То, что подавляющее большинство цифровых бизнесов обречено в ближайшее время или перейти на следующую, когнитивную стадию развития технологий, или исчезнуть – стало общим местом. Но общим местом, неуклонно и неустанно подтверждаемым окружающей реальностью. Функции искусственного интеллекта вылезают все больше и больше в самых неожиданных местах, покушаясь даже на рабочие места канцеляристов низшего разряда.
Правда, в родных палестинах конкуренция все еще бредет по своим самобытным путям. Ну, вот подупало число граждан, желающих потратить свои трудовые рубли на еду. В 2015 году туляки купили продуктов питания на 11% меньше прошлогоднего». Поэтому снижаются обороты продуктовых супермаркетов и гипермаркетов. С этим пытается бороться предприимчивый класс предпринимателей – причем весьма оригинальными методами. Гендиректор одной сети продуктовых магазинов берет да «заказывает» за 3,5 «ляма» целковых руководителя другой сети продуктовых магазинов.
Но заказывает, не зная аксиомы, что если хочешь сделать все как следует – делай это своими руками, обращается к «специалистам жанра». Не подумав, что если эти специалисты окажутся специалистами, то он обречен всю оставшуюся жизнь «башлять им за молчание». (Возмущает, когда в бизнесе болтаются те, кто не прошел суровой, но справедливой, школы девяностых!) Но все кончилось хорошо. Найденные «киллеры» оказались ментовской подставой. «Заказанного» бизнесмена спрятали, разыграв похищение, а «заказчика» с помощником через пару дней повязали. (Подробнее – «Ритейлеры не поделили Тулу».)
Так что в результате с местечкового рынка исчезла та сеть продуктовых магазинов, которой руководил неумелый «заказчик» – только продавщицы, которым не было заплачено, метались возле закрытых помещений, трепетно внимая советам проходящих мимо милосердных самаритян обратиться в трудинспекцию… Конкурировать можно и так! Но не везде, и не всегда. Все же если горизонт планирования малость подлиннее, чем у заказчиков убийств, лучше обратиться к технологиям.
Вот собираешься что-либо купить, набираешь приглянувшуюся вещь в телефоне – и вполне отечественное приложение указывает тебе на вожделенное место, где на эту самую вещь самый низкий уровень цен. Причем разница достаточно часто переваливает за два десятка процентов – за месяц набегает вполне приличная сумма… И это только в том самом городе, где крупные по местным меркам бизнесмены снабжают деньгами киллеров и «палками» – правоохранителей… А в мире процессы идут несколько быстрее.
Российское отделение IBM приглашает самые широкие круги цифровых предпринимателей в эпоху когнитивных технологий. И один из примеров, приведенных в рекламном ролике, настолько интересен и поучителен, что заслуживает пристального внимания. Он относится к технологии больших данных, причем больших данных, крайне эффективно примененных к сфере образования. Да-да, к сфере образования.
Бывали эпохи, когда движение исторического времени требовало массового обучения детей грамотности. Ответом на этот вызов была личность великого просветителя Яна Амоса Коменского и придуманная им система массового обучения. Бывали времена, когда подлость и корысть высших классов, вместе с иллюзиями широких народных масс ввергали нашу страну сначала в ненужные ей войны, а потом в революционные потрясения. После этого приходилось думать о том, как вернуть к нормальной жизни миллионы детей, потерявших семьи. (Миллионы – статья «Беспризорность» первого издания БСЭ оценивала их число в семь миллионов человек…)
И тут на первый план вышла фигура бригадного комиссара НКВД, великого педагога Антона Макаренко. Родился он в семье маляра железнодорожных мастерских, по окончании годичных учительских курсов преподавал в кременчугском железнодорожном училище, с 1914 по1917 гг. учился в Полтавском учительском институте, защитив диплом «Кризис современной педагогики». Пару лет заведовал железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских, потом перебрался в Полтаву и создал там трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.
Ту колонию, которая после ряда реорганизаций, стала детской трудовой коммуной ОГПУ имени Ф.Э.Дзержинского и дала уникальный опыт трудового перевоспитания и обучения малолетних преступников. Кстати, ни брат, служивший у белых в контрразведке (смешная вещь гражданская война – дворяне-генштабисты у красных, сыновья маляров – у белых…), ни беспартийность, работе Макаренко не мешали… Индустриальному обществу нужны были рабочие кадры, равно как и те, кто умел перековывать в них малолетних уголовников.
Но это была иная, индустриальная эпоха. Тогда заводы строились, а заработок рабочего даже в небогатой стране был повыше доходов в натуральном хозяйстве, в котором жила значительная часть населения. То есть – законопослушная жизнь возобновление рабочей силы гарантировала. Ну и никаких политкорректных глупостей, вроде «прав ребенка» и «уважения к личности ученика» в ходу не было – брат-поручик, поучительствовавший вместе с братом после распада царской армии, привнес в систему Макаренко элементы военной дисциплины, «не можешь – научим, не хочешь – заставим».
А теперь новые проблемы с образованием. И не у нас, а в окрестностях центра «нового Юга», города Атланта, штат Джорджия. Есть там такое графство Гвиннет (Gwinnett County) с населением в 878 тысяч человек. Доход на душу населения графства составляет $26901. В принципе неплохо, особенно если сравнивать со страной родимых осин… Только вот по местным меркам это мало. Как говорит Элвин Уилбанкс, генеральный директор и суперинтендант системы общественных школ графства Гвиннет, по образовательной системе этого пригорода Атланты нанесен тяжелейший удар нанес экономический кризис 2008-2012 года.
Падение доходов населения приводило к сокращению налоговой базы, что сокращало возможности графства по финансированию общественных школ. А число их – 132 школы в графстве, учеников 170 тысяч человек – не сокращалось. Следовательно, следовало ожидать падения уровня образования в округе… Но этого – не произошло, не произошло благодаря технологии Больших Данных.
Школы графства Гвиннет своевременно оценили образовательный потенциал имеющихся у каждого ученика и вызывающих их живейший интерес смартфонов. И начали все большее и большее количество учебных заданий предлагать именно через эти устройства. Но просто перенести на экранчик мобилки тексты учебника и задачника малополезно. Необходимо обеспечить обратную связь – постоянно следить за успехами и провалами ученика. IBM давно продвигала видеоролики, предлагающие такой подход.
И вот такую задачу сумели решить благодаря системе анализа Больших Данных. Внимательно отслеживающий, в чем ученик преуспел, а когда он откровенно валяет дурака (чему способствует наличие в общественных школах графства Гвиннет 1645 второгодников в одних только восьмых классах – а эта публика в вопросах валяния дурака весьма преуспела…). Макаренко для этих целей употреблял военную технологию – строй. Там каждый выделявшийся был заметен, и мог получить заслуженное поощрение или наказание. Да и технологиям индустриального общества строй соответствовал как нельзя лучше…
Суперинтендант же Уилбанкс вынужден пользоваться более сложными алгоритмами наблюдения и организации. И – небезрезультатно. Те дети, которые попадают в руки суперинтенданта с детского сада, вероятностью в 96% доучатся до окончания школы, в то время как обычные цифры составляют 74%-75%. Разница очень существенная! Да, найти данные об успехах учеников из графства Гвиннет на международных олимпиадах не удалось. Но задача общественных школ нынче скорее социализация – а с этим система графства Гвиннет справляется блестяще, с помощью Больших Данных.