Экстравертная электроника: как наделить компьютер эмпатией и не пожалеть об этом

Кори Макколл из Стэнфордского университета использует игровые контроллеры для фиксации эмоциональных реакции людей. Об этой части его работы «Компьютерра» уже писала. Однако его исследовательская группа не просто создаёт новые развлекательные устройства. В ней развивают технологии, наделяющие компьютеры и мобильные гаджеты подобием способности к сопереживанию.

"Чувствующий" игровой контроллер Макколла (изображение: stanford.edu).
«Чувствующий» игровой контроллер Макколла (изображение: stanford.edu).

Людям свойственно очеловечивать всё вокруг, включая технику. Сегодня фразы о том, что компьютер «заболел», «устал» или даже «обиделся», произносятся в шутку, но представьте, что техника действительно перестала быть «бездушной» и научилась чувствовать настроение людей. Это открывает совершенно новые возможности гибкого взаимодействия с ней и делает определение «электронный помощник» куда точнее.

Например, смартфон понимает, когда пользователя лучше не беспокоить определённым звонком или сообщением. Бортовой компьютер автомобиля слегка корректирует управление и настройки с учётом состояния водителя и пассажиров. В многопользовательских играх регулируется уровень везения участников, чтобы всем было интересно и весело.

Ещё в 2005 году компания Research in Motion (известная по смартфонам BlackBerry) запатентовала датчики для мобильных устройств, отслеживающие эмоции владельца. В этом же направлении экспериментировали SonyEricsson и Samsung.

Сегодня Affdex и другие компании используют схожие подходы для оценки отношения людей к маркетинговым акциям. На базе Массачусетского технологического института тестируют AutoEmotive — автомобиль, предупреждающий участников движения о том, что его водитель зол.

Возможностей масса, но необходимые алгоритмы психологической оценки всё ещё находятся в зачаточном состоянии. В основном исследователи создают программы, анализирующие движения глаз и мимической мускулатуры, наклоны головы. Так уже можно определять ситуации, в которых водитель засыпает или часто отвлекается от дороги.

Группа Макколла расширяет традиционные подходы. Помимо мониторинга выражения лица, она использует различные датчики (пульсовой, кожного сопротивления) и отслеживает характер дыхания людей, чтобы получать более полную картину об их эмоциональном фоне. Ранее такую точность можно было получить при электроэнцефалографии, но датчики ЭЭГ на голове доставляли бы массу неудобств в повседневной жизни.

Докторант Кори Макколл поясняет, что в современной социальной среде мы часто носим маски. Обычно человек хорошо управляет выражением лица и может скрывать свои истинные эмоции (в том числе и от аналитических компьютерных систем). Сделать то же самое с реакциями вегетативной нервной системы сложнее.

Кори Макколл и его игровой контроллер с функцией оценки эмоционального  состояния (фото: nytimes.com).
Кори Макколл и его игровой контроллер с функцией оценки эмоционального состояния (фото: nytimes.com).

Гораздо труднее контролировать такие бессознательные проявления, как изменение частоты дыхания и сердечных сокращений, потоотделение, сужение и расширение зрачков. Большинство людей не умеют этого делать вовсе, хотя обмануть искушённых игроков в покер или полиграф всё же возможно.

Свою задачу Макколл видит в том, чтобы перевести весь набор улавливаемых проявлений текущего психологического состояния человека в набор цифр. Таким образом, в каждый момент времени система сможет количественно оценивать степень выраженности наиболее типичных эмоций (радость, гнев, страх, грусть) и скорость их изменения.

Такие наработки могут быть интересны не только в развлекательных целях. Они обладают потенциалом и в образовании, поскольку умением чувствовать аудиторию обладают далеко не все преподаватели.

«Главное — не повторить судьбу “Скрепыша” из пакета MS Office, — комментирует технологии предиктивной помощи Розалинда Пикард (Rosalind W. Picard), коллега Макколла из MIT. — Программное обеспечение должно быть в курсе, где вы находитесь и что делаете, иначе оно только будет раздражать непрошеными действиями».

Доктор Ковак из Стэнфордского университета считает, что наиболее актуален компьютерный мониторинг эмоций водителей общественного транспорта: «Кто-то мог бы расценивать это как вторжение в частную жизнь, но я думаю, что водители должны отказаться от некоторых прав на тайну частной жизни в обмен на безопасность пассажиров».

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях