Как BMW помогает Baidu создать робота-водителя

Был в СССР поразительно популярный автор полицейских, шпионских и политических книг Юлиан Семенов. И был у него роман «Бомба для председателя», замыкающий цикл «про Штирлица». О том, как американский бизнес помогал после Второй мировой восстановится германским монополиям, тесно сотрудничавшим с Гитлером, пользовавшимся рабским трудом и грешившим прихватизацией ариизацией еврейской собственности. О том, как германские концерны помогли коммунистическому Китаю создать ядерную индустрию и водородную бомбу (кстати, как это было в реальности – добротная курсовая, а то и дипломная, для студентов международной экономики…).

Ну а сегодня Баварские Моторостроительные заводы, сиречь BMW, интенсивно помогают национальному поисковику Поднебесной, Baidu, создать китайскую национальную версию автомобиля-робота. (China’s Baidu partners with BMW on driverless car research) То, что Baidu берется за такую задачу, в высшей степени закономерно. Это можно считать логическим продолжением тех работ в области «глубокого обучения» (термин, предпочитаемый этой компанией более амбивалентному «искусственному интеллекту») о которых «Компьютерра» недавно рассказывала («Расцвет Поднебесной: Baidu бросает вызов Google»).

Но какая же логика руководить автомобилестроителями Старого Света, если они оказывают помощь в переносе критических технологий (а автомобилестроение для Германии критично в высшей степени – не зря Кремль приберегает, как старший козырь в колоде ответных санкций, запрет импорта в страну «самобеглых колясок» из ЕС…)? Неужто они решили изобразить персонажей песни выдающегося этнографа Владимира Германовича Тан-Богораза «Мы сами копали могилу себе…»?

Ведь автомобили – то немногое, в чем Германия превосходит Азию. И неужели баварцы готовы лишится своего конкурентного преимущества, заключенного в опыте, накопленном более, чем за век? Получается, что готовы… Потому что у них нет выхода. Автомобиль нынче так насыщен информационными технологиями, запредельно дорогими в разработке, и требующими для производства крайне дорогого оборудования, что может создаваться только в расчете на очень массовые, а лучше – глобальные, рынки.

Процессы эти уже наблюдается в реальности. Те из читателей, кто имеет возможность развлекаться регулярной покупкой новинок от «большой тройки» германских автостроителей, и, одновременно, любят заглядывать под капот, наверняка отследили процесс переноса производства в Юго-Восточную Азию сначала комплектующих, а затем и узлов, и агрегатов… И то, что в процессе этого переноса качество машин сначала падало, но потом резко подтягивалось. Вот это-то подтягивание и есть тот самый процесс переноса технологий.

Безальтернативный. Нет нынче другого резервуара рабочей силы, чем Юго-Восточная Азия. (Точнее, есть Африка, но ее индустриализацией, похоже, будут руководить или Поднебесная, или эвентуальный Халифат…) И если хочешь и использовать относительно дешевую рабочую силу, обеспечивая приемлемую себестоимость, и иметь высокое качество, удерживая долю рынка и сохраняя лояльность покупателей, то приходится заботиться и о подъеме квалификации работников.

В том числе – и в области производства самых что ни на есть узлов, агрегатов и систем. К которым в современных автомобилях относятся камеры, детекторы и радары, бортовые процессоры с матобеспечением и системы автопарковки, сохранения дистанции, удержания ряда… Ну а в машинах ближайшего будущего таковыми неизбежно станут системы автоматизированного, а потом и автоматического вождения.

720p-Baidu-Steals-Google-s-Chief-of-Deep-Learning-Andrew-Ng-442723-2

Путь Baidu к созданию автоматизированных автомобилей заметно отличается от многократно описанного на страницах «Компьютерры» подхода от Google. Занимающийся этими работами Baidu Institute of Deep Learning на первом этапе не ставит перед собой задачу по созданию транспортного средства, который бы передвигался по городу без непосредственного участия человека. Вместо этого Baidu собирается наделить автомобиль приблизительно интеллектом лошади, которая разгружает наездника или кучера от ряда рутинных забот.

Ну, скажем, лошадь сама может встать в стойло… А теперь ускоренно вырабатывается популяция барышень (обеих полов), которые не только не могут ездить без «автомата», но и не в состоянии припарковаться без компьютерного помощника. Вполне себе функция лошади! Весной 2014 Baidu демонстрировал электрокар, способный ездить без водителя, под управлением бортовых компьютеров, озирая окрестный мир своими датчиками.

Ну а в 2017–2020 годах Baidu планировала вывести на рынок свои системы для автомобилей, наделенные «лошадиным» интеллектом. Прототипы их ожидаются уже в 2015 году. А теперь речь пошла о полностью роботизированных автомобилях. Прототип таковой намечено создать путем сотрудничества BMW и Baidu уже к 2017 году. О конкретике пока что говорится мало. Ясно, что вкладом Baidu будут их наработки в области «глубокого обучения», а Баварская моторостроительная поделится сугубо автомобильным опытом.

Также говорится, что в процессе совместных работ будут созданы дорожные карты высокого разрешения, равно как и бортовые компьютерные системы, способные принимать решения в различных дорожных ситуациях. Кроме того, в рамках совместного проекта Baidu получит возможность использовать свой опыт в сфере поиска и анализа данных для интеграции собственных интернет-сервисов с информационно-развлекательными системами BMW.

Но, кроме того, речь в этом проекте идет о более общественно важных вещах. Поднебесная привлекает опыт BMW для решения своей транспортной проблемы. И именно это – самое интересное! Самая населенная страна планеты нынче стремительно наращивает покупательную способность своих жителей. Но автомобилизация ее по американской или европейской парадигме будет настоящей катастрофой – не хватит ни пропускной способности дорог, ни земли для парковок…

Сергей Брин давно говорил, что автомобиль-робот станет путем решения транспортной проблемы. Правда, тут за скобками остается то, что при этом кардинальные изменения должна претерпеть социально-экономическая парадигма владения автомобилем. Он должен превратиться из товара в услугу. Услугу, по доставке пассажира из пункта А в пункт Б. В услугу коллективного пользования. Как будут тешить свою шляхетскую, унаследованную от седоков карет, гордость владельцы дорогих самобеглых колясок – непонятно…

А для Китая альтернативы роботизированным транспортным системам может и не быть. Огромное население стремительно поднимает свой уровень жизни, сохраняя пока что нравы и обычаи традиционного общества. Так что создается прекрасный шанс объединить Традицию с самыми передовыми технологиями! Полноценную, полностью роботизированную систему BMW и Baidu намерены вывести на рынок в 2025 году. И, учитывая способность Поднебесной производить доступные высокотехнологические товары, она обречена стать массовой.

Впрочем, основания для этого китайские предприниматели закладывают уже сейчас. Скажем, в Узловой, Тульская область, строится крупный китайский автомобильный завод… Так что появление автомобилей-роботов в Китае означает одновременные появление их по всей планете. С соответствующими благотворными последствиями – скажем, писать колонки в «Компьютерру» можно будет не только в пробках… Но вот куда денутся многочисленные водители? Впрочем, у военкомата раскинул свою палатку, щедро снабженную яркими буклетами и листовками сержант-вербовщик – мечты либералов о профессиональной армии сбываются!

Ну и самый главный вывод – если системы глубокого обучения от Baidu найдут себе применение в такой массовой и платежеспособной индустрии, как автомобилестроение, то это будет способствовать интенсивному развитию как технологий искусственного интеллекта, так и робототехнической отрасли. С крайне серьезными последствиями для всего планетарного социума!

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях