ИскИн растят на роль домработницы и няни

Занятия домработницы и няни – одни из древнейших в истории человечества. Как минимум не моложе охоты – ведь еще в эпоху собирательства узконосые обезьяны уже обустраивали свой быт и нянчили мелких. И занятия эти, в силу своей простоты и распространенности, поручались малоквалифицированным особям низкого социального статуса. Рабыням, крепостным девкам… И казалось, что в мире «умных машин» будет так же. Во всяком случае, так казалось, пока эти самые «умные машины» обитали лишь на бумажных страницах…

10 июня 1939 года девятнадцатилетний Исаак Юдович Озимов, учившийся на химическом факультете Колумбийского университета под именем Айзек Азимов, сел сочинять свой четырнадцатый фантастический рассказ. Тут он впервые обратился к теме роботов – рассказ этот с авторским названием Robbie был опубликован в сентябре 1940 года под выбранным редактором журнала Super Science Stories, известным писателем Фредериком Полом, названием Strange Playfellow.

Изначальное название «Робби» было восстановлено в 1950 году, в авторском сборнике «I, Robot». Отечественный читатель увидел сборник «Я, робот» в 1964 году, в переводе А.Иорданского. История робота-няньки, трогательно опекавшего маленькую Глорию, и изгоняемого из семьи под влиянием «общественного мнения», сразу вошла в массовое сознание. И сразу же удостоилась разбора с инженерной точки зрения. Во второй книжке сборника «Фантастика-65» была опубликована критическая статья П.Разговорова «Блеск и нищета роботов».

В ней было описано то, что позже назовут «парадоксом Моравека». То, что простейшая, примитивнейшая и малоквалифицированная работа по надсмотру за ребенком, куда сложнее той, что делает «»мятежный робот» Кьюти, лучше людей управляющий сложной межпланетной энергопередаточной станцией…». А Азимов упрекался автором статьи в том, «что профессор Бостонского университета в данном случае действительно недостаточно подумал о том, сколь сложно запрограммировать труд няни.»…

Потом это, безусловно верное, наблюдение было развито Хансом Моравеком, преподавателем робототехники в университете Карнеги-Меллон, и облеклось в парадокс, согласно которому вопреки распространённому мнению высококогнитивные процессы требуют относительно небольших вычислений, в то время как низкоуровневые сенсомоторные операции требуют огромных вычислительных ресурсов, что бессознательные операции, из которых и состоит труд домработницы и няни, сложнее всего – в отличие от формул сопромата и внутренней баллистики – подвергнуть реверс-инжинирингу и автоматизации.

И история развития ИТ подтверждает это, сделанное более полувека назад отечественным автором наблюдение – в Уолл-стритовских офисах, где трудятся повергающие в финансовые мальстремы целые страны роботы-трейдеры, полы моют обычные белковые уборщики…Ну а кремниевый онколог, доктор Watson, дает указания непосредственно соприкасающимся с пациентами белковым сестрам.

Но вот какое дело – если чего-то не наблюдалось в прошлом, то ниоткуда не следует того, что это не станет повсеместным в будущем. Самолету Можайского не могло в «век паровых машин» хватить мощности для полета в облаках, но уже технологии тридцатых годов века следующего заставили задуматься над применении в авиации паровых турбин (отошлем читателя к повести Ник.Шпанова «Первый удар» – она была добротным научпопом своего времени, хоть события начала войны пошли совсем не так, как мечтал автор…), правда, не прижившихся в Текущей Реальности из-за триумфа турбин газовых…

И вот какая забавная вещь. Нейросети, которые никто не программирует, демонстрируют бурный расцвет. Такие смешные и, казалось бы, бесполезные («ИскИны предпочитают красоток») применения сетей, как киберконкурсы красоты, демонстрируют, что нейросети очень даже успешно овладевают гуманитарными, то бишь подсознательно-человеческими навыками и вкусами. И вот от этих самых гуманитарных навыков один шаг до чего-то практически полезного, до моделирования, скажем, тех подсознательных процессов, что протекают в wetware домработниц и нянь…

Это становится возможным, что тот самый гигантский объем вычислений, сопровождающий «по Моравеку» решение подсознательных задач оказывается несложно и недорого реализуемым на современных сетевых архитектурах. И это оказывается вполне пригодным уже для практического применения в быту и личной жизни.

Во всяком случае над такой задачей задумался Марк Цукерберг. Вкусив жизни «кормящего отца», он объявил о намерении вырастить ИскИн пригодный для роли домашнего слуги и няни маленькой Макс. Такое желание очень хорошо говорит об основателе Facebook. Ну, прежде всего, о четком понимании им того, что в условиях распада традиционного социума даже человек с деньгами создателя «Социальной сети» не может надеяться на лояльность наемных челядинцев, и присмотр над ребенком неплохо возложить на верного робота.

Ну а во-вторых – о том, что он верно оценил, что технологии созрели для вторжения ИскИнов в быт. Потому что управление уровнем освещения, работой систем отопления-кондиционирования, громкостью воспроизводимой музыки, которые Цукерберг хочет возложить на домашний ИскИн – это традиционный ТАР, реализуемый, в принципе, и на технологиях пятидесятых годов прошлого века.

А вот распознавание голоса хозяина, узнавание посетителей по лицам – это уже типичные задачи современных нейросетей, успешно решаемые нынешними методами Глубокого Обучения. Присмотр же за малюткой Макс – это будет сугубо пионерской задачей, время для решения которой, похоже, пришло… Тогда в доме Цукерберга заведется свой Робби!

Обратим внимание на текст Цукерберга – он намерен создать ИскИн в течение 2016 года. Без отрыва от основной деятельности. И вот это самое интересное! Да, ИскИн «для дома, для семьи» создает человек, располагающий одними из крупнейших ИТ-ресурсов в мире, да и ресурсам Цукерберга «просто финансовым» могут позавидовать широкие массы «просто миллиардеров». Но обратим внимание – речь идет о крайне сжатых сроках, и крайне сложных задачах.

Получится у Цукерберга ИскИн-слуга – сможет он его тиражировать, зарабатывая на этом еще трудовую копеечку. Ибо – λέγω ὑμῖν ὅτι παντὶ τῷ ἔχοντι δοθήσεται, ἀπὸ δὲ τοῦ μὴ ἔχοντος καὶ ὃ ἔχει ἀρθήσεται. Ну а не получится – вот тут-то и будет самое интересное. Уровень технологий явно созрел – почему бы и кому то еще не заработать на создании такой системы?..

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях