И целого мира мало! Для чего Facebook купила WhatsApp?

IT-рынок
автор: Евгений Золотов  20 февраля 2014

Говорят, праздничный ужин Марка Цукерберга и супруги в День святого Валентина был бесцеремонно прерван. К Марку пришёл хороший друг Ян Коум, и остаток вечера они провели вдвоём, съев заодно приготовленное для жены угощение. Оно того стоило: на той встрече были обговорены последние детали сделки века, официально объявленной сегодня ночью. За 19 миллиардов долларов (4 — деньгами, 12 — обыкновенными акциями и ещё 3 — привилегированными) Facebook покупает WhatsApp. Сумма умопомрачительная, в истории интернет-компаний была всего одна покупка крупней. А выложенный за Instagram миллиард кажется теперь сущей мелочью: ведь только в виде компенсации (если сделка сорвётся по вине регуляторов, например) крупнейшая соцсеть обязуется выплатить партнёру два миллиарда. Важнее, впрочем, не деньги, а мотив.

WhatsApp — сервис мгновенного обмена сообщениями для мобильных устройств, а попросту — интернет-пейджер, причём самый популярный на текущий момент на планете. Силами команды всего-то в пятьдесят человек WhatsApp Messenger портирован на все основные мобильные платформы и переправляет более 18 миллиардов сообщений каждые сутки от без малого 500 миллионов пользователей. Аудитория WhatsApp — вообще отдельная песня: полмиллиарда человек пользуются приложением хотя бы раз в месяц, а три четверти из них — каждый день. Это беспрецедентный показатель для социальных сервисов.

Коум (на фото) и Актон славятся презрением к публичности и рекламе: занимаясь рекламой, вы не помогаете пользователю!

Коум (на фото) и Актон славятся презрением к публичности и рекламе: занимаясь рекламой, вы не помогаете пользователю!

Основали WhatsApp в 2009 году бывшие сотрудники Yahoo! Брайан Актон и Ян Коум (украинский эмигрант с непростой судьбой) — оба технари, способные и программировать, и руководить. Вообще в биографии WhatsApp велика роль бывших и настоящих жителей территорий СССР, в особенности России. А сама история определённо достойна книги, которая наверняка скоро появится: ведь буквально на пустом месте ребята выстроили сервис, который теперь конкурирует по популярности с СМС.

Кстати, можно сказать, что компания WhatsApp родилась от безысходности. Покинув Yahoo!, Коум и Брайан долго и безрезультатно искали работу — и получили от ворот поворот как минимум в «Фейсбуке» и «Твиттере». Но вскоре интерес появился уже у другой стороны. Цук и Ян сдружились на почве своих профессиональных увлечений и, рассказывают, последние пару лет часто вместе гуляют по Долине. Одновременно к подающему надежды стартапу подкатывала Google, но тамошнее руководство, видимо, оказалось менее щедрым.

В пересчёте на пользователей Facebook выложила по $42 за каждого клиента WhatsApp. Это не сильно больше 30 баксов за юзера Instagram, но и не все согласны, что считать тут нужно по головам. Многие придерживаются мнения, что правильнее будет оценить покупку по средней стоимости сообщения: получается примерно доллар за штуку. Именно сообщения (то есть социальная активность) должны выступать мерилом качества в случае покупки социальных сервисов. Вот, кстати, почему сделка немедленно аукнулась соседним компаниям: акции, например, безнадёжно больной BlackBerry, которая всё ещё держит свою сеть защищённого интернет-пейджинга, взлетели на 10%.

WhatsApp

Абстрагируясь от сумм, можно сказать, что WhatsApp замечательна двумя вещами. Во-первых, прибавляя по миллиону новых клиентов ежесуточно, она движется прямым курсом к миллиардной черте и пересечёт её быстрее, чем любая другая компания в истории человечества. Быстрее даже, чем сама Facebook, у которой ушло на это почти девять лет. И, вероятно, не без помощи Соединённых Штатов и Канады, где она пока едва известна (пейджер WhatsApp популярен в бедных странах, где трафик дорог).

Во-вторых, WhatsApp сознательно сторонится рекламы. Зарабатывает компания грубым, но действенным способом: первый год приложение бесплатно, каждый следующий обходится в один доллар. Сколько ей удаётся таким образом получать, не раскрывается (хотя известно, что многие пользователи хитрят, меняют аккаунты спустя год), зато можно утверждать, что интересна WhatsApp «Фейсбуку» не деньгами: при таких темпах даже на то, чтобы возместить расходы на покупку, потребуются десятилетия.

Так для чего Цукербергу WhatsApp? Чтобы вовлечь в периметр Facebook второй миллиард землян и не дать первому, к соцсети уже подключенному, разбежаться. WhatsApp, без сомнения, поможет удержать тех, кто недоволен пейджинговыми возможностями «Фейсбука». До сих пор все попытки крупнейшей социальной сети построить свой пейджинговый сервис проваливались: стандартные сообщения от пользователя к пользователю больше напоминают нерасторопную электронную почту, клон SnapChat’a успеха не имел, Instagram Direct тоже не в чести. Теперь задача решена: WhatsApp считается — да и является де-факто — альтернативой СМС, поскольку уже переправляет столько же или больше сообщений в обычный день, чем по всему миру отправляется классических эсэмэсок!

WhatsApp-2

Примечательно, что паники, обычной среди пользователей поглощаемых «Фейсбуком» компаний, на этот раз, похоже, не случилось. Кое-кто действительно собирается покинуть WhatsApp — недовольный, что приложение досталось «империи зла, не уважающей ни право приватности, ни желание общаться без назойливой рекламы». Но паникёров мало: у всех на виду пример приложения Instagram, которое очень слабо изменилось за те два года, что находится в собственности Facebook. Команде WhatsApp тоже обещана максимальная свобода действий: разработка приложения будет вестись независимо, внешний вид и функционал если и претерпят существенные изменения, то нескоро. Касается это и рекламы, которой в пейджере по-прежнему не будет.

По словам Цукерберга, он играет на перспективу. Цель остаётся прежней: соединить всех людей в мире. Впрочем, даже если акционеры и инвесторы с ним не согласны, повлиять на него они не могут: даже после IPO власть в «Фейсбуке» практически единолично принадлежит Марку.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
С Цукербергом не по пути: как Snapchat отклонила предложение на три миллиарда
С Цукербергом не по пути: как Snapchat отклонила предложение на три миллиарда
Для чего Фейсбук скопировала Vine — и почему моментальное видео может заменить сетянам YouTube?
Для чего Фейсбук скопировала Vine — и почему моментальное видео может заменить сетянам YouTube?
Так за что же Facebook выложила миллиард?
Так за что же Facebook выложила миллиард?
  • Азамат Байтемиров

    Ну что ж неплохо. Все мои знакомые сидят в ватсапе. Очень удобный пейджер. Не хватает может быть только видеозвонков.

    • Драйден

      Он работает только через интернет?
      Чем он удобнее Скайпа к примеру?

      • Pixel Hunter

        Что угодно удобнее скайпа.
        MS целенаправленно превращает неплохой когда-то сервис в кривое, теряющее сообщения и жрущее батарейку угробище.

        • Драйден

          Скайп как icq 2.0 …

      • Азамат Байтемиров

        Да, работает только через интернет. можно отправлять фото, видео, голосовые сообщения.

      • jno

        тем, что не скайп :)

      • zZzzZzzZzzZzyzZzzZzzZzzZzzZz

        «Он работает только через интернет?» — я немного не в теме, а через что общительные приложения вообще могут работать? Не через водопровод канализацию же. Или вы про LAN?

        • Драйден

          Сравнивают с СМС, отсюда и 1й вопрос

          • zZzzZzzZzzZzyzZzzZzzZzzZzzZz

            Т.е. под «только через интернет» вы подразумевали смс? Оригинально.

          • Драйден

            Преимущество смс — не нужен интернет и аналогичный клиент у реципиента. Впрочем, это преимущество стремительно теряет силу. Но в России мобильный интернет всё еще для большинства остается роскошью.

          • zZzzZzzZzzZzyzZzzZzzZzzZzzZz

            А, теперь понятно. Вроде нужная фича, да.
            Только нынче смс стоят как первая минута разговора (хотя есть же всякие «пакеты»).
            С другой стороны, если кто не в этой системе, то много не наэсэмесишь.

  • disqus_cJuddNyPY1

    однозначно будет интеграция с книгомордой, а это плохо

  • and_sk

    скоро начнутся веерные скупки пользователей всего и вся похоже

  • Igor Stolyarov

    Почти у всех моих знакомых («продвинутых») установлены и и WhatsApp и Viber. Но пользуются все, почему-то (не знаю, почему, может, потому что по Viber можно звонить, а по WhatsApp только писать?) только Viber и новые контакты появляются только в Viber. А ВВМ вообще никто не использует. Ещё могу отметить недавно появившийся Messenger- очень удобная мобильная хрень для тех, кто пользуется приватными сообщениями в Facebook. Из мобильных «писалок» самая комфортная, на мой вкус.

    • Максим Новгородцев

      Подтверждаю. Вайбер развивается оч. быстро, замена связке скайп+вазап полная.

      • Азамат Байтемиров

        А у нас наоборот все отсталые пользуются только ватом, а про вайбер как-то забывают. Не понимаю там ведь можно и писать и звонить. но нет сидят на вате и все.

  • handjob

    Второе нашествие марсиан.

  • jno

    поглядим, чего испортят…
    на первой же рекламе — снесу нах.

  • jno

    есть мнение, кстати: ФБ купила вотсап, чтобы залезть в адресную книгу юзера (пермиссия такая у вотсапа есть)…

  • Пётр

    А мне кажется, что покупают именно маркетологов, которые смогли раскрутить обычный мессенджер.

  • Ну уж лучше пусть купить Facebook, чем майкрасофт.

    http://carshelp.by/

  • Serge Sokolov

    Ну 12 миллиардов это акции, которые сегодня одна цена, а завтра другая.
    Три миллиарда, если не ошибаюсь, получили их инвесторы, на деньги которых построили все дата-центры компании(ведь не на домашнем сервере обрабатываются пол. миллиарда пользователей). Остался один миллиард кеша, который так или иначе разделили 100 сотрудников компании. Доля наименее младших из них примерно соответствует величине откатов, которые получили у нас чиновники за «покровительство» Displair. А доля руководителей WA соответствует откату наших серьезных людей за продвижение Yotaphone.

  • Max Ray

    покупка вотсапа только подстегнет переход на дуровский телеграм ;)

  • Corben Dalas

    Facebook — это мыльный пузырь. Актив не имеет никакой интеллектуальной составляющей. У Oracle — это СУБД — незаменимая вещь; у Google — это поиск (крайне полезная услуга); у Microsoft — это Windows и Office; у Apple — это Iphone, Ipad и iOS — законченные и очень полезные продукты. Все продукты у названных грандов IT индустрии — это законченные, крайне необходимые и высокоинтеллектуальные продукты . Facebook — это просто блажь. Тот факт, что пользователем «надоел» Facebook и они начали переходить на другие средства коммуникации спустя всего 2 года после IPO, уже о многом говорит для компании, оцененной в $100 млдр. Если Facebook «надоел» за 2 года — Whatsapp «надоест» за 1 год. Facebook переоценен в 10 раз

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"