За тридцать лет роботы отгрызут половину работы

Есть среди человеческого рода одна крайне простая, но чрезвычайно важная дихотомия. Самостоятельно добыть средства к существованию человек может лишь двумя способами. Или – за счет доходов от принадлежащей ему собственности. Или – продавая свой собственный труд, чаще всего работая на владельца той самой, вышеупомянутой собственности. Или-или… Tertium non datur! Даже в среде обитающих на свалке бомжей происходит деление на «авторитетов», считающих свалку своей вотчиной, подкрепляя это символическим и простым насилием, и их батраков.

И вот ту категорию людей, которая живет продажей своего труда, в ближайшее время ждет очень интересный сюрприз. Называется он, этот сюрприз – массовая роботизация. Об интересных перспективах ее рассказывает профессор вычислительной техники из университета Райса Моше Варди (Moshe Vardi) – Robots could push unemployment to 50% in 30 years, prof says. Квинтэссенция статьи содержится в ее названии – в течение тридцати лет, до 2045 года, роботы отгрызут у людей половину рабочих мест.

Сам этот процесс неизбежен. Ведь в подлунном мире есть лишь два критерия конкурентоспособности – новизна и дешевизна. А даже по нынешнему курсу рубля (очень смешно, когда один из руководителей Центробанка, организации ответственной за курс рубля, не удержав целковый, призывает «не покупать по несколько телевизоров и несколько стиральных машин» …) робот-пылесос, пару часов ежедневно старательно оползающий все углы квартиры, обходится дешевле уборщицы. Правда, он не умеет пылесосить книжные шкафы (только сверху…), но зато и не шарит по карманам костюмов в шкафу платяном в поисках забытых там бумажек…

Ну да, лестницу пока метут и моют традиционными тряпками-вениками гастарбайтеры нынешней управляющей компании. Но компания молодых швондеров, aka домком, заменившая компанию проворовавшихся швондеров старых, норовит привести новую УК, где клининг делается керхерами (эта автомойка высокого давления стала именем нарицательным) и промышленными пылесосами. Не роботизация, но все же – достаточно глубокая механизация… И несомненно, что через какое-то время подъезды начнут мыть роботы-пылесосы.

Но вернемся к словам первого зампредседателя Банка России Сергея Швецова – «Если идет экономический спад, население должно реагировать рационально, … Оно должно понимать, что завтра может потерять рабочее место, поэтому склонность к сбережениям здесь должна превалировать над склонностью к потреблению» То есть – речь идет именно о перспективе потери рабочего места. Правда, под воздействием экономического спада. Который вызван концом сырьевого суперцикла. По текущую цену нефти знают уже и детсадовцы. Но вот посмотрим на менее известные данные с Лондонской биржи металлов.

И этот рынок тоже изрядно трясет. Сталь – один из традиционных продуктов российского экспорта – периодически рушится с максимума в $530 за тонну, до минимума в $101, нынешний уровень в $220 почему-то абсолютно не радует знакомого владельца завода (хотя он, казалось бы, при низком рубле должен быть доволен как кот у миски со сметаной…). Алюминий с $2308 за тонну сполз до нынешних $1505, медь с $8658 за тонну до текущего уровня в $4562, а никель с $21830 за тонну до $8120…

Понятно, что такой ход вещей бьет не только по горным феодалам да владельцам заводов первого передела, но и по их наемным работникам. Вот поэтому-то Минфин и прогнозирует довольно невеселые вещи – Россию ждут 15 лет застоя, если не будет реформ и не подорожает нефть. Пятнадцать лет застоя в экономике предсказывают не национал-предатели какие, а самый что ни на есть властный Минфин… Ну а чтобы приподнять темпы роста экономики хотя бы до 3%, «потребуются крайне болезненные реформы, массовое высвобождение работников госсектора».

То есть видите – и с этой стороны выползает безработица. Штука страшная, в сытном двадцать первом веке Россия ее не знала. А теперь о ней говорят и Центробанк, и Минфин. Но может это присуще лишь стране родимых осин, а в политкорректной Европе ничего похожего нет и быть не может… Ну что ж, поглядим на статистику. Причем статистику чужую, буржуйскую – Unemployment rate in member states of the European Union in December 2015.

То есть при средней в ЕС безработице в 9% (в Еврозоне она выше, 10,4%), в Греции, расположенной в теплом климате колыбели европейской цивилизации, она 24,5%. В не менее благодатной и когда-то правившей западным миром Испании – 20,8%. И это при том, что в ряде регионов и для молодежи незанятость зашкаливает за половину… Вытянутая вдоль ласковой Адриатики Хорватия – 16,5%. Давший имя одеколону Кипр – 15,7%. И даже былая территория Первого Рима, возрожденная волей Гарибальди Италия – 11,4%. Вот так, уважаемые читатели…

Не будем останавливаться на анализе рассуждений политиков Европы о том, что миллионы принимаемых ими мигрантов спасут Европу от нехватки рабочей силы. И так понятно, что это абсурд – работы и так нет для молодых (и не очень молодых…) греков, испанцев, итальянцев, хорватов… Но это, в конце концов, их личное дело. У нас проблемы другие – местные, но вытекающие из глобальных. А глобальная проблема – это то, что робот будет делать все больше и больше работы дешевле, чем человек.

В начале следующего десятилетия роботы избавят нас от нужды крутить баранку (что будет крайне хорошо – летящая по гололеду в лоб барышня в стеклянном гробике на летней резине уж очень сильно раздражает…). И эти же роботы избавят от работы таксистов и водителей развозных газелек – чисто экономически, робот станет дисциплинированно вести машину семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки, не забывая переобуваться, и «стуча» из отдельного черноящичного контура в страховую компанию и в ГАИ если хозяин экономит на зимней резине и техобслуживании…

То же самое будет с заводскими профессиями – станок с ЧПУ давно напрашивается на то, чтобы оснастить его лапой-манипулятором, избавив от оператора. Ну а производителям автоматических линий пора снабжать их роботами-наладчиками на тележках… Да и всякие KUKA-Foxbot-ы вот-вот начнут монтировать детали точнее, чем это делают монтажники белковые. А свежемодернизированный химзавод – вот его хозяин очень рад курсу рубля – раз в восемь сократил списочный состав (и это еще клерки там нетронуты…).

И с профессиями интеллектуальными будет весело – вот, высокооплачиваемые медицинские специальности роботы осваивают. И это прекрасно понимает профессор Варди, он очень весело шутит, что к 2045 году роботы будут работать и профессорами вычислительной техники… И избежать этого сможет разве, что правый демагог Трамп, который в роли президента запретит работы в области искусственного интеллекта. (Левак-популист Сандерс скорее станет поддерживать роботизацию – что бы дать своим избирателям, не работавшим ни одного дня, но – потенциально – имеющими избирательное право жизненные блага без малейшего труда…)

Ну, с Сандерсом понятно – он за легализацию «косячков» и бонгов. Эвтаназия человечества, ничего не делаешь, куришь травку и получаешь комплект благ… Профессор Варди горько шутит, что будет в 2045 году играть в гольф, а клюшки за ним будет носить киберхолуй – конечно, если у Варди на это будут деньги. Опять мы упираемся в проблему собственности на средства производства… Но вот вырождаются наследники богатых семей, избавленные от необходимости труда, очень эффективно. Поэтому-то и есть в странах с преемственностью капиталов система способов минимизировать эти процессы…

Ну, скажем пока оптимистичное. Нам эти процессы не страшны – низкая российская демография может оказаться в выигрыше от массовой роботизации. При условии, что на эту роботизацию найдутся деньги… Но то, что уже необходимо искать способы сожительства с Искусственными Интеллектами разной мощности – это не вызывает ни малейших сомнений. Ну, разве что человечество угробит технологическую цивилизацию в полыхнувшей в Сирии – или еще где, в Сирии вроде перебесились – ядерной войне…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях