Интернет вещей: бизнес-преимущества и добавочная ценность изделий

Технологии Интернета вещей (Internet of Things — IoT) обладают огромным потенциалом, который может стать одним из ключевых преимуществ для бизнеса уже в ближайшем будущем. Все больше промышленных производителей из зарубежных стран используют возможности коммуникаций машина – машина (M2M) для повышения эффективности работы своих изделий. В России IoT- тренд еще только набирает силу. В этой статье мы расскажем, какие функции являются сегодня не новаторством, а реальной необходимостью; и почему нужно тщательно планировать внедрение IoT уже сейчас, и какие бизнес-результаты можно получить в ближайшие годы.

Возможность соединения различных устройств с помощью сети интернет — от производственного оборудования до конечных изделий — позволяет развить информационную инфраструктуру организации до уровня интеллектуального управления основными операционными процессами. В мире эта концепция получила название Интернет вещей (IoT).

Однако сам по себе факт подключения устройства к интернету еще не несет преимуществ для бизнеса. Напротив, без грамотного управления и стратегии новые интерфейсы и потоки данных могут создать хаос и подвергнуть информационные ресурсы предприятия опасности. Поэтому, развивая Интернет вещей, нужно тщательно спланировать, как будет работать ваша экосистема взаимодействующей друг с другом техники, и какую роль она сыграет в решении поставленных задач.

Intel_IoT-m

Зачем нужен Интернет вещей?

Применение на предприятиях концепции IoT преследует вполне определенные цели – обеспечить оперативный доступ к данным генерируемым изделием в процессе эксплуатации, обеспечить контроль состояния изделия и дистанционно обновлять встроенный программный код.

Как следствие, IoT-системы повышают операционную эффективность бизнеса. Благодаря постоянному обмену данными, вы получаете новую информацию, которая поможет ускорить продажи, улучшить обслуживание или сделать разработку изделий более эффективной.

При работе на конкурентном рынке IoT добавит вашим изделиям уникальные характеристики. Благодаря этому, вложения в Интернет вещей позволят придать выпускаемой продукции дифференцирующие отличия. Более функциональный продукт или целое сервисное предложение, например, вписывающееся в концепцию «Умный многоквартиный дом», будет привлекательнее, чем отдельные продукты конкурентов, и поможет при правильном продвижении и маркетинге отвоевать большую часть рынка.

Умный дом:
Пример нужного развития инфраструктуры для последующего внедрения IoT – Арх-проект «Лица» от Capital Group.

Существует целый ряд возможностей в концепции IoT, которые способны обеспечить дополнительные источники прибыли. Например, вместе с товаром предлагается платная услуга, это может быть индивидуальная консультация медицинского специалиста на основе собранной телемедециной информации, автоматическая доставка продуктов на дом — вариантов очень много. В этом ракурсе привлекательность IoT крайне высока, так как связанные через интернет устройства можно дополнять новыми сервисами на протяжении всего срока их эксплуатации.

Телемедицина:
Пример eHealth решения для удаленной оперативной медицинской поддержки пациентов от Deutsche Telecom.

Однако не стоит забывать, что вложения в ИТ-технологии могут быть бессмысленными. И внедрение IoT может оказаться совершенно бесполезным. Лишние функции в тех устройствах, где они не используются, предоставление широких возможностей для устройств с узкой специализацией — все это приводит к большим затратам на разработку с нулевым экономическим эффектом.

Пользовательские функции IoT-изделий

Для потребителей существует целый набор преимуществ, которые стимулируют покупку именно подключенных устройств.

1. Можно постоянно отслеживать состояние изделия, анализировать ту среду, в которой оно находится, нагрузку на устройство и наиболее часто используемые функции. Другими словами, можно вести полномасштабный мониторинг и собирать в своем центре обработки данных информацию о всех основных параметрах устройств находящихся в эксплуатации.

2. Подключение к всемирной сети позволяет контролировать работу устройства, которое находится где угодно. Такой подход позволяет блокировать двигатель автомобиля в случае угона, не допускать включения неисправной техники – к примеру газового внутридомового оборудования, а также предотвращать неправильную эксплуатацию изделий.

3. IoT открывает двери для оптимизации функционала под конечного потребителя. В зависимости от параметров, полученных во время мониторинга, можно удаленно настраивать технику для выполнения определенных действий, обновлять в ней управляющее ПО, адаптировать к стилю и внешним условиям эксплуатации. Все это может повысить ценность предлагаемого производителем решения “продукт + сервисная услуга” и сделать их более конкурентоспособными.

4. Наконец, при наличии подключения, устройство может быть настроено для автоматического выполнения определенных действий. То есть, изделие сможет самостоятельно адаптироваться к поставленным задачам с помощью облачных ресурсов — подавать сигнал о том, что кондиционер не справляется с охлаждением в помещении, запускать оптимизацию системы энергоснабжения по текущему прогнозу погоды, отключать неиспользуемые потребители электроэнергии и так далее.

Этапы зрелости информационной структуры предприятия

Однако для эффективного выполнения всех стоящих перед экосистемой подключенных устройств задач, необходимо построить ИТ-инфраструктуру, обладающую достаточной зрелостью. Практика показывает, что инновационные решения в сфере IoT возможны только в том случае, если предприятие постепенно приближается к ним, проходя шаг за шагом стадии сбора информации об эксплуатации, анализа данных и интеграции собственных ИТ-систем. В данном случае каждый следующий уровень зрелости системы связанных изделий создает новые возможности для повышения прибыли и оптимизации структуры затрат предприятия, а также помогает компаниям и производителям становиться более конкурентоспособными. Важно двигаться постепенно, например, чтобы перейти к интеграции систем сначала необходимо выстроить ИТ-уровни обслуживнания и анализа информации от потребителей.

Четырехступенчатая модель зрелости (сервис — анализ — интеграция — инновации) была разработана PTC с учетом результатов успешно реализованных проектов наших заказчиков. Практика показывает, что по мере внедрения более инновационных методов, роль Интернета вещей становится все более важной для формирования ценных предложений по изделиям. Своевременно инвестируя средства в новые возможности, рассчитанные на конкретные сценарии использования, производитель получает реальные преимущества, а также минимизирует риски связанные с гарантийными случаями в эксплуатации изделий.

Computerra

Хорошим примером здесь может служить компания Diebold, известный поставщик решений для автоматизации банковской деятельности. Компания использует IoT для оптимизации процессов технического обслуживания своей продукции, и это позволило ей на 17% повысить количество инцидентов, решаемых без выезда специалиста, а также на 15% сократить время простоя оборудования у заказчиков. При этом среднее время на устронение проблем с оборудованием сократилось с 3 часов до 30 минут. И это только на первом этапе!

Еще больших результатов позволяет добиться внедрение в операционную практику предприятия аналитических IoT-платформ. Благодаря использованию ролевых информационных панелей, все участники бизнес-процессов, будь то производство или сервис, получают нужную информацию в то же время, когда она поступает от устройства. Такой подход позволяет на порядок уменьшить время реагирования и принятия решений, так как вместо устаревшей формы периодических отчетов, аналитические IoT-системы постоянно накапливают данные от устройств в ходе эксплуатации и предлагают сотрудникам готовые срезы информации в реальном времени.

И последний, необходимый элемент для повышения ценности предлагаемых закачикам решений — интеграция — подразумевает подключение IoT-решений к бизнес-системам. Они могут встраиваться в учетные и ERPCRM-системы и системы управления цепочками поставок (SCM). Интеграция между IoT и бизнес–системами помогает сделать производственное предприятие более гибким в целом и быстрее реагировать на любые изменения — от затруднений с логистикой до смены предпочтений пользователей.

Ценность данных, получаемых в ходе эксплуатации изделий

Для организации эффективного управления данными по изделиям на протяжении всего жизненного цикла (ЖЦИ), необходимо использовать данные из различных источников. Логично, что важной составляющей, обеспечившей трансформацию предложений для заказчиков, является информация, получаемая из самого продукта в ходе эксплуатации. Она служит основой для разработки дополнительных качественных характеристик продукции, выливающихся в производственную эффективность или ценные потребительские характеристики. Тем не менее, нужно иметь в виду, что эту информацию придется собирать при помощи специальных модулей или IoT-шлюзов, встраиваемых в изделие и передавать по каким-то каналам связи. И то, и другое требует дополнительных расходов. К тому же, чем сильнее развита интеллектуальная составляющая устройства, тем важнее защищать передаваемые данные от взлома, что ведет к дополнительным расходам на информационную безопасность.

Помимо этого важно дополнять аналитические IoT-системы открытой информацией из интернет-источников, бизнес-информацией из CRM-систем и данными из ERP-систем, которые содержат различную информацию о производстве и обслуживании изделий. Только в этом случае IoT-платформа становится частью жизненного цикла изделия, помогая максимально эффективно проходить все его этапы — проектирование, производство, обслуживание и ремонт. Грамотно и четко настроенная аналитическая платформа позволяет получить быструю отдачу от консолидации данных из разных источников, а в случае затяжной реализации проекта позволяет отказаться от бесперспективных вариантов развития продукции.

Какие функции действительно необходимы?

Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что концепция IoT в современном производстве — это очевидный тренд, однако внедрение новых технологий мониторинга, контроля и оптимизации портфеля изделий требует наличия тщательно проработанной продуктовой стратегии предприятия. Принимая решение о внедрении IoT, нужно задать себе вопросы:

• Какие функциональные возможности позволят получать преимущества, как сегодня, так и на протяжении ближайших лет?
• Что наполняет наши изделия ценными качествами?

При правильном подходе, использование концепции IoT становится реальным конкурентным преимуществом, но при бездумном внедрении ведет лишь к ненужным расходам и рискам по безопасности.

Согласитесь, вряд ли кого-то впечатлит пылесос с GPS-приемником, но сбор информации о техническом состоянии автомобиля в реальном времени является сегодня одной из соревновательных «фишек» ведущих автопроизводителей.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях