Шесть известнейших интернет-мемов, которые обратились в суд

Интернет-мемы, они же медиавирусы, обычно задумываются как самораспространяющиеся шутки, эксплуатирующие и нередко высмеивающие особенно яркие и запоминающиеся образы. Иногда мемы запускаются в рекламных целях, но чаще всего это самоценные культурные объекты, призванные позабавить окружающих и не преследующие каких-либо корыстных целей.

Между тем, далеко не все объекты интернет-мемов склонны разделять буйное веселье праздной публики. Более того, некоторые создатели медиавирусов тоже не прочь извлечь из них материальную выгоду. В результате сетевые забавы приводят таких людей в самый настоящий серьёзный суд, который, вы будете смеяться, иногда выносит суровые решения. Вот несколько историй о судебных приключениях некоторых широко известных интернет-мемов.

Кот-пианист и нянкот

История про «няшных котиков» будет первой просто потому, что создатели этих мемов совсем недавно — в конце сентября 2013 года — выиграли процесс против компаний Warner Brothers и 5th Cell Media.

Мемы «Кот-пианист» и «Нянкот» были сняты специально для размещения в Сети двумя разными авторами — Чарльзом Шмидтом и Кристофером Торресом, но в 2009 году они объединили свои усилия в борьбе с нарушением их авторских прав, когда компания 5th Cell Media выпустила видеоигру Scribblenauts для карманной приставки Nintendo DS, в которой были использованы анимированные персонажи обоих мемов. Оказалось, что и Шмидт, и Торрес зарегистрировали свои авторские права на персонажей этих мемов, а также сами эти персонажи в качестве товарных знаков. Похоже, что об этом не подозревали ни разработчик игры 5th Cell Media, ни, что уже странно, её издатель Warner Bros. Interactive Entertainment.

В ходе многолетней тяжбы создатели обоих мемов выиграли суд против Warner и 5th Cell, в результате которых оба персонажа будут и дальше использоваться в играх серии Scribblenauts, но уже с выплатой лицензионных отчислений. В общем, не стоит недооценивать власть, которой обладают котики в интернете.

Star Wars Kid

Канадский школьник Гислен Реза, большой любитель киноэпопеи «Звёздные войны», стал персонажем интернет-мема задолго до того, как завоевали популярность сайты вроде YouTube и Reddit. В далёком 2003 году, в апреле, одноклассники весьма упитанного 14-летнего подростка запустили в файлообменную сеть Kazaa снятый им самим видеоролик, на котором Реза с неповторимой пластикой сражался с невидимыми врагами при помощи самодельного «светового меча». Ролик Реза снимал в школьной студии на 8-миллиметровую видеокамеру, но почему-то забыл забрать с собой кассету, чем и воспользовались трое его одноклассников, выложив этот ролик в Сеть.

Буквально через несколько дней появилась его отредактированная версия с наложенными спецэффектами: в начале был вставлен характерный для «Звёздных войн» «уходящий вдаль» вступительный текст, а шест стал светиться, как настоящий световой меч. Вскоре на самых разных сайтах и форумах стали размещаться всё новые и новые редакции оригинального ролика. А уже в июле 2003 года более 400 фанатов Star Wars Kid собрали почти четыре с половиной тысяч долларов и отправили Резе подарочный сертификат магазина электроники, плеер iPod и письмо с благодарностями.

Родители Резы, однако, не были в восторге от такой популярности их сына и подали в суд на семьи этих троих одноклассников, обвинив их в причинении эмоциональных страданий и психологических травм и потребовав четверть миллиона долларов. На то были все причины: потрясённый Реза был вынужден уйти из школы и даже попал в детскую психиатрическую клинику. В итоге дело закончилось соглашением сторон, а сам Реза окончил юридический факультет института и сейчас активно выступает против подобных «шуток» в киберпространстве.

Эпические сиськи

Девушка с «эпическими сиськами» на самом деле не собиралась становиться интернет-мемом: в декабре 2006 года Эликс Бромли просто отправила в популярную тогда в Великобритании социальную сеть Bebo фотографию, на которой она демонстрировала свой действительно очень впечатляющий бюст. Однако через некоторое время она стала натыкаться на размещаемый в разных форумах демотиватор со своим снимком и подписью: «Эпические сиськи. Превращают гетеросексуальных женщин в лесбиянок за 0,39 секунды».

В 2010 году Бромли безуспешно попыталась привлечь к ответственности британский мужской журнал Loaded за нарушение тайны личной жизни: журнал предлагал по 500 фунтов каждому, кто уговорил бы её сняться для этого издания. Кроме того, Бромли возмутило, что Loaded напечатал её личные снимки, что заставило её смущаться и переживать.

Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ отклонила жалобу девушки: её снимки стали настолько распространены, что больше нет никаких оснований рассматривать их как личные, при этом невозможно подвергать журнал цензуре за комментарии по поводу столь общедоступного материала. Сам журнал, взявший снимки из открытых источников, особенно упирал на то, что они входили в число первых трёх результатов поисковой выдачи Google по слову «сиськи».

В конце концов Эликс Бромли стала моделью, известной под именем Alx Boop. С некоторыми её «работами» можно ознакомиться, например, здесь.

Сердитый Гитлер

В 2004 году на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Бункер» (оригинальное название — Der Untergang, «крушение») немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля, в котором описывались последние дни 1945 года перед падением фашистской Германии. Вскоре после начала проката этой картины в интернете появилась масса пародий на Гитлера в исполнении Бруно Ганца, причём в роликах использовались кадры из самого фильма — обычно с забавными субтитрами, реже — полностью переозвученные.

Среди удачных пародий на «сердитого Гитлера» оказались и ролики российского происхождения — в частности видео Андрея Бочарова и Евгения Шестакова, обыгрывающие новости о возможном запрете Skype и закрытии сайта Torrents.ru.

Режиссёр Хиршбигель в принципе не возражал против таких видео: он рассказывал, что посмотрел аж 145 подобных роликов и во многих случаях «громко смеялся». Однако киностудия Constantin Films была совсем иного мнения и весной 2010 года приступила к удалению пародий с YouTube и прочих видеохостингов, а затем попыталась вообще запретить изготовление таких видео. Впрочем, через какое-то время в Constantin Films изменили политику: всё-таки такие ролики лишний раз рекламируют сам фильм; в результате многие из них вернулись в тот же YouTube. Сейчас даже существует специальное Android-приложение для изготовления таких мемов.

Техновикинг

История «Техновикинга» длится уже более девяти лет и пока не получила логического завершения. Всё началось в 2001 году, когда малоизвестный режиссёр Маттиас Фрич выложил на своём сайте видеоролик, снятый годом ранее на Берлинском ежегодном шествии любителей электронной музыки под замечательным названием Fuckparade. «Звездой» этого видео стал по пояс голый бородатый мужчина нордической наружности, от души оттягивающийся под техноритмы.

http://www.youtube.com/watch?v=wv6hz6NCL5M

Выложив это видео, Фрич, по его словам, надолго о нём забыл. Однако много лет спустя, в 2007 году, этот ролик раскопали поклонники всякого рода фриков, и он стал одним из самых просматриваемых видео на YouTube. Фричу как правообладателю удалось продать эту запись сразу в несколько телешоу. Кроме того, он успешно торговал футболками с принтами «Техновикинг». Полузабытое видео принесло своему создателю около €10 тыс., и всё было бы замечательно, если бы в 2009 году персонаж этого ролика, тщательно защищающий своё инкогнито (по некоторым данным, его зовут Ганс Шлепкоппер), не появился на пороге суда с исковым заявлением на €250 тыс.

По итогам трёхлетней тяжбы в июне 2013 года суд запретил Фричу демонстрировать неотредактированное оригинальное видео или какие-то другие изображения, где можно узнать этого характерного персонажа, и присудил выплатить ему около €8 тыс. — большую часть средств, полученных в результате коммерческого использования ролика. Наконец, Фричу придётся возместить €7 тыс. судебных издержек. Сам Фрич не видит никакого иного способа выплатить деньги, кроме как снять фильм обо всей этой истории, и он уже приступил к сбору средств на такие съёмки.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях