Dell: жертва Айпада или новая сверхновая?

Один из столпов компьютерного мира, Dell Inc., после двадцати пяти лет работы в статусе корпорации планирует вновь стать частной компанией. Такова суть утечки, обнародованной Bloomberg и другими информационными агентствами, имевшими беседу с инсайдерами из Dell. Для чего компании эта трансформация? Предположительно, таким образом Майкл Делл, 47-летний основатель, стоящий на капитанском мостике и поныне, надеется разгрести ворох проблем, накопившихся за годы постперсональной эпохи. Так что если хочется, Dell можно считать очередной жертвой Айпада — и потенциальной сверхновой звездой, если вы оптимист.

История Dell — это история индустрии персональных компьютеров. В 1984 году, с тысячей долларов в кармане и штаб-квартирой в комнате общежития, где он собственно обитал, студент Техасского университета в Остине Майкл Делл запускает малое предприятие по сборке IBM PC-совместимых машин на заказ. Доказав себе и родителям, что такой бизнес может быть выгодным, Майкл бросает учёбу, получает «первый раунд инвестиций» (накопления родных) и за пару лет выводит продажи на многомиллионный уровень. Четыре года спустя компания сменит оригинальное имя PC’s Limited на Dell Computer Corp., проведёт IPO, и сделает основателя самым молодым CEO, присутствующим в списке Fortune 500. А закрутилось всё вокруг простой идеи: индивидуальный подход к каждому клиенту плюс прямая, без посредников и лишних «накруток», продажа.

Компьютеры и по сей день занимают в арсенале Dell самое важное место, а сама она входит в тройку сильнейших PC-вендоров планеты, уступая только Lenovo и HP. Но от сборки и продажи компания перешла также и к поддержке, и вообще сильно расширила ассортимент, по крайней мере попытавшись сделать ставку на каждую из многочисленных электронных новинок, появившихся за последние двадцать лет.

Она одной из первых освоила Сеть, поучаствовала в первом всплеске мобильной электроники в нулевые (плееры-наладонники), занялась системами хранения данных, сетевым железом, мониторами, принтерами, проекторами, телевизорами. Чтобы подчеркнуть расширившиеся интересы, она даже снова поменяла своё название, исключив из него словечко «computer». К сожалению, игра в слова и опыты с новомодными железками помогли мало.

В середине нулевых для Dell началась чёрная полоса, из которой она не выбралась по сей день. Мнения высказываются разные, но в общем и целом аналитики грешат всё на ту же пресловутую постперсональную эру: заматеревший рынок персональных компьютеров благоволит игрокам-инноваторам, но выдавливает игроков, которые занимаются простой торговлей. А инновации как раз никогда не были сильной стороной Dell.

Её бизнес-модель осталась неизменной ещё с тех общежитских времён — разве что цены выросли в сравнении со средними по рынку, ведь в конце концов покупатель получает не просто персоналку, а «брэндовый компьютер». Она и сегодня продолжает экспериментировать, но кто слышал про её планшетки, гибриды (помесью планшетки и ноутбука)? Dell не блещет на новостном небосклоне, а тупо торгует, делая свои стабильные три с половиной миллиарда долларов прибыли в год.

Майкла это устраивает, о чём он неоднократно заявлял. Однако даже он напуган падающей маржой и тотально слабеющим интересом к персоналке: вчера в ней разочаровались обыватели, а сегодня теряют интерес и корпоративные покупатели. А ведь Dell сидит на PC-игле крепче любого другого вендора. Самое время задуматься о будущем.

Собственно о своём личном будущем Майкл Делл может не волноваться. Помимо того, что ему принадлежит шестая часть Dell Inc., у него, как и у многих миллиардёров сегодня, есть собственный «карманный» инвестиционный фонд MSD Capital, управляющий средствами самого Майкла и близких людей. Как иронично подмечают эксперты, великий компьютерщик хранит свои капиталы подальше от беспокойного мира высоких технологий, сильно диверсифицировав их между рынками. Но что станется с Dell?

Если верить просочившейся информации, Dell будет превращена в частную компанию группой инвесторов, включающей самого Майкла Делла, фонд частных инвестиций Silver Lake (специализирующийся на таких операциях) и, вероятно, нескольких других крупных игроков. После того, как будут выкуплены все акции, находящиеся в обращении (сегодня их совокупная стоимость составляет около 22 миллиардов долларов), у штурвала останется Майкл, но с этого момента ни он, ни его команда уже не обязаны будут сообщать о каждом своём решении аутсайдерам.

Чем это поможет? Говорят, Майкл верит, что акционеры недооценивают его компанию и не дают закрутить нужные винтики, чтобы исправить забарахливший корпоративный движок. Став абсолютным монархом основанной им империи, Делл сможет претворить непопулярные решения в жизнь — и годика через три, преобразившись, компания вновь станет публичной. Доля правды в таких соображениях есть: существуют серьёзные свидетельства в пользу того, что публичный характер бизнеса вредит инновациям.

Однако скептиков, иронизирующих по поводу грядущего выкупа Dell, слишком много. Для чего выкупать компанию, вопрошают они, если капитан остаётся тот же? Может быть таким образом Майкл просто пытается избежать прилюдного признания допущенных управленческих и стратегических ошибок? Может быть он попал в плен обычной человеческой иллюзии: чем больше власти, тем больше шансов на успех?

Но предположим, выкуп состоялся. Куда двинутся Делл и его компания? Самое вероятное направление — программы и сервисы, чем, в частности, занялась IBM, избавившись от PC-бизнеса, и пытается заниматься HP. С 2007 года, когда Майкл вернулся на пост CEO после недолгого перерыва, он не уставая обещал скорый переход к более доходному, чем PC, бизнесу. По его инициативе компания истратила миллиарды на корпоративные приобретения в соответствующих областях (сервисные компании, софтверные разработчики и пр.).

Но мало просто купить. Трансформацию из PC-вендора в бизнес, живущий за счёт поддержки корпоративных клиентов и разработки соответствующих инструментов, необходимо суметь завершить — чего до конца пока не удалось ни IBM, ни тем более HP. Получится ли у Dell?

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях