Читают ли в интернете файлы PDF?

Кросс-платформенный формат электронных документов PDF, появившийся ещё в начале девяностых, сегодня переживает неожиданный всплеск популярности. Во многом это связано с распространением планшетов с большими и качественным экранами, на которых прекрасно выглядят не только тексты, но и профессионально свёрстанные полноцветные журналы.

Между тем существует множество намного больше подходящих для планшетов форматов, которые не только не уступают PDF, но и обладают дополнительными интерактивными функциями, обычными для современных интернет-устройств. Может, всё-таки стоит оставить этот формат тем, для кого он изначально и предназначался, то есть профессиональным печатникам, и не навязывать его потребителям?

why-pdf-01

Однако, помимо популярной прессы, существует куда более крупные источники, генерирующие огромные объёмы файлов PDF в поистине промышленных масштабах. И вот лишь один характерный пример. Такое серьёзное международное финансовое учреждение, как Всемирный банк, ежегодно публикует сотни всевозможных докладов и отчётов — естественно, в формате PDF. Напомним, что основная сфера деятельности Всемирного банка сводится к предоставлению кредитов развивающимся странам, и поэтому подробное информирование общественности там считают важной частью своей миссии. Однако в мае 2014 года в руководстве Банка внезапно выяснили, что все эти документы, похоже, вообще никто не читает.

Разумеется, как настоящая серьёзная организация, по результатам этого исследования Банк выпустил официальный отчёт на 34 страницах… конечно же, в формате PDF. И это один из самых популярных PDF-файлов, когда-либо скачанных с сайта Всемирного банка, — благодаря вниманию со стороны блогеров и бурным обсуждениям на сайтах вроде Reddit. Эдакий тонкий троллинг самого себя и признание бессмысленности значительной части своей деятельности. Между тем имеет смысл ознакомиться с некоторыми деталями этого отчёта.

Главное открытие, которое сделали для себя сотрудники Всемирного банка, заключается в том, что около трети всех выкладываемых в интернет документов этой организации в формате PDF вообще никогда никем не скачивалось. Ни разу.

Из 1 611 отчётов по политике Всемирного банка, опубликованных за период с 2008 по 2012 год, никогда не скачивалось более 30%. Подготовка каждого из этих отчётов обошлась примерно в $180 тыс., включая затраты на оплату труда авторов и другие расходы, так что на создание никому не интересных бумаг за пять лет было потрачено $93 млн! Более того, 87% всех опубликованных докладов никогда нигде не цитировалось, хотя, возможно, сами файлы и оседали на винчестерах компьютеров каких-нибудь специалистов.

why-pdf-02

Объективности ради, нужно оговориться: скорее всего, ни разу не скачанные отчёты всё-таки кто-то читал, поскольку такие документы обычно печатаются небольшим тиражом и раздаются в бумажном виде заинтересованным лицам. Кроме того, они могут также рассылаться по электронной почте специалистам. В конце концов, как отмечается в докладе, большая часть этих отчётов не рассчитана на широкую аудиторию, поскольку они затрагивают очень узкие технические вопросы или информируют о порядке предоставления займов.

В принципе, Всемирный банк мог бы и не поднимать этой проблемы, поскольку на самом деле у него всё в порядке с общественным вниманием. В том же самом отчёте говорится, что почти 70% всех публикаций Банка, к которым относятся не только описанные выше доклады, так или иначе освещаются в прессе в течение трёх лет с момента выхода в свет. Эта организация столь же широко цитируется в научных работах, как и другие престижные экономические учреждения.

Сам факт распространения большого числа малочитаемых документов типичен для онлайновых изданий: львиную долю трафика приносят лишь некоторые особенно популярные статьи или видеоролики, в то время как подавляющее большинство материалов интересно лишь небольшому числу посетителей. Поэтому совершенно неудивительно, что значительная часть материалов сайта Всемирного банка никого не заинтересовала.

Однако в действительности самый важный урок, который можно извлечь из опыта сайта Всемирного банка, заключается в другом: PDF и интернет несовместимы. Настоящая причина того, что столь значительную часть документов этой организации никто даже не открыл, кроется в том, что это были именно файлы PDF. Которые прежде всего надо скачать. Если бы эти доклады были выложены на обычных веб-страницах, они совершенно точно нашли бы гораздо больше читателей.

Проблема именно в формате PDF: для его открытия требуется как минимум плагин для браузера или специальная программа (в OS X, впрочем, PDF открывается штатным просмотрщиком). По этим файлам труднее перемещаться, чем по веб-страницам, из-за особенностей формата при пролистывании они могут подтормаживать даже на самых мощных компьютерах, не говоря уже о планшетах. В зависимости от настроек файла из них трудно или вообще невозможно скопировать текст или изображение.

Файлы PDF выглядят абсолютно чужеродным образованием в интернете. Да, в них можно делать гиперссылки на внешние ресурсы, но перемещаться между такими документами и обычными веб-страницами не очень удобно. Их даже можно оптимизировать для поисковых машин, чем на самом деле мало кто занимается. И уж далеко не каждый будет кликать по ссылке на PDF-файл в результатах поиска, если есть альтернативные варианты. Даже если это картинки с милыми котиками или сборники анекдотов.

Однако, несмотря на все эти недостатки, файлы PDF продолжают странствовать по Сети — только потому, что их просто опубликовать. Но мало кто задумывается над тем, что такими публикациями неудобно пользоваться — и из-за этого они могут не найти своего читателя.

Да, есть область, где «бытовое» применение формата PDF (или, например, DJVU) вполне оправданно: это электронные копии бумажных полноцветных журналов или нехудожественных книг, где принципиально важно сохранение оригинального форматирования. В большинстве своём это, скажем так, неофициальные копии, хотя некоторые редакции вполне официально распространяют журналы именно в формате PDF и не торопятся переходить к мобильным приложениям и оптимизированным для портативных устройств версиям своих изданий.

Смысл в этом только один: вы сможете увидеть оригинальную вёрстку на любом устройстве с помощью массы различных бесплатных приложений. Но вряд ли сегодня можно найти много эстетов, читающих журналы на настольном 27-дюймовом дисплее. Большинство предпочитает удобные портативные планшеты, на которых уместнее выглядели бы специально оптимизированные издания, а не копии бумажной вёрстки в формате из начала девяностых. Может, наконец, пришла пора вернуть PDF профессионалам и вспомнить, что мы уже четырнадцатый год живём в XXI веке?

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях