Риски «интернета вещей»

Какие бы запредельные высоты — в сотнях миллиардах устройств и триллионах долларов стоимости — ни сулили «интернету вещей» аналитики, продвигать эту технологию будут не вещи, не машины, а люди. И поэтому очень важно знать, что же люди действительно знают, и что они думают о технологии Internet of Things — представители «обыкновенного» бизнеса, обычные потребители… И вот такое весьма полезное исследование было выполнено и обнародовано известной организацией ISACA.

Изначально ISACA — аббревиатура от Information System Audit and Control Association («Ассоциация по аудиту и контролю информационных систем»). Однако в двадцать первом веке в связи с проникновении информационных технологий практически во все сферы жизни и, соответственно, расширением круга связанных с ними проблем, как правило, употребляется название ISACA. Это международная организация профессионалов, существующая с 1967 года, и ныне объединяющая более 110 тысяч специалистов, в том числе и из нашей страны.

Члены этой организации — те, кто выполняет повсеместно признаваемый на международном уровне аудит информационных систем, оценивает эффективность вложений в информационные технологии и оптимизации отдачи от них. ISACA сертифицирует специалистов в этих областях, готовит их к экзаменам и распространяет знания, в том числе и поддержкой системы непрерывного ИТ-образования. А теперь в сферу внимания «информационных аудиторов» попали и проблемы «интернета вещей».

Обзор, выполненный ISACA, назван «В то время, как «интернет вещей» растёт, лишь 1% американцев доверяют разработчикам приложений в области хранения персональных данных«. Это часть традиционного исследования ISACA «Барометр рисков/выгод 2013 года«. Данные были получены путём массового интервьюирования.

Опрашивались две группы — 2 013 членов ISACA из 110 стран, в том числе 591 из США, и 4 000 потребителей ИТ-продуктов и услуг из четырёх стран, включая 1 216 американцев (опрос потребителей, как видим, заметно центрирован относительно США). Их опрашивали, какие выгоды ожидают предприятия в результате внедрения «интернета вещей» и полагают ли они, что выгоды от внедрения Internet of Things перевешивают связанные с этим риски. Полученные ответы порой ошарашивают, хотя с технологиями прямо и не связаны…

Прежде всего — информационная безопасность. Люди о ней нынче наслышаны широко: из автомобильного приёмника льётся трогательная реклама с драматической историей директора лучшей в городе школы, зашедшего на сомнительный сайт, и в результате рассылки с его почтового ящика ещё более сомнительных писем родителям детей превратившегося в безработного бомжа… Так что риском кражи онлайновой информации озабочены 90% опрошенных, попавших в прицел ISACA.

Но дальше интереснее — а как, собственно говоря, эта озабоченность сказывается на их сетевом поведении? А никак… Или, точнее, меньше чем никак… 51% опрошенных использует одни и те же пароли на всех сайтах. А 40% из них эти пароли записывает — можно надеяться, что на оборотной стороне мышиного коврика, а не на стикере, аккуратно приклеенном к монитору… То есть подход пользователей к безопасности практически не меняется: они ведут себя также, как в девяностые годы рассказывали на страницах бумажной «Компьютерры» специалисты информационной безопасности…

Вот социальные сети — завалинка Всемирной деревни, осуществлённой мечты Маршалла Маклюэна. Огромное количество людей сделали их местом своего преимущественного общения… И знают, что информация, накапливаемая в процессе тамошнего трёпа, может быть использована в целях, совсем не дружественных для них. Этим обеспокоены 50% опрошенных. Но каждый четвёртый из опрошенных за последние шесть месяцев ни разу не озаботился тем, чтобы проверить режим приватности в любимых ими соцсетях…

Мольеровский господин Журден с удивлением узнавал, что изъясняется прозой. Так и о значении термина «интернет вещей» знает лишь 6% опрошенных! Хотя подключённые к интернету устройства применяются почтенной публикой весьма широко. Системы глобального позиционирования GPS использует 62% опрошенных, автомобильные устройства электронных платежей, оплачивающие платные автострады или стоянки, применяют 28%. Ну а интеллектуальные телевизоры — склонные порой наблюдать за владельцами — имеют 20%.

А вот и вынесенные в заголовок обзора наблюдения. Лишь 1% из 1 261 американцев-потребителей готовы в наибольшей степени доверять свои персональные данные разработчикам мобильных приложений (App Makers). Очень интересные нынче у янки представления о деловой морали… Но как же они себя ведут в такой недружелюбной, по их мнению, среде? Да так, что 82% не озабочивается тем, чтобы прочитать политику соблюдения конфиденциальности, перед тем как установить приложение на смартфон или планшет, то есть на те устройства, которые сопутствуют нам практически постоянно…

Дальше идут совсем уж интересные данные. Как мы помним, только 6% интервьюируемых представляют себе, что же это такое — Internet of Things… Но вот того, что подсоединённые к Сети машины и устройства — о процессах на таком уровне спрашивать бессмысленно — собирают и кому-то передают информацию, беспокоятся 92% опрошенных. Почти вся выборка интервьюируемых! То есть мозаичность картины мира у большинства людей должна бы представить изрядный интерес для специалистов в социальной психологии… или же психопатологии… Но это — другой разговор!

А вот представления об «интернете вещей» опрошенных американских специалистов куда конкретнее и куда интереснее. Они говорят, что тридцать процентов предприятий уже получили конкретные — видимо отображаемые на балансы — выгоды от внедрения Internet of Things. Так считает 591 опрошенный член ISACA из США. Почти треть из которых уже активно применяет «интернет вещей». Благодаря которому 29% опрошенных специалистов удалось серьёзно усовершенствовать ИТ-сервисы!

Но для специалистов характерна трезвость в оценке не только выгод, но и проблем. И проблемы они видят серьёзные. 99% говорят, что внедрение «интернета вещей» порождает очень серьёзные трудности в управлении информационными системами. Это — как раз тот случай, когда хочется употребить термин эмерджентность, появление новых системных свойств при достижении нового уровня сложности. (Вспомним, что в Internet of Things вещей давно больше, чем людей на планете, а насколько велик этот разрыв в конкретных фирмах — сказать могут только их ИТ-сотрудники…)

Но важно, что ИТ-специалисты эту проблему осознают, широко и открыто про неё говорят. 42% опрошенных специалистов уверены, что выгоды от Internet of Things перевешивают возможные риски, а 26% уверены, что на их предприятиях достигнут баланс между возможными рисками и достигнутыми выгодами… И на эту проблему можно смотреть с оптимизмом: подходы к ней уже многие десятилетия изучают и кибернетика, и сменившая её theoretical computer science. Так что с этим — справятся…

А вот мы отметим другую, куда более важную проблему, о существовании которой говорит опрос ISACA. Несмотря на обильность технологической информации, несмотря на простоту и дешевизну доступа к ней, предоставляемого современными компьютерными технологиями, подавляющее число людей ничего не знают о тех технологиях, в окружении которых они живут, за которые они выкладывают свои кровные — как на приложения во всяких ‘Store — и которые они интенсивно используют в повседневной жизни.

Причём происходит это не в какой-то африканской деревне (где гуманитарные деятели рвутся преодолевать цифровое неравенство), а в самом что ни на есть лидирующем в сфере ИТ первом мире (ещё раз позволю порадовать читателей тем, что по международным тестам PISA-2012 российские школьники обошли и американцев, и даже традиционно почитавших книжное знание израильтян!). Но нет оснований считать, что в нашей стране широкие массы потребителей и подавляющее большинство некомпьютерных бизнесменов знают о возможностях и рисках «интернета вещей» ничуть не больше.

И поэтому напрашивается один очень простой вывод. Колоссальный потенциал «интернета вещей» может быть реализован только в условиях постоянной просветительской работы в этом направлении. Знаете, превращению СССР в самую читающую страну предшествовало массовое обучение грамоте. И даже электрификация сопровождалась разъяснением правил безопасности. Так и с «интернетом вещей»: людей, простых людей надо учить правильному поведению и в Сети, и среди «умных» вещей. И тогда они научатся избегать угроз, которые, как и во все времена, исходят не от вещей, а от людей…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях