На мотошоу в Токио компания Yamaha быстро завладела вниманием посетителей, показав свою последнюю разработку – робота-наездника. Он способен управлять серийно выпускаемым мотоциклом Yamaha YZF-R1, который и так нашпигован электроникой.

Мотобот (фото: Yamaha).
Мотобот (фото: Yamaha).

Автомобили с автопилотом ещё редко встретишь на дороге, но в массовом сознании они постепенно становятся привычными. Это уже не просто техническая новинка, а перспективный способ повысить комфорт и безопасность в пути. Зачем копировать эти решения в мотоциклах – пока загадка. Ведь на трековых спорт-байках ездят в гордом одиночестве, или катают симпатичных подружек. Если же на нём восседает робот гуманоидных очертаний, места для человека не остаётся – во всех смыслах.

Технически мотобот стал продолжением «интеллектуальных» систем мотоцикла, отвечающих за его стабилизацию, оптимальную динамику разгона и слаженную работу механизмов во всех режимах. Представители Yamaha туманно намекают, что изучают возможность лучшего адаптивного контроля, собирая с мотобота гигабайты данных после каждого тест-драйва. Вот только ездит он пока примерно также, как красующиеся с ним рядом топ-модели. Не скоро его захотят принять в мотоклуб или допустят до участия в гонках наравне с людьми.

Фотомодель на Yamaha R1 уступает место мотоботу.
Фотомодель на Yamaha R1 уступает место мотоботу.

«Мы хотим применить фундаментальные технологии и ноу-хау, полученные в процессе решения этой задачи, к созданию современных систем безопасности мотогонщиков и средств их поддержки. Мы намерены использовать их в наших текущих продуктах и утвердиться в качестве пионеров новых направлений”, – говорится в пресс-релизе компании Yamaha.

Стать пионерами им будет довольно сложно – тропа уже протоптана, хотя между штучными прототипами и серийным выпуском всё же есть принципиальная разница. В музее американской истории уже есть подобный робот–мотоцикл «Призрачный гонщик» (Ghostrider). Он был единственным двухколёсным участником в DARPA Grand Challenge 2004 – испытаниях автономных транспортных средств, которые проводило Агентство передовых оборонных исследований США. В то время Конгресс щедро финансировал его создание. Разработчики Ghostrider из Blue Team обещали настоящую революцию, а представители DARPA заявляли, что к 2015 году не менее трети наземных транспортных средств военного назначения будут двухколёсными и беспилотными.

Мотобот - редкий пример начала карьеры с тяжёлых мотоциклов (фото: Yamaha).
Мотобот – редкий пример начала карьеры с тяжёлых мотоциклов (фото: Yamaha).

Когда в запасе больше десяти лет, легко давать воодушевляющие прогнозы и привлекать инвестиции. Однако, как и многие ожидания руководителя группы Blue Team Энтони Левандовски (Anthony Levandowski), эти прогнозы не сбылись. Роботизированные мотоциклы пока можно увидеть лишь в трёх местах – в музее, на стенде Yamaha и мечтах.

Конечно, между «Призрачным гонщиком» и творением Yamaha разница видна невооружённым взглядом. Ghostrider – лёгкий мотоцикл, навьюченный кустарно изготовленными электронными блоками. Мотобот – впечатляющий робот гуманоидных очертаний, восседающий на мощном спорт-байке. Однако общая идея у них одинакова – заставить мотоцикл двигаться без участия человека.

GhostRider стал призрачным вдвойне (фото: autonewsline.com).
GhostRider стал призрачным вдвойне (фото: autonewsline.com).

Сегодня это уже не кажется сложной задачей. Технологии самобалансировки давно опробованы в сегвеях, их многочисленных клонах и самобалансирующихся электроскутерах. Осталось лишь адаптировать алгоритмы к большим скоростям и оставить человеку хотя бы иллюзию контроля над мотоциклом, который может спокойно ездить без него.