Стало быть, поехали! Роботакси уже на улицах

Технологии
автор: Евгений Золотов  20 сентября 2016

Конец лета — начало осени ознаменовались прорывом в индустрии робокаров: сразу две компании начали открытую эксплуатацию роботакси в реальных условиях. Про одну вы точно слышали: Uber в Питтсбурге, США. Про другую, возможно, нет: тоже американская nuTonomy, но в Сингапуре. И несмотря на разные страны, и технику, и освещение в СМИ, в этих историях больше общего, чем кажется. Самое главное — они проводят черту: всё, робокары вошли в нашу жизнь!

Впрочем, в первом приближении оба проекта — лишь жалкая пародия на бизнес. Правильней было бы назвать их продолжением испытаний, разве что теперь с участием добровольцев. У nuTonomy меньше пяти машин (крохотные Mitsubishi), катающихся только по одному району Сингапура (суть: вуз-городку), под непрерывным контролем сидящего за рулём техника-водителя. Uber ушла недалеко: у неё дюжина гибридных седанов Ford Fusion, увешанных что ваш танк лазерами, камерами и сенсорами, но за рулём всё тот же всегда готовый вмешаться водитель, а рядом ещё и айтишник, контролирующий процесс «изнутри».

Uber разработала робоначинку сама — купив для этого сотни сотрудников Carnegie Mellon University и несколько стартапов. Суммарно на свой робопроект она истратила уже больше миллиарда долларов (включая картографирование и даже перестройку улиц). Много? Но задачу создания роботакси компания считает одной из самых важных.

Uber разработала робоначинку сама — купив для этого сотни сотрудников Carnegie Mellon University и несколько стартапов. Суммарно на свой робопроект она истратила уже больше миллиарда долларов (включая картографирование и даже перестройку улиц). Много? Но задачу создания роботакси компания считает одной из самых важных.

Правда, эксперимент Uber всё-таки смотрится более выгодно — и вовсе не из-за грамотной ставки на журналистов (которых, кажется, они только и возили в первые дни). В отличие от вечнозелёного стерильного Сингапура, Питтсбург — настоящее проклятие автомобилиста: изрезанный реками и мостами (их тут почти полтысячи), с узкими улочками и сложным рельефом, с жарким летом, когда всё зарастает, и ледяной зимой, когда ездить по холмам становится почти невозможно, это достойная задача. Ну и потом, уже в течение следующих месяцев Uber выпустит на здешние улицы целую сотню роботизированных Volvo XC90, собираемых в сотрудничестве с производителем. Там тоже будут лидар, камеры, сенсоры, но по крайней мере они не бросаются в глаза.

Так вот, повторюсь, для скептиков всё это пока лишь пиар. Да, горожане и вправду могут теперь заказать роботакси, но о каком бизнесе может идти речь, если в машине обязаны сидеть один или два технаря? По всей видимости, Uber и nuTonomy просто пытаются опередить на повороте Google, Apple и других — которые тоже занимаются робокаром, но пока не рискнули «отдать» свои продукты простым людям.

Есть у скептиков и другой аргумент: качество робовождения оставляет желать лучшего. Даже вымеряв город по сантиметру, даже составив статистическую модель уличного движения (как часто, например, на улице X едущие в левом ряду прижимают к обочине правых), ни Uber, ни её оппонент, пока не смогли обеспечить гладкой езды. Робокар, бывает, бьёт по тормозам, излишне бурно реагируя на странные манёвры соседей, не в состоянии самостоятельно поменять ряд в некоторых ситуациях (например, при аварийной остановке транспортного средства перед ним), не понимает стоп-сигналов, оказывается парализован при встрече с необычным (случай из жизни: перебегающая дорогу ростовая кукла-курица) и т.д. Да, всё обещают исправить и многое даже уже в текущем году, но сами понимаете, это как раз тот случай, когда обещаниями сыт не будешь.

Так видит мир робокар.

Так видит мир робокар.

И тем не менее nuTonomy и Uber обеспечили несколько чрезвычайно важных подвижек, недооценивать которые нельзя. И прежде всего практически доказали, что существуют города, в которых власть понимает, что регуляция следует за инновациями, а не наоборот.

Дать робокарам «зелёный свет», да ещё разрешить возить пассажиров — на такое нужна не только смелость, но и понимание: что если сделаем не мы, сделают другие, что правил дорожного движения для автоматических авто пока нет, но и быть не может из-за отсутствия опыта, что страхи в подобных случаях часто преувеличены, а выгоды по незнанию не видны. И поскольку такие города нашлись, можно утверждать, что проблема выпуска робокара на дорогу, казавшаяся одно время неразрешимой (и юридически, и психологически), отчасти уже устранена. Дальше и другим будет легче — в том числе перешагнуть порог удаления человека из-за руля.

Во-вторых, даже этот, более чем скромный, опыт заставил в открытую заговорить о бухгалтерии роботакси. Ведь чем выгоден автомобиль без водителя? Тем, что водителю не нужно платить. Сейчас, например, Uber отдаёт работающим на неё таксистам (грубо) 80 центов с каждого заработанного доллара. Но представьте, что у неё появился свой робопарк. Выручка махом вырастет впятеро — и это ещё не всё. Робокар сможет колесить по улицам полные сутки, всю неделю, круглый год, прерываясь лишь на заправку и техобслуживание. Что в свою очередь не только ещё увеличит выручку, но и главное — на порядок сократит размер автопарка, необходимого для выполнения того же количества поездок в единицу времени.

200916-3

Наконец, в-третьих, стал собираться бесценный багаж впечатлений простых горожан от использования робокара. Да, там всё ещё сидят водитель и инженер, готовые вмешаться в случае необходимости: касание органов управления отрубает автоматику, а на крайний случай предусмотрена даже кнопка «Стоп».

И всё равно это уже робокар — с его необычным поведением (например, чувствуя расстояние лучше человека, он, как оказалось, склонен протискиваться там, куда человек сунуться бы не рискнул, и вообще проезжать непривычно близко к препятствиям), с его монотонной «стариковской» манерой езды (когда только можно, он держится правил, в частности, по скорости). Так насколько это страшно в действительности — довериться роботу? Насколько интересно? Не обнаружатся ли какие-то скрытые особенности, достоинства или недостатки?

До прошлой недели все три пункта были чистой теорией. Теперь, наконец, начал копиться практический опыт. И если обойдётся без эксцессов, Uber и nuTonomy сформируют фундамент того будущего, которое прожектёры рисуют нам уже через 10-15 лет. Что мы откажемся от владения автомобилем, что львиная доля авто будет почти или самоуправляемой, что безопасность дорожного движения вырастет в разы и исчезнет целая профессия, кормившая миллионы человек с незапамятных времён.

Верите?

P.S. 29 сентября штат Калифорния официально разрешил испытания на дорогах общего пользования робокаров без подстраховки человеком.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Первая жертва робокара: кого винить?
Первая жертва робокара: кого винить?
Заблудившиеся насмерть: с GPS пора завязывать?
Заблудившиеся насмерть: с GPS пора завязывать?
Робокары: первая кровь. Кто виноват и что делать?
Робокары: первая кровь. Кто виноват и что делать?
  • Mike Pluzhnik

    Software development http://ardas-it.com/

  • Илья Шпаньков

    Дать робокарам «зелёный свет», да ещё разрешить возить пассажиров — на такое нужна не только смелость, но и понимание…

    Нет. Тут нужна обычная жадность. Т.к.:
    Ведь чем выгоден автомобиль без водителя? Тем, что водителю не нужно платить.

    Вот и весь секрет.

    При этом уверен, что даже когда весь мир пересядет в робомобили, настоящая элита по-прежнему будет пользоваться живым водителем. И только когда роботехнологии будут оттестированы на толпе и станут достаточно надёжными — только тогда элита сменит человека на робота. Да и то не факт. Ведь несмотря на то, что весь мир уже плотно сидит на полуфабрикатах и фастфуде, элита по-прежнему предпочитает персонального повара.

    • Инженер

      Есть такая профессия — водитель-телохранитель. Думаю, она не отомрет в обозримом будущем.

      • Когда-нибудь приведут статистику: «предавшие телохранители» VS. «сбойнувший рободрайвер», с последствиями. Профессия даже после этого не отомрет, но осадок останется.

    • И только когда роботехнологии будут оттестированы на толпе и станут достаточно надёжными — только тогда элита сменит человека на робота. Да и то не факт.
      Вероятней всего будет симбиоз,т.е. в штатной ситуации робот а в случае чего человек+робот.

    • гость

      сериал континуум описал,особенно еда из 3д принтера

    • rey

      трудно жить в вашем мире, только нагибаторы и нагиваемые, и, видимо, Шпанько — элементом из одного множества. Так и в дурочку недолго.

      • Илья Шпаньков

        Наоборот. Когда понимаешь суть вещей — жить легче.

        • rey

          когда понимаешь-то да. Но мы же про вас говорим, и ваши фантазии о мире (и им подобные у других людей). Не надо тут пытаться подменять предмет обсуждения.

          • Илья Шпаньков

            Так и я про себя говорю. Или у вас отсутствие понимания сути вещей приводит к нарушениям понимания вообще?

          • rey

            Шпаньков, вот вам опять непонятно, а мне опять скучно на ваш Даннинг-Крюггер смотреть.

            «Это не про вас», Шпаньков, потому что вы, и «понимание сути вещей» — вещи несовместимые. Так что мы либо про _понимание_ сути вещей говорим, либо про мирок ваших убогих, не очень здоровых ч/б фантазий о Реальности.
            «Теперь ясно?» (если косплеить известный мем). Sad but true.

          • Илья Шпаньков

            Ваши тщетные попытки сострить никак не добавляют вам понимания сути вещей. Что, впрочем, никого не волнует.

          • rey

            Вот именно это я и имел ввиду, Ильюша. Есть Реальность: то, что я вам говорю, это не попытка сострить, это разворачивание изначальной мысли: ваша черно-белая фобическая картина мира и Реальность — это две разные вещи, и вы, как человек не относящийся критически к своей картина мира, от столь самодовольно данного вами (ибо думали, что описываете себя) определения «понимаю суть вещей» — дико, дико далеки.

            И видите — вы даже этого были понять не в состоянии.

            Т.е. еще раз — есть Реальность, и есть ваше ее понимание — ваша картина мира, картина реальность. И они «даже рядом не стояли».

            Отдельно понравился еще один штришок, подтверждающий ваш эгоцентризм (такие отношения вас, вашей картины мира, и Реальности именно так (но не только так) называются) — вот это обобщение своего мнения на всех, что в последнем (очень надеюсь, каюсь) вашем предложении было. А ведь даже дурачку известно (вот сейчас и проверим — вам, Ильюша, известно?) простое децентрирующее правило-приговорка: «отучаемся говорить за всех».

          • Илья Шпаньков

            Вы заблуждаетесь. Я предлагаю оценивать реальность с точки зрения хоть какой-то системы (в данном случае — марксизм), а вы вообще не хотите (или не можете) её оценивать, т.к. системы никакой у вас нет, просто живёте, как живёте. Ну, иногда вот пытаетесь забавно сострить.

          • rey

            >Вы заблуждаетесь.

            — Ильюша, вы недостаточно адекватны и умны, чтобы производить адекватные суждения о Реальности. И «и вот и опять, дорогая редакция», — нам это вновь демонстрируете.

            >Я предлагаю оценивать реальность с точки зрения хоть какой-то системы (в данном случае — марксизм),

            — тут две смешные вещи в одном флаконе. Первое — напыщенное (да, раздутое эго у эгоцентристов — это норма) самодовольство в том, что вы таки выбрали неадекватную систему оценки Реальности, как вы выразились, мол, это лучше отсутствия системы (что это за системы, и с чего вы взяли, что альтернатива вашему выбору — бессистемность — это отдельный вопрос). Нет Ильюша, уже тут ваша неадекватность видна — использовать заведомо неработающий инструмент заведомо хуже, чем не использовать никакого.

            Второе смешное тут, это то, что вы свои когнитивные искажения «марксизмом» называете. Любой _адекватный_ марксист, уверен, бежит от такой попытки к ним приблизится, т.е. от вас, как от чумного.

            Но это все присказка, сказка — впереди.

            А вот и она. Ильюша в очередной раз делает то же самое, в чем я его уличаю тут который коммент подряд, а он на это все оправдывается, оправдывается, и отнекивается. А именно — демонстрирует колоссальное расхождение своей картины мира с одной стороны, и Реальности — с другой (и вообще свои когнитивные искажения демонстрирует):

            > а вы вообще не хотите (или не можете) её оценивать, т.к. системы никакой у вас нет, просто живёте, как живёте.

            — Шпанько, тупенький вы наш, пальчиком по тредику хоть проведите, дурашка. Вы не знаете обо мне ровно _нихуя_, чтобы делать какие-то заключения о том, что я предлагаю, что у меня есть, а чего нет; не знаете ровно нихуя кроме того, что я написал вам здесь.

            А написал я простую вещь — то, что вы неадекватны (и когнитивные искажения, которые я вам приписываю, вы успешно демонстрируете в каждом, в, блядь, КАЖДОМ комменте в этой беседе(sic!). (И, конечно же, в упор их не замечаете)), и ваша картина мира, кроме того, что является нездоровой, неадекватна Реальности.

            Где тут что-то про меня, шароебище вы наше ЗПР-ное?

            Илюша, вот этот вот финт, — фантазирование о Реальности, и, следующим же шагом, принятие своих фантазий, или, если хотите строже — _гипотез_ о Реальности за _факт_ о Реальности, и сразу же, «не дробя» _опора_ на эти фантазитии как на факт о Реальности — это очень характерные черты. Черты эгоцентризма, который суть — одно большое когнитивное искажение, — неадекватное восприятие мира просто по определению.

            И это бы ничего, если бы вы были ребенком, для детей это нормально. Но в вашем случае, Ильюша. это ЗПР — задержка психического развития. Вы не решили своевременно возрастную задачу, не децентрирровалсиь. Как были дитем (в равзвитии), так и остались, т.е. эгоцентризм как был, так и остался.

            Вот и все, что я говорил в этом треде. Больше обо мне вы знать ничего не знаете, — что я там предлагаю, а чего нет, и т.д., и т.п. А вы, напомню, нас тут фантазиями об этом завалить уже успели, подавая их как _факт_ о Реальности. Т.е. неадекват свой в восприятии Реальности, о котором я говорю с первого коммента в этом треде, опять таки продемонстрировали.

            «Теперь видно?»((с)П.Д.)

          • Александр

            Очень красиво вы себя раскрыли обсуждая личность Шпанькова , и не возражая ему по существу комментария. Открыто проявили себя бессистемным мудаком и отныне для ускорения знакомства с комментариями смело ваши буду пропускать, как бессодержательные.. А Илья мудро не ответил вам, чтоб срач тут не разводить…

          • rey

            ну, мудаком именно вы себя выставили тут только что. С чего (кроме вашей неадекватной самооценки, привет вашему Эго) вы взяли, что ваше мнение, после такой репрезентации мне хоть немного интересно — ума не приложу (приложу, но вам не понравится моя гипотеза).

            Простите, но вы дурачек из той же обоймы, что и Шпанько наше (уже изрядно многих тут заебавшее). Тьмы вас, тьмы.

          • Alexandr Filippow

            Вы мягко говоря больной…. Ничего не скажу про Шпанькова — у него свои тараканы, но вам бы к доктору…. Ради чего все эти высеры ? Внимания мало ? Шпанькова оскорбить — мнение которого вам якобы неинтересно ?

          • rey

            вы, мягко говоря, тупой, что обесценивает ваше беспардонное вмешательство до полного ноля.

          • Alexandr Filippow

            ну, от необходимости медицинской помощи не открещиваетесь, и то хорошо. Пусть я тупой буду, но вы бы к психологу сходили, рассказали, как на протяжении двух десятков постов, доказываете неинтересному вам мудаку, что он мудак.

          • rey

            дада, вам бы хотелось, чтобы я всерьез на продукты вашего баттхерта реагировал. Меж тем гугл услужливо подсказал мне его источники; и ваши потуги самоудовлетвориться таким вот безобразным образом об меня, заиграли новыми красками)).

            Думаю, вам стоит прислушаться к голосу вашего бессознательного, столь настойчиво пытающегося поговорить с вами через механизм проекций.

          • Илья Шпаньков

            Вы зря заводитесь и вываливаете кучу букв в комментарий. Никакой полезной информации в нём нет. И — да, вы правы: я могу вас оценивать только по вашим словам. Но этого уже достаточно, чтобы понять ваше отношение к жизни и уровень понимания реальности.

          • rey

            Шпаньков во всей красе: «вот и опять, дорогая редакция, извините за неровный подчерк».

            Вот он опять свои эротические фантазии обо мне («заводитесь»), принимает за факты о реальности, вот он опять в «милой непосредственности» эгоцентрической бестактности рассказывает Другому, что ему «зря»/ что «не зря» (и наш долбоебушка, я уверен, не понимает даже, что здесь не так), вот он с с классической бронебонойстью эгоцентриста-долбоеба даже и не пытается усомнить свою картину мира, даже когда его, как нагадившего где не след котенка, носом по его же ссаннью повозили.

            Вот за это вас, Шпанько, и не любят вменяемые люди. Не только за то, что вы долбоеб — это бы ладно, сколько за то, что вы долбоеб натурально непрошибаемый, т.е. просто неспособный осознать свой долбоебизм «даже перед лицом неразрешимых противоречий»(цитата). Ну еще бы, быть эгоцентристом в возрасте седых мудей можно только так — будучи долбоебом _идеальным_.

          • Илья Шпаньков

            OK, не буду мешать вашей истерике.

          • rey

            а вот и время автотерапевтирования от ваших защит (тех самых, хранивших вашу эгушку столь долго от децентрирования) подошло. И защиты-то все низкоуровневые — обесценивание, отрицание. «Чем проще, тем лучше», да?

            Еще раз, Ильюша — вы — долбоеб, при чем — долбоеб, неспособный осознать своего долбоебизма. Знайте об этом.

          • Илья Шпаньков

            Как можно обесценить то, что имеет нулевую ценность? Ваша агрессивность и грубость выглядят нелепо и обусловлены тем, что сказать вам по существу нечего — поэтому вы предпочитаете перейти к оскорблениям. Это ваш стиль такой, унаследованный, видимо, от приматов — там тоже принято бросаться какашками в «оппонента», чтобы заставить его уйти из брезгливости. Ну, так чего тогда удивляетесь? Ваш способ сработал — поздравляю. Добавил ли он вам ума? Навряд ли. Скорее, закрепил полученный навык, сделав из него приобретённый рефлекс. Аналогично и у меня появился новый «рефлекс»: где rey — там бросание какашками. Чтобы не пачкаться — лучше игнорировать. Так что оставляю вас наедине с «нереализованным копропотенциалом».

          • rey

            Q.E.D. — опять обесценивание, проекции (своей копрофилии, и ваших способов действия) отрицание — тот же самый набор примитивных защит.

            Шпаньков, вы неумный человек с когнитивными расстройствами, являющимися нормами для детей, но не для взрослого, и непробиваемыми защитами — так как вы до сих пор эгоцентрист, им, вашим защитам, пришлось такими стать. К сожалению для вас, а, главное, для окружающих, это лишает вас шансов на рефелксию.

            Примитизированная ч/б картина картина мира, которую вы тут форсите — убога и неадекватна Реальности. И вам, дурачку, всякий раз, как вы ее форсили, окружающим стоило бы давать по губам (фигурально выражаясь) — от того, что вам своевременно это не делали, вы так и остались эгоцентристом в возрасте, когда «о душе пора бы подумать», как говориться.

    • Илья, Вы марксист или член секты луддитов?

      • Илья Шпаньков

        А разве я проявил ненависть к новым технологиям? O_o

        • гость

          так Андреев вон например критиковал-разносил огрызки и гугл,но сам то им тоже пользуется

          • Илья Шпаньков

            Понятия не имею, кто такой Андреев и как это связано с тем, что я ничего не имею против новых технологий…

          • гость

            да ладно Илья) в прошлый раз я же тебя спрашивал «знаешь ведь Лёху Андреева и его статью «коробочка» в контексте статьи «айбой» на вебпланете?» ты мне вроде нормально ответил
            а тут на сайте у его была доставляющая статья даже чуть по сабжу тоесть про «вечнозелёные» http://www.computerra.ru/96788/

          • Илья Шпаньков

            Это я заработался уже :-)

      • Бумбараш

        Пропагандон, по собственному признанию.

        • TG387R

          Быстро вы ему место возле параши указали :)

    • dom3d

      Опять Шпаньков проявил себя во всей красе!

    • Alexandr Filippow

      Разве жадность отменяет наличие смелости и понимания ?О_о
      Разве желание экономить/зарабатывать больше, отменяет желание смотреть в небо ?
      Что есть настоящая элита в вашем понимании ? Те доли процента — кто создает будущее, внедряя в него фрагменты небывалово, творцы тобишь, или те — кто извлекает из всего прибыль, занимая верхушку олимпа экономики ?

      • Илья Шпаньков

        У человечества бесконечный список идей. И люди стремятся эти идеи реализовать просто потому, что это естественный процесс — научно-технический прогресс называется. И одни люди просто принимают участие в этом процессе реализации идей, т.к. им это доставляет огромное удовольствие, а другие берут процесс реализации идей под свой контроль и затем раздают результаты остальному обществу малыми порциями за деньги. Вот первые — это элита, а вторые — барыги. Причём, вторые ничего не могут изобрести — они эксплуатируют талант первых, наживаясь на результатах. Барыгам всё равно, что новое лекарство может спасти жизни миллионов людей. Они будут предоставлять его только тем, кто может заплатить. А кто не может — будет умирать. Вспомните историю пенициллина. Он был создан в Англии ещё перед войной, в 1940-м году, в 1941-м началось налаживание его производства в промышленных масштабах в США. Советский Союз попросил союзников поделиться их разработками в этой области, т.к. в СССР исследования запаздывали. В ответ получили молчание. В СССР подобный пенициллин был создан в 1942 году микробиологом Ермолаевой, причём, по своим свойствам он оказался качественнее иностранных образцов. Надо ли говорить, сколько жизней мог спасти пенициллин в первые, самые тяжёлые месяцы войны, если бы иностранцы не оказались барыгами?

        • Alexandr Filippow

          Бесконечный список идей, рили ? С чего вдруг такая уверенность ?
          Я вот не уверен в естественности научно-технического прогресса. Естественен относительно чего, почему так внезапно стрельнул только и исключительно в последние 2-3 сотни лет, а предыдущие тысячелетия, человечество чем занималось?
          Умение изобрести паровой двигатель — ничто, без умения придумать ему применение, и впарить тупым обезьянам необходимость его эксплуатации. Это очень тонкая грань — и в то же время она глубже пропасти. Современному человеку зачастую с трудом удается объяснить , зачем нужны энти самые энтегралы, если ему и без них живется неплохо.
          Один покупает патент на лекарство от спида — и тупо барыжит лекарством. Другой инвестирует в сотни стартапов, отсеивая зерна от плевел, и мы видим развитие новых идей, третий строит больнички и нанимает только высококвалифицированных сотрудников — чтобы качественно продавать заботу о здоровье, трое барыги? Может, всё не так черно-бело ?

          • Илья Шпаньков

            Как бесконечна Вселенная по меркам человека — так бесконечно и число тайн, в ней сокрытых. И пока хотя бы одна тайна остаётся нераскрытой, будут и новые идеи, как это сделать. Ведь, по сути, все человеческие идеи направлены исключительно на познание окружающего мира и на поиск способов повышения гарантий выживания в изменяющемся и во многом непредсказуемом мире. Т.е. даже научно-технический прогресс — это тоже способ повысить выживаемость вида Homo Sapiens.

            Поэтому тот, кто мешает течению НТП — вредит всему человечеству. И сегодня барыги как раз мешают. А мир — да, мир не чёрно-белый, и очень сложно, порой, свести воедино все векторы и вычислить — положительный или отрицательный получится общий вектор. Я для себя определяю так: если главная цель человека — личный успех или достаток, он является тормозом прогресса, т.к. все остальные виды его деятельности будут подчинены этому стремлению и он скорее помешает другим обойти себя, если не сможет быть первым (пример — Microsoft и фактически монополизированный рынок десктопов). Если же человек ставит главной целью именно результат, реализацию своей идеи, а все личные амбиции откладывает в сторону — здесь больше шансов сохранить скорость развития общества, т.к. такой человек всегда сможет пропустить вперёд того, кто может сделать больше и лучше, при этом будет помогать, а не ставить палки в колёса.

          • Alexandr Filippow

            от размеров вселенной, совершенно не зависит количество составляющих её элементов. Водород тут, и на Андромеде — будут тем же самым водородом. Физические принципы — на сегодняшний день, так-же продолжают быть постоянными, независимо от точки их наблюдения. Меняется лишь наше их понимание и трактовка.
            Самая же главная точка проблемы ограниченности мироздания — это сам человек — его вполне себе ограниченный объем мозга, черепной коробки, и соответственно объем хранимой и перерабатываемой информации. Вселенная существует сама по себе — но наше её понимание — только и исключительно внутри нас. Т.к. мы являемся существами априори ограниченными — то и наше понимание — рано или поздно просто сойдется по асимптоте с нашими ограничениями. Будущее — скорее бесконечный маразм — чем бесконечное развитие. Уже сейчас — получение достойного образования и специализация в узкой теме — занимают 2/3 если не 3/4 жизни. На развитие идей предшественников — с каждым десятилетием требуется всё больше и больше ресурса сознания, которое НИКАК не изменилось за прошедшие тысячелетия.

          • Илья Шпаньков

            Считаете, что эволюция — это миф? :-)

          • Alexandr Filippow

            Считаю что эволюция != прогресс. Т.к. приспособление != развитие.
            А интеллектуальной эволюции я вообще не наблюдаю, мозг неандертальца был больше и вероятно сложнее, чем хомо сапиенса, сильно ему это помогло?

          • Илья Шпаньков

            Да вы бунтарь :-)
            Между тем, я имел в виду именно эволюцию, как естественный процесс развития живой природы вообще и человека в частности.

            Что касается размера мозга… Вы читали, какого размера были первые процессоры, собранные из вакуумных ламп, реле и кучи другого электрического антиквариата? И насколько продуктивны были эти процессоры? Думаю, я вам ответил…

          • Alexandr Filippow

            Ещё раз — я не считаю эволюцию развитием. Для меня это два процесса в параллельных потоках. Эволюция может привести к развитию — а может и наоборот. Потому что это приспособление, адаптация к внешним условиям.
            Не сравнивайте технический прогресс и биологию, это как минимум глупо. Кости динозавров, спустя сотни миллионов лет, ничем принципиально не отличаются от костей человека. Так же как и мышцы, и общий принцип функционирования тканей.

            Орудия труда неандертальцев были сложней и качественней, чем у хомо-сапиенс в сопоставимый период. Это доказанные факты. Мы — обезьяны, истребившие более развитый вид.

          • Илья Шпаньков

            Мы — обезьяны, истребившие более развитый вид.

            Нет. Если мы выжили, а они — нет, это только означает, что мы оказались лучше приспособлены к жизни, чем они. Эволюция :-)

          • Alexandr Filippow

            Вы либо лицемер, либо лжец, либо дурак . Бактерии и вирусы вероятней всего уничтожат наш вид — значит они более приспособлены к жизни чем мы.
            Вы так некрасиво уклоняетесь от темы, что аж неприятно. Будет ли гибель 90% биосферы, считаться её развитием ? Можно ли считать уничтожение более разумного вида — менее разумным, развитием ?

          • Илья Шпаньков

            Бактерии и вирусы вероятней всего уничтожат наш вид — значит они более приспособлены к жизни чем мы.

            Безусловно. Если так случится, конечно. Я надеюсь, что не случится.

            Будет ли гибель 90% биосферы, считаться её развитием ?

            Если вы не в курсе, в истории Земли подобных катастроф было уже несколько. И каждая приводила к новому витку эволюции.

            Можно ли считать уничтожение более разумного вида — менее разумным, развитием ?

            Безусловно. Ведь оба вида участвовали в борьбе за выживание и один вид оказался сильнее другого. Даже несмотря на то, что исчезнувший вид имел некоторое превосходство в определённых параметрах. К сожалению, это превосходство оказалось менее полезным для победы, чем то превосходство, что имел другой вид.

    • Алишер Расулов

      Когда запретят живое вождение автомобильные концерны просто уберут органы управления и как в таком случае элита будет использовать персонального водителя. Да и вообще живой водитель главная проблема роботизации, именно он поступает нестандартно. Вся проблема в том что не разработаны и не внедрены системы «автомобиль-автомобиль» когда каждый автомобиль делится своим состоянием с рядом едущими автомобилями. Стоит автомобиль или едет вокруг него куча событий которые он должен передавать всем ближайшим.

  • Олег Устинов

    Когда все эти мечты о автомобиле без водителя воплотятся в жизнь, автомобильный рынок рухнет. Т.к. авто смогут работать круглосуточно — то тех же автомобилей дальнобойных грузовиков, автобусов, такси нужно меньше. Логично предположить что начнутся ценовые войны (за проезд) и ездить на такси будет очень дёшево. С семейными авто будет ещё хуже. При наличии дешёвого массового такси, авто для дома просто перестанут покупать. Рикошетом это затронет рынок страховщиков и ремонта авто.

    • Alexander K. Manusevich

      Да, роботакси — наиболее очевидный рынок для беспилотных авто. Но для него придется еще создать нормативную и техническую базу.
      Навскидку: можно ли роботу подсаживать попутчиков? можно ли остановить роботакси, просто «проголосовав» на улице? Или представьте себе, что вам надо сесть в такси в историческом центре города (скажем, итальянского), где стоянка и остановка запрещены…
      Пока все это будет утрясаться, у белковых таксистов еще есть некоторое время.

      • Олег Устинов

        Время конечно есть, но… Я тут подумал в правах отрыть категорию С (грузовики), но передумал. В дальней перспективе вряд ли пригодится, роботов посадят за руль. Хотя лет 5 до массовой роботизации автомобилей ещё есть.

      • Инженер

        Попутчиков — почему бы и нет, если заказ будет производиться со смартфона и оплата с банковского счета с ним связанного (т.е. личности пассажиров установлены). Плюс камера в салоне. В этом случае нет риска взять попутчика и одинокой даме ночью. «Голосование», скорее всего, будет игнорироваться. Остановка в историческом центре, думаю, будет разрешена, поскольку стоянку не будут оправдывать остановкой.

        • Alexander K. Manusevich

          Не слишком ли много персональных данных, чтобы доехать из пункта А в пункт Б?

          • Не слишком ли много персональных данных, чтобы доехать из пункта А в пункт Б?
            Чай 21 век на дворе ),от последствий сего некуда деться(разве в тайгу ).

          • Инженер

            Если «беспилотник» вернется на базу с заблеванным салоном или изрезанными сиденьями, как определить виновника? Если нет оплаты с банковского счета, он скажет, что телефон потерял и ничего не знает, а лица из под капюшона куртки не видно на камере или он в маске Гая Фокса, например. Нет, только авторизация по банковскому счету!

          • Alexander K. Manusevich

            Ну тогда взлом БД оператора роботакси становится вполне себе хлебным делом. И уверен, что найдется немало ситуаций, когда потенциальные пассажиры выберут белкового таксиста, которого интересуют хрустящие бумажки, а кусок пластика с ФИО на нем.

          • Инженер

            Не боятся же люди интернет-магазинов и интернет-банкинга. Почему робо-такси будет опаснее?

          • Alexander K. Manusevich

            Я не совсем уверен, что оператор роботакси будет в состоянии так же защитить личные данные клиентов, как это делает банк. Откуда и куда поехал конкретный человек тоже может быть кому-нибудь интересно (жене/мужу, начальнику, конкуренту и т.д., не говоря уже о «большом брате»), особенно если наблюдается некая регулярность поездок. У многих и на ведроиде история местоположений выключена не зря.
            Да, я понимаю, что операторы будут стараться защитить себя именно так, как вы описываете. Но это только на начальном этапе. Когда обкатают схему работы и начнут ценовые войны, придется и попутчиков брать, и тарифные планы, как у ОПСОСов, придумывать.

          • Можно карту оплаты «Таксишка» с «залитым» в чип отпечатком, чтобы в машине еще и проверить, кто карту сует. Правда, есть варианты с отдельно хранимыми пальцами, но перегибы такого рода всегда возможны.
            А слежка… Та же «Тройка» не может использоваться для контроля?

          • Абдулла Израилевич фон Шталь

            Кроме пальцев ещё и скан радужки/сетчатки впилить можно. А «отдельно хранимые пальцы» детектировать уже научились.

          • Alexander K. Manusevich

            Похоже на вполне жизнеспособный вариант. Не будем забывать, что «тройка» географически лимитирована. У буржуинов точно все будет по кредитке. И точно найдутся маргиналы, которым это не понравится, и которые будут предпочитать белковые рудименты за рулем.

          • Инженер

            «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»!»

          • Ну да, рободрайверу на лоб «красненькую» не пришлепнешь.

          • Инженер

            Деньги будут ходить в банке со счета на счет, тут технологии отлажены, а у диспетчера будет только журнал вызовов, но я уверен, что он и сейчас есть, так что новых опасностей не прибавится.

          • Alexander K. Manusevich

            И в целях борьбы с терроризмом обязать всех диспетчеров такси хранить журнал вызовов 3 года в нешифрованном виде.

          • Инженер

            Скорее всего, там хранятся столь малые объемы данных, что при нынешних объемах винчестеров можно хранить данные о всех вызовах вечно.

  • ФедералПресс
    18:58
    «Яндекс» и КамАЗ разработают технологию беспилотного такси для Москвы

    Даже страшно представить как это будет выглядеть ) , а уж ездить …

    • Саша Про

      Ну, уж «Яндексом» Вы пользуетесь (насколько я помню), а «Камаз» сколько-то там мильонов призов завоевал — может, срастётся? Приятно, когда страшные сказки воплощаются во что-то такое безвредное и даже рабочее, типа «Лады-Калины», хм.

      • Ну, уж «Яндексом» Вы пользуетесь (насколько я помню),
        Таки да ,но в Опере интегрированный ATGuard ) ,посему многих радостей Тындыкса я банально не вижу.)
        Кстати Опера В (встроенный vpn)
        а «Камаз» сколько-то там мильонов призов завоевал — может, срастётся?
        Я к тому что такси на шасси КамАЗа это жесть ) , да еще с привычкой Яндекса лезть куда не просят с рекламой и т.д.)
        Приятно, когда страшные сказки воплощаются во что-то такое безвредное и даже рабочее, типа «Лады-Калины», хм.
        Ну была б цена поменьше и было б вполне приемлемо, заодно посмотрите сколько мойшин отзывают западные компании )

        • Саша Про

          По мне, хороша та машина, которая безаварийно едет по нужному маршруту, ведомая надёжным шофёром — чаще всего, это вызываемая «Яндекс-такси» (Солярис-Поло-Рио). А роботакси, видать, не дождусь — что-то подсказывает их появление у нас лет, эдак через 20 — но, может, я пессимист.

          • 20 лет? Да Вы оптимист!! Причем, явно пионерской закваски. Даже завидую. Хотя, если идет речь о таком же робком появлении, как в статье…

          • Саша Про

            А, с другой стороны, действительность привносит свои коррективы — «упомяни о чёрте, а он уж тут как тут»: http://www.ntv.ru/novosti/1663556

          • Глядя на постанутый Инженером БРДМ и Ваши упоминания черта, щелкнуло в башке: 1986 год, кулуары одного НИИ, разговоры, мол, коллеги выдвинули идею танка с двумя людьми, функции механика-водителя будут автоматизированы: задал точку — танк едет туда, потом дальше. Ведь как-то хотели реализовать, вот ведь?

          • Саша Про

            Не могу удержаться от стопятисотого цитирования прелестного рассказа: http://hontor.ru/publ/robert_shekli_bitva/9-1-0-86

          • В.П.(W_P_)

            Класс!! Не читал раньше…

          • Саша Про

            Мне тоже очень нравится. Шекли, иногда, сильно разбирало; там ещё «Обмен разумов» шедеврален.

        • гость

          а что ручками слабо выдрать через драгонфлю див’ы и вставить в тот же адблок не путать с плюсом,а ты на хропере же?

          • ,а ты на хропере же?
            Да

          • гость

            а что по твоему настоящая уже не на что не способна?

    • Alex Rybakov

      Ну, предполагается, что примерно так: http://taxilife.ru/nationalnews/5841/

      • «Яндекс» и КамАЗ разработают технологию беспилотного такси для Москвы
        Я к тому что такси на шасси КамАЗа это жесть ) , да еще с привычкой Яндекса лезть куда не просят с рекламой и т.д.)

        • IF

          яндекс будет выбирать маршрут мимо нужных рекламных стендов

          • Саша Про

            «мимо», хм.

          • IF

            будт проводить неотключаемую экскурсию по рекламным местам столицы

          • Саша Про

            «Мимо» понравилось — тут и «вдоль», и «минуя».
            http://umkabase.org/song.aspx?id=115

          • TG387R

            Можно проще , поставить внутри вместо лобового жк панель и врубить рекламу на полной громкости квадрофонической акустики. И готов биться об заклад вы таки купите сникерс и запьете его кокаколой. Или вообще по госзаказу будут токшоу с соловьевым и новости с первого канала на полном эмоциональном надрыве верещать к концу поездки вы запишетесь добровольцем в молдавию.

        • Alex Rybakov

          Ну а чо? Хошь стрельнуть из бортового КПВТ по ходу движения — смотри 10 минут рекламы…

          • Саша Про

            Что-то пМВ давненько на тему оружия не писал, разве, бытового-охотничьего, вскользь. Или там и так всё ясно, бонбы-ракеты, «их» умные и «наши», типа тупо могучие?

          • Alex Rybakov

            Да тоже скучаю по старым статьям Преподобного :(

          • Саша Про

            Как там, в «Трёх мушкетёрах» — «Скучно, сударь! Давайте поскучаем вместе.»

          • IF

            «- а не выпить ли нам анжуйского? — сказал портос»

          • Саша Про

            Портос — гений, Атос, следуя этой норме, чуть не спился.

          • Массо-габаритные показатели у Атоса ниже, а метаболизм (генетически) такой-же, вот и проигрывал гонку воодушевлений.

          • Саша Про

            У Атоса установка принцыпиальная была, как, хм, у Вас с большевиками; Портос же из общей жовиальности предлагал.
            Ой, спутал Вас и АйЭфа, пардон! Ну, тогда вот смешная ссылка:
            https://lenta.ru/news/2016/09/21/zelenogorskiy/

          • В.П.(W_P_)

            Атос еще, помнится, жаловался что молодежь пить разучилась. Типа «а ведь этот еще из лучших!» ))

          • Саша Про

            За что и поплатился, почти (если бы не рождение виконта) — как там:
            » — Какое грустное зрелище нас ждет сегодня! — продолжал д’Артаньян. — Благородный дворянин с гордой осанкой, прекрасный боец, так блестяще проявлявший себя на войне, что все дивились, почему он держит в руке простую шпагу, а не маршальский жезл, явится нам согбенным стариком с красным носом и слезящимися глазами. Мы найдем его где-нибудь на лужайке в саду; он взглянет на нас мутными глазами и, может быть, даже не узнает нас.»

          • IF

            йотить… а подождать до следующего квартала? мало выборов, теперь еще эти «своими разводами резко снижают наши показатели»

          • Саша Про

            А ведь, «образцовое семейство» — какого рожна? Или так положено, модно, симметричный обряд? Деньги делить будут, вот ещё развлеченье. Вообще-то пофигу мороз эти вещи, а вот тут я прокайфовал, слегка, «эта женщина»:
            http://www.bbc.com/russian/features-37309663

          • Вскользь он теперь упоминает боевое оружие. Может, большую статью готовит? Там ведь очень много интересного(или нет?). Например, БМП-3 модернизируется до комплекса машин, могущих обмениваться целеуказаниями, в комплект «Ратник» входят разные гаджеты также с прицелом (пардон, поручик, — каламбур-с) на постоянный обмен данными. Так что, даже «Бахча» умнеет, не теряя могущества.

          • Саша Про

            «Бахча» — тульские штучки; видимо, это всё хорошо и эффективно, в локальных делах. Меня-то, как полного «шпака», больше беспокоят мериканские высокоточные «томагавки», зловеще подлетающие к Ботаническому саду.

          • Как-то у меня до сих пор вбитая с советских времен уверенность, что «уж Москву-то отстоим». А особенно после раскрытия сейчас показателей тех систем, которые берегли белокаменную ранее… Думаю, сейчас соотношение московской обороны с американским нападением такое же, оптимистичное. Может, народ в Москву не только деньги привлекают?
            Опять же, работяг в самой Москве все меньше, зачем же ее «томагавками»? Устрашать? Так, судя по некоторым постам, «замкадье» только обрадуется.
            Странно, что Вас USAF вообще беспокоят. Неужто такой накал агитации?

          • Саша Про

            Надо же как-то шизоваться, в отсутствии разделяемой «нац. идеи». Да и вааще — вон, в Сирии недалеко до столкновений миротворцев кривоприцельных. Догадываюсь, что никто не хочет выпилиться, с шариком, но — чем не сюжет для канализации детских страхов? ;)

          • Жабот

            Нахрен нам в ладожских болотах сдалась та Москва?..

          • Mikk

            Если будет атомная война, ее надо встречать не в Москве. Атомную войну надо встречать, по методу профессора Фолкена, в легком домике поблизости от важного военного объекта — тогда не придется мучительно умирать от радиации и голода.

          • IF

            бизнес-идея — поселения из легких домиков вокруг важных военных объектов

      • riy

        Не знаю что насчёт Камаза, а в НАМИ я не так давно был. Разруха и запустение.

        Хотя возможно у них есть несколько корпусов и территорий.

        Хотя по опыту больше верится в другое, ещё классиком описанное: когда официально что-то есть, а по факту — нет. Мёртвые души.

    • Бумбараш

      Какие дороги, такое такси.

  • Alex Rybakov

    Я бы начинал с перевода в парк такси БТР-80 с последующей роботизацией оного — во всяком случае, пассажиру внутри будет всяко спокойнее…

    • Саша Про

      А они же ещё и плавают, ити…

      • Alex Rybakov

        Угу, и желающих постучать в смотровую щель с вопросом «ты чо подрезаешь, козел?» будет немного меньше…

        • Саша Про

          Будет зависеть от принадлежности к родам войск, видимо — найдутся же какие-нибудь «морпехи vs всех», с номерами РМА и спецогнемётами… Стимпанк ты мой, стимпанк. Стимпанк, не покрытый соломой…

          • Alex Rybakov

            Ну, стимпанк хотя бы выглядит симпатично…

          • Саша Про

            Ну, простите — мне казалось, что эти бэтээры-бээмпэ также не лишены некой брутальной эстетики — сколько чел. на парадах «в воздух чепчики бросают», колекцьонэры модельки клеят.
            «Выделенку» сделать этим робокарам (наверное, это неосуществимо технически, но есть какая-то неясная, банальная мысль, типа начальной роботизации трамваев каких-нибудь).

          • Alex Rybakov

            Таки да, но я бы им добавил чего-нить навесного медно-бронзового. Да и зачем им на улицах города танковый окрас…

          • Саша Про

            «Щас так модно» ))

          • Alex Rybakov

            Хм… Никогда не видел танковый металлик или перламутр… А, не, мы ж про такси… Желтый бэтр — эпичная хрень :D

          • Саша Про

            (простодушно) А я тоже никогда не видел, во времена «босоногого детства», хм, надписей на немецких тачках — «На Берлин!». Теперь (убеждён), стоит одному хрену проехать по Тверской на «Армате» — появятся эпигоны.

          • В.П.(W_P_)
          • Alex Rybakov

            Ну, за третий точно можно сказать спасибо альтернативно сексуальным, а вот первые два… Кстати, второй — Т34-85, судя по каткам, еще военного выпуска, а не какой-то там вьетнамский, стоит в Лондоне. Куплен в Чехии и привезен в Лондон в качестве подарка сынишке Расселом Греем. Порозовел он походу в последнее время. До этого он был покрашен в зёбру (тоже альтернативную).

          • В.П.(W_P_)

            «Вот так начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ» (с)

          • IF

            «- ну, за процветание пожарной дружины!»

          • Саша Про
          • Alex Rybakov

            Нафига? Трамвай и так управляется роботами. Я уверен. Почти.

          • Саша Про

            Ну вот — Вы написали, а я стих перечитывать взялся, совсем не в тему, должно быть (а там, кто его знает):
            http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7741

          • Инженер
          • Саша Про

            Я — упаси Господь, но круто, чо. А уж сам дядя, не иначе, имеет неограниченный запас соляры.

          • Alex Rybakov

            Угу, и шоб жерло огнемета многозначительно слегка дымилось…

          • Саша Про
          • Бумбараш
        • Угу, и желающих постучать в смотровую щель с вопросом «ты чо подрезаешь, козел?» будет немного меньше…
          При сохранении штатного вооружения количество желающих будет чуть больше 0

  • riy

    Мне из статьи непонятен один момент, а именно часть про бухгалтерию роботакси. Цитирую: «Выручка махом вырастет впятеро…», и далее «Робокар сможет колесить по улицам полные сутки, всю неделю, круглый год, прерываясь лишь на заправку и техобслуживание»

    Выручка, конечно, вырастет, но не впятеро, ибо робокар потребует специфичиского обслуживания. Такого обслуживания, в котором не нуждается «кар» обычный. Я не специалист и не могу сказать, что это будет в точности: юстировка датчиков, протирка линз, заливка новых карт, прошивка новых дорожных объектов, протирка контактов спиртом — список можно продолжать. Но эти работы точно появятся и потребуют наличия технического персонала, которому, разумеется, придётся платить. Это — раз.
    Два: сам автомобиль как изделие (т.е. без учёта человека) и сейчас может колесить «полные сутки, всю неделю, …» С усложнением его конструкции надёжность этого изделия упадёт. Диапазон проведения ТО уменьшится, сложность проводимых работ возрастёт, а со всем этим возрастут и простои автомобиля и, соответственно, его возможности колесить неделями и месяцами.

    Я всё это к тому, что прибыли таксомоторов от внедрения роботизации, конечно, вырастут, но не линейно.

    • Dmitriy Karpovich

      А еще не давно читал заметку страховщика арендных машин. Довольно интересно. Оказывается такси продаются после довольно короткого срока службы и покупаются новые, и все это в основном в кредит, бесконечно по кругу. Так вот роботакси продаваться не будут, либо они не будут обновляться десятилетиями, либо экономика этого вопроса не понятна автору заметки.

      • riy

        Для человека, покупающего б/у автомобиль, нет худшего кошмара, чем купить машину, работавшую в такси.

        Современные автомобили не получится не обновлять ни десятилетияМИ, ни десятилетиЕ. Усложнение конструкции с одной стороны и падение качества с другой делают эффективный срок эксплуатации как раз равным примерно 10 лет, а то и меньше. Дальше начинаются проблемы.

        • Есть у Стейнбека хвалебные слова американскому автопрому, но не всякому! Это он еще в 60-е написал, в «Путешествии с Чарли, в поисках Америки». Мол, насколько плохо делают у нас легковые автомобили, стремясь заставить покупателя быстрее обменять на новый, настолько же хороши наши грузовики, простые, надежные, удобные.
          Есть знаменитое лондонское такси. Неизменное многие годы.
          Полагаю, что массовое внедрение роботакси приведет к появлению новых моделей, оптимальных именно для такси. Если это будущее случится, то оно будет именно будущим, а не калькой всех сегодняшних решений.

        • Олег Устинов

          Сподвигнуть миллионы ничего не понимающих в автомобилях людей на покупку новой машины можно. Но людей (руководителей автопредприятий) понимающих в автомобильной теме, тем более зарабатывающих на авто и имеющих обширную статистику надёжности по автопарку не так-то просто заставить обновить парк техники. Тем более что объединение покупателей многотысячных партий авто (в лице некого союза таксистов или подобное крупное ) может уже диктовать свои условия производителю.
          Например из другого бизнеса. Наша компания несмотря на то что каждый день выпускают новые видеокамеры (для профсектора) с новыми форматами (ультра ХД , 4К , высокоскоростные), мы как пользовались проверенной 500-ой серией панасоника 4 года, так и сидим на этой линейке, и будем сидеть пока не перестанут выпускать и на складах будут товарные остатки.

  • trir

    «на порядок сократит размер автопарка» — нет, час пик никто не отменял

  • IF
  • dom3d

    Будущее уже здесь!

  • Alexey Zharikov

    «Дьявол водит Lada. Ежедневно на улицах города.»

  • Spaser

    Эх, очередное раздолье для хакеров, вирусописателей и «Кулибиных», которые по любому пожелают, чтоб их автомобиль ездил быстрее, плевал на некоторые знаки и т.д. И самое интересное, что сложно будет привлечь кого-нибудь к ответственности в случае аварии. Да ещё, не дай бог, со смертельным исходом. Производители скажут, что виноват вирус (аккумулятор, окислившийся контакт и т.д.), а пользователи всё будут валить на производителей.

  • CottonWood

    Так-то в городе вообще всех можно заменить на «робокары». Даже господ, которые предпочитают живых кучеров. Ну, то есть как заменить — не полностью, а только работу за них делать. А что делать в городе, когда работы нет?

  • igordata

    В мире робомашин владеть личной машиной нет смысла. Вообще нет никакой нужды в персональном авто, гараже и т.п. Роботакси — общественный личный транспорт. И роботакси откусят не только у водителей, но и у производителей авто.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"