Сегодня “Ведомости” написали о том, что Генеральная прокуратура РФ готовится выпустить собственное приложение для смартфонов, “благодаря которому пользователи получат доступ к новостям и плану проверок предпринимателей”.

Кажется, государство обнаружило, что в природе существуют социальные сети, а также многочисленные мобильные платформы. И, хвала небесам, чиновникам пришла в голову мысль, что неплохо было бы всё это благолепие приспособить к делу.

Федеральная служба судебных приставов РФ недавно выпустила приложение для социальных сетей, из которого можно узнать, сколько денег каждый из нас должен государству. В будущем году также будет возможно подписаться на автоматические извещения о появлении долгов. Платно или нет, пока неизвестно.

Так или иначе, идея здравая, а вот насколько она реализована в техническом плане? К тому же возникает вопрос о сохранности пользовательских данных в социальных сетях как минимум. Взломы частных аккаунтов – исключительно частое явление, и неизвестно, как злоумышленники захотят воспользоваться информацией о взаимоотношениях жертвы с налоговиками. Сценариев навскидку можно придумать много.

Кстати. ФССП не скрывает, что её сотрудники активно используют социальные сети для розыска должников. Теперь вот розыск предлагается автоматизировать: пользователи “ВКонтакте” и “Одноклассников” получили возможность проверить себя в списке должников (и невыездных) по банку данных исполнительных производств самостоятельно.

Если говорить о социальных сетях, то в сети “ВКонтакте” можно найти ещё, например, приложения “Почта России: Отслеживание почтовых отправлений и ЕМС”, “Онлайн-приёмная депутатов Государственной думы”.

Других “государственно ориентированных” приложений “ВКонтакте” нам найти не удалось.

Ассортимент приложений для мобильных устройств для взаимодействия с органами власти, в свою очередь, не то чтобы очень богат. В Москве с этим дело обстоит лучше, чем в других городах, – в основном благодаря стараниям Департамента информационных технологий города Москвы.

ЕМИАС – Единая медицинская информационно-аналитическая система, мобильными манифестациями которой являются бесплатные приложения для записи к специалистам в поликлиниках. В интервью “Компьютерре” замглавы Департамента информационных технологий Владимир Макаров подробно рассказывал о том, как и зачем создавалась ЕМИАС, и из его слов становится понятно, какая это махина. Мобильные приложения – это даже не вершина айсберга, а так, блестящий краешек.

Также нельзя не вспомнить “Мобильную приёмную Правительства Москвы” (к сожалению, только в виде приложения для смартфонов), через которую можно отправлять жалобы сразу с приложенными фотоаргументами: видишь яму на дороге или гололёд у подъезда – сфотографируй и отправь жалобу и отслеживай её рассмотрение. Скорее всего, среагируют, и довольно быстро.

"Мобильная приёмная Правительства Москвы"
“Мобильная приёмная Правительства Москвы”
Кстати, о гололёде: на днях стало известно, что у “Мобильной приёмной” появилась новая функция – возможность жаловаться в мэрию по поводу “сезонных” проблем: гололёд перед подъездом, неубранный снег, сваленный на обочинах, нечищенные парковочные карманы, скользкие улицы и даже плохо залитые катки (!).

К слову, приложение “Мобильная приёмная”, по статистике самого же Департамента информационных технологий Правительства Москвы, не особо популярно: всего 35 тысяч установок. И это притом, что подобные приложения – это рабочий (доказанно рабочий) инструмент по взаимодействию с властями.

Только почему-то простым людям очень лень им пользоваться.

Ещё один пример: официальное приложение “Госуслуги”, с помощью которого можно получить информацию о штрафах и оплатить их (если есть, что платить), выяснить налоговую задолженность, отправить электронное заявление на получение или замену водительского удостоверения и так далее. Не последняя по важности функция – это карта, на которой указаны “присутственные места”. Чтобы не приходилось с вытаращенными глазами искать по закоулкам очередное управление чего бы то ни было, спрашивая у прохожих, где оно находится (за четыре квартала от нужного места).

Наконец, даже МВД РФ обзавелось собственным приложением “Мобильная полиция” для iOS и Android. Из описания программы:

Приложение позволяет оперативно позвонить в полицию и оповестить своих родных и близких о том, что с вами произошла экстренная ситуация. Также приложение позволяет наблюдать за местоположением контактов, которые установили приложение и разрешили видеть их координаты. Кроме того, приложение содержит набор памяток и инструкций к действию в различных нестандартных и потенциально опасных ситуациях. Данная версия приложения включает в себя новостную ленту и телефонный справочник для Москвы.

С начала 2000-х идут разговоры о так называемом “Электронном правительстве”. В прошлом году оппозиционный политик и публицист Владимир Милов опубликовал статью, в которой прямо указывал на провал идеи информатизации государственных услуг.

Мы наблюдаем чистый пример того, как сбои дает сама система управления страной, выстроенная в последние 10 лет.

Когда руководящие должности занимают совершенно непонятные люди без достаточного опыта работы в соответствующей области (или опыта, мягко говоря, не самого удачного…), назначаемые по личной протекции, а не в силу профпригодности. Когда многомиллиардные подряды на важнейшие работы в абсолютно конкурентной сфере, которой являются IT, раздаются без конкурса. Когда никакой ответственности за провалы в своей работе провинившиеся чиновники не несут и даже получают повышения – они же “свои”, а своим в нынешней системе координат можно всё.

Всё, о чём писал Милов, безусловно, имело и имеет место быть. Однако можно наблюдать, как вместо централизованного формирования электронного правительства “сверху” нечто очень близкое формируется, пусть и неравномерно, пусть и рывками, пусть и далеко не идеальным подчас образом – “снизу”, на местном уровне.

В общем и целом, само создание интерактивных информационных систем, веб-сайтов с интерактивом, мобильных приложений и т.п., при условии, что они работают как заявлено, – это проявление одной очень простой и общепонятной вещи: здравомыслия.

Потому что это элементарное здравомыслие – заняться информатизацией поликлиник (и не распугать при этом их престарелых работников).

Это элементарное здравомыслие – поставить инфоматы и реализовать “электронную очередь” в московских и подмосковных ТБТИ, чтобы больше не нужно было приезжать к пяти утра, чтобы уйти в пять вечера с пустыми руками: “У вас не хватает заявления от родственников, что вы не осёл”.

Это элементарное здравомыслие – создать систему, с помощью которой граждане могут обратиться по поводу не заделанной ямы, торчащего канализационного люка или “лежачего полицейского”, залегшего где не ждали.

Естественно, этого здравомыслия хватает не всем чиновникам и не всегда. Далеко не каждое “ответственное лицо” считает, что у него вообще есть какая-либо ответственность перед “плебсом”.

И тем не менее – медленно и не в тех объёмах, которых требует современность, но что-то всё-таки меняется к лучшему.