз объяснял тему: «Я уже и сам понял, а они не понимают!»

За основу мы взяли методологию Школы цифровых компетенций от Сбера — peer-to-peer, то есть равный равному. Но мы адаптировали ее для будущих медиков. Наша цель — не подготовить высококвалифицированных программистов, а вырастить современного врача-исследователя, который умеет мыслить и клинически, и технически. 

Ведь сегодня реальность изменилась: роботы в операционных, аналитические системы и ИИ-помощники. Если не принять ее, будет сложно. Например, с ИИ-ассистентом, который расшифровывает жалобы пациента и предлагает предварительный диагноз, врач тратит меньше времени на бумажную работу. Ему остается проверить и скорректировать, а это быстрее, чем заполнять протокол с нуля. И вместо того, чтобы уткнуться в экран компьютера, заполняя формы, врач может уделить максимум внимания пациенту.

— Аналитики говорят, что рынок охладел к ИИ-решениям. Может, их просто стало слишком много?

Проблема в другом: множество ИТ-решений, даже прошедших апробацию, не доходят до врачей и пациентов. Это говорит не о несовершенстве технологий, а о том, что часть из них не отвечает потребностям конкретных медицинских коллективов или пациентов. Рост рынка MedIT замедляется, происходит перераспределение. Российские компании, крупные и средние, модернизируют ИИ-ассистентов, превращая их в многофункциональные health-инструменты. Конечно, для этого требуется более тесное взаимодействие и сотрудничество разработчиков с клиникой.

При этом врачи и организаторы здравоохранения адаптируют рабочий процесс под новые технологии и инструменты. Пациенты все чаще пользуются удобными носимыми устройствами. Поэтому медицинские специалисты должны быть готовы к нововведениям, внедрять их в практику.

Чтобы новые ИТ-продукты «полетели», не только компаниям нужно понять потребности врачей. Но и медику нужно на равных общаться с программистами, грамотно ставить задачи и пояснять, что не так. Либо самому адаптировать продукт под свои нужды. Вот таких квалифицированных заказчиков, почти «соразработчиков», мы и готовим. И соединяем мир ИТ и медицины в одном образовательном пространстве.

— Кампусу полтора года. Пришлось ли менять программы, чтобы угнаться за рынком?

Разрабатывая программы, мы изучили прогнозы по рынку MedIT до 2030 года. Самыми востребованными будут разработчики, продакт-менеджеры, медицинские аналитики и системные интеграторы. В кампусе можно освоить базовый уровень программирования и другие направления в ИТ, где не требуется как таковое программирование. Среди участников наших программ (пиров) можно встретить как будущих инженеров, так и врачей.

Основная программа рассчитана на год. Сначала — база программирования, затем углубление в одно из направлений: ИИ в медицине, веб-разработку или аналитику данных. Последнее — самое популярное.

Есть и параллельные программы — управление ИТ-проектами и UX/UI-дизайн. За дизайн нас даже «хейтили», спрашивали: «Зачем он медикам?» Но когда мы погрузились в эту тему, стало ясно, что без него никуда. 

Любые разработки и программные компоненты должны учитывать пользовательский опыт — каким бы информативным ни был сайт или приложение, если он сделан нелогично и в цветах «вырви глаз», пользователь закроет его за несколько секунд.

— Новый формат обучения себя оправдал? Студенты справляются со свободным графиком — ведь кампус работает 24/7?

Формат точно оправдал себя. Сжатые сроки и командная работа мотивируют. Те, кто раньше не программировал, через год уже создают свои продукты. Например, наши студенты уже сделали чат-бота для психологической поддержки, платформу для расчета рисков осложнений у хронических пациентов, обучили нейросети решать задачи в хемоинформатике-токсикологии и подбирать мембраны для экспериментов с биологически активными веществами.

Хотя peer-to-peer подходит не всем. Кто-то проходит «бассейн» — трехнедельный отборочный этап, — получает базовые навыки, и этого оказывается достаточно. Кто-то не выдерживает дедлайны. А часть не только доходит до конца, но и проходит сразу несколько образовательных модулей. Через цифровой кампус за полтора года прошло около тысячи человек, до выпуска дошли чуть больше двухсот. В 2025 году мы выпустили 104 человека, а скоро второй выпуск — 111.

Кстати, командная работа для многих — тоже вызов. Порой приходят интроверты, которые раньше не выходили за пределы лекционной аудитории. Но программа устроена так, что проект не завершить, пока его не проверят другие участники и пока ты сам не проверишь чужие работы. Параллельно нужно зарабатывать очки в активностях. Можно провести лекцию, стать волонтером, устроить киновечер или даже турнир по паделу (это нечто среднее между большим теннисом и пинг-понгом).

Так развиваются ораторские навыки, коммуникация, горизонтальные связи. И мы видим результат: самые закрытые студенты начинают ходить на университетские мероприятия, хакатоны, ищут, где применить знания, и выпускаются с огромной сетью контактов для будущих междисциплинарных команд. Ведь сегодня они студенты, а завтра — ведущие эксперты в медицине и MedIT.

— Какие дальнейшие планы?

Мы развиваем и масштабируем проект каждые полгода. Сначала приглашали только студентов (более 60% — будущие врачи), потом присоединились ординаторы, аспиранты, затем иностранные студенты. А с ближайшего «бассейна» будем приглашать и сотрудников Сеченовского Университета! Пока они осваивают азы программирования и погружаются в MedIT, возможно, заодно найдут талантливых студентов для своих исследований. Так мы станем первой образовательной площадкой в Сеченовском Университете, где будут создаваться горизонтальные связи преподавателей и обучающихся.

Кроме того, с весны 2026 года Сеченовский Университет и «Школа 21» начнут масштабировать программу на всю страну. Будет два формата:

  • Во-первых, на базе нашего университета мы объединим студентов московских медицинских вузов. Это будет совместная работа разных университетов, которая поможет будущим врачам и инженерам учиться, проводить исследования, начинать прорывные проекты вместе. 
  • Во-вторых, в разных городах появятся «спутники» на базе существующих региональных кампусов «Школы 21» и медицинских университетов. Мы постепенно создадим единое, можно сказать, мультикампусное онлайн-пространство, где участники кампусов смогут взаимодействовать друг с другом. 

Сеченовский Университет уже становится лидером в развитии образования в сфере MedIT. Ведь для того, чтобы рынок ИТ-решений в медицине был конкурентоспособным, нужно находить, поддерживать и обучать таланты по всей стране.

Проект реализуют по программе развития Сеченовского Университета на 2025–2036 годы в рамках программы «Приоритет-2030» (нацпроект «Молодежь и дети»).

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях