Эффект «зловещей долины»: почему у человекоподобного робота меньше шансов стать верным помощником

Удивительные технологии воплощаются сплошь и рядом: искусственный интеллект, виртуальная реальность, 3D-печать и т. д. Но что насчет человекоподобных роботов в быту: когда они будут работать повсеместно, а не только на выставках технических достижений? Дело в том, что на пути у этого будущего стоит препятствие: «зловещая долина». Разбираемся в вопросе с Анастасией Астафьевой, графическим дизайнером «Инферит».

Эффект «зловещей долины»: почему у человекоподобного робота меньше шансов стать верным помощником

Что такое эффект зловещей долин

Эффект зловещей долины — это психологический феномен, при котором люди испытывают чувство дискомфорта и неприязни к объектам, которые выглядят почти как люди, но не совсем.

Пример — камень. Человек в стандартном состоянии не будет испытывать к нему чувств: ни симпатию, ни антипатию, ни сопереживания. Но если прикрепить к камню пластиковые глаза, он затронет чувства, вызовет умиление: захочется дать ему имя и забрать домой.

Почему меняется отношение к «очеловеченному» объекту? Психологи объясняют: люди любят находить образ себя в окружающей реальности. Все, на чем можно увидеть «лицо», воспринимается приятнее. При этом чем больше объект похож на человека, тем большую симпатию он вызывает. Животные, мягкие игрушки и персонажи мультфильмов вызывают намного больше положительных эмоций, чем тот же самый камень с приклеенными глазами.

Движение объекта только усиливает эффект симпатии. Живой котенок понравится больше, чем плюшевый. Человек — это самый любимый нами образ. Он всегда притягивает взгляд, вызывает эмоции и эмпатию. То есть закономерность почти линейная: чем человечнее, тем приятнее глазу.

Но есть нюанс: ощущения людей срабатывают в обратную сторону, когда объект уж слишком приближается к человечному образу, но все еще им не является. На картинке ниже можно заметить график с прямой линией: это отражение реакции на разные объекты. В одном отрезке прямая не просто снижается, она падает ниже точки, с которой начиналась. Это означает, что объект не просто оставляет человека равнодушным, а вызывает выраженные негативные переживания. Этот эмоциональный «провал» и называется зловещей долиной.

Фарфоровые куклы, манекены, клоуны, шимпанзе, куклы-бунраку, всячески искаженные человеческие фигуры, например, Франкенштейн — все эти предметы способны вызвать у нас эффект «зловещей долины». На самой нижней точке графика — человеческий труп, самое пугающее и отталкивающее, с чем мы можем столкнуться. Эффект усиливается за счет движения, поэтому самым пугающим явлением для человека можно назвать зомби, то есть движущиеся трупы.

Ученые любят спорить, откуда появилась такая особенность восприятия, а главное, для чего. Одни считают, что все дело в неумении категоризовать таких «существ», другие — в невозможности считывать их эмоции. Но большинство психологов полагает, что главная причина этому — страх смерти, эволюционно рациональный.

На заре человеческой истории для выживания важно было закрепить идею, что, умирая, люди либо указывают на смертельную угрозу рядом, либо сами становятся источником заражения, а этого для выживания нужно избегать любой ценой. Страх трупов так прочно закрепился в мозге человека, что не контролируется сознательно. Так и появился эффект зловещей долины. А манекены и клоуны — просто в роли сопутствующих потерь.

«Зловещая долина» и роботы

Как связаны эффект зловещей долины и роботы. Во-первых, этот феномен открыли именно благодаря им. «Зловещую долину» впервые отметил и описал японский ученый и инженер Масахиро Мори в 1970-е годы. Он обратил внимание на иррациональный (казалось бы) страх перед человекоподобными роботами.

Во-вторых, такой робот, не будучи человеком, его напоминает, к тому же еще и находится в движении, а значит, вызывает сильный эффект зловещей долины. Эффект прослеживается и на технологических выставках, на которых экспонаты вызывали такую реакцию, что любой уважающий себя зомби позавидовал бы.

Следствие: эффект зловещей долины «подрезает крылья» специалистам робототехники. Ведь, получается, человекоподобные роботы вызывают негативные эмоции у людей.

Но есть три пути решения проблемы, направленные на борьбу с эффектом зловещей долины.

Первый путь: сдаться

Просто признать, что не выйдет сделать непугающую копию человека, и оставить робота роботом. Как бы пессимистично ни звучало это решение, оно экономичное, понятное и доступное уже сейчас.

К тому же, можно сделать робота совсем слегка очеловеченным, по сценарию «камня с глазами». Он будет и сочувствие вызывать, и функции свои полноценно выполнять. А главное, такие роботы к эффекту зловещей долины даже не приближаются. Пример: робот-доставщик Яндекса или роботы-официанты OriHime-D.

Второй путь: преодолеть

Это самый дорогостоящий и амбициозный путь. Цель в том, чтобы создать абсолютно реалистичного робота, настолько похожего на человека, что и не отличить. Развитие технологий как раз и приближает этот сценарий. Например, казалось, что в графике невозможно создать реалистичную модель человека, однако сейчас уже есть фильмы и игры с настолько убедительной графикой, что ее почти невозможно отличить от образов реальных людей.

Третий путь: менять людей, а не роботов

Еще один способ победить страх перед роботами — это привычка и образование. Хорошее знание функционала роботов и регулярное взаимодействие с ними, как показала практика, снижает любой страх, даже вызванный «зловещей долиной».

В одном исследовании ученые смогли подтвердить, что японцы (особенно жители крупных городов) боятся человекоподобных роботов значительно меньше, чем европейцы. А все потому, что в повседневной жизни любой житель страны восходящего солнца пересекается с такими роботами, а в Европе их не найдешь.

Итак, человекоподобные роботы могут вызывать чувство тревоги и страха из-за эффекта «зловещей долины». Но решение этой проблемы поможет открыть перед человечеством невиданные перспективы. Роботы помогут автоматизировать больше рутинных задач, повысить производительность труда и освободить нам время для творчества и саморазвития.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях