В нашей статье, посвящённой ScratchDuino, был упомянут популярный детский робоконструктор LEGO Mindstorms. Как и ScratchDuino, Mindstorms может использоваться в школах; мало того, образовательные программы LEGO действуют в России и странах СНГ уже довольно долго.

Устройства серии LEGO Mindstorms были впервые представлены в 1998 году. В 2006 году вышел Mindstorms NXT, а в 2009 – Mindstorms NXT 2.0. Робоконструктор представляет собой набор, состоящий из стандартных деталей для сборки механической части (осей, колёс, шестерней и т.д.), электродвигателей, сенсоров, а также специального программируемого блока, который можно подключить к компьютеру (ПО NXT-G и Robolab входит в комплект).

LEGO Mindstorms NXT
LEGO Mindstorms NXT
Помимо штатных датчиков (звука, касания, расстояния, освещённости и т.д.), в продаже есть устройства других производителей, совместимые с Mindstorms. Это касается и стороннего программного обеспечения. В плане возможностей продукт LEGO обгоняет конкурирующие свободные разработки и уступает только тому, что остаётся закрытым.

Доступные потребителям наборы делятся на базовый и расширенный. Последний отличается большим количеством деталей, а первый выпускается в двух вариантах: есть версия для широкой продажи и базовый обучающий набор, об использовании которого в образовании и пойдет речь.

Начать, наверное, стоит не с самих образовательных программ для детей, а с проблемы, которую они призваны решать. Падение интереса к профессии инженера носит глобальный характер и неспецифично для России. По словам директора по развитию образовательных программ LEGO по России и СНГ Ольги Ломбас, это стало окончательно ясно после проведённого Юнеско в октябре 2010 года исследования “Инженерное дело: проблемы, трудности и возможности для развития”.

Ольга Ломбас, фото сайта www.igroprom.ru
Ольга Ломбас, фото сайта www.igroprom.ru
Одной из причин падения интереса к инженерным специальностям эксперт считает позиционирование самой профессии, которая в сознании многих людей ассоциируется с некой сложной, скучной и отдалённой от решения проблем современности работой. “Это, безусловно, не соответствует действительности, и здесь требуются определённые усилия на самом высоком уровне, – говорит она. – Важнейшим аспектом подъёма престижа инженерных профессий является реформирование системы инженерного образования, внедрение компетентностного подхода и экстраполирование лучших мировых практик в систему подготовки инженерных кадров”. Помимо общих причин, характерных для развитых стран мира, Ольга Ломбас также упомянула последствия серьёзных испытаний, через которые пришлось пройти российскому обществу и российскому образованию в девяностые годы.

Какими же методами можно исправить ситуацию, и почему важно начинать прививать людям технические навыки ещё в школе? Директор по развитию образовательных программ LEGO по России и СНГ полагает, что чем раньше это делать, тем лучше будет результат: “Потребность в исследовании пространства вокруг себя возникает у ребёнка с рождения, у него высочайшая мотивация к познанию мира. То, насколько разнообразным он ему предстанет, повлияет на широту его интересов в дальнейшем и поможет выявить природные склонности к тем или иным видам деятельности ещё в детстве… Начинать нужно с детского сада!” – заявила она “Компьютерре”.

По словам Ольги Ломбас, продукты LEGO Mindstorms и сопутствующие методики широко применяются и в учебной, и во внешкольной деятельности: “Вероятно, это лучший способ помочь школьнику освоить начала программирования, конструирования, формулирования задач, ведения проектной деятельности, познакомиться с методами сбора, обработки и анализа данных и т.д.”. Использование подобных материалов может сделать сложные темы простыми и наглядными, при высоком уровне вовлечённости ребёнка в процесс обучения. Их востребованность очевидна, и широта их распространения реально зависит только от уровня осведомлённости педагогического сообщества.

К сожалению, робоконструкторы используются далеко не во всех российских школах. Устройства можно приобрести самостоятельно, однако образовательные программы LEGO созданы для использования в классе: для работы детей в группах под руководством опытного педагога. Это следует иметь в виду, когда наборы приобретаются для домашнего использования.

“Безусловно, грамотный человек в состоянии освоить методики использования и быть спарринг-партнёром для своего ребёнка. То есть многие возможности LEGO Mindstorms могут быть успешно освоены дома. Однако осуществление, скажем, проектной деятельности, где в ходе работы учащиеся трудятся в команде, обмениваются мнениями, отстаивают свою точку зрения, учатся грамотно формулировать идеи, оттачивают мастерство презентации и т.п., целесообразно проводить в соответствующей среде, – считает Ольга Ломбас. – Хотелось бы подчеркнуть, что для целей образования рекомендуется приобретать наборы, непосредственно предназначенные именно для этих целей”.

Увы, наборы серии LEGO Education в розничных магазинах не продаются. Их можно найти только у дистрибьютора компании. Впрочем, если вы хотите привить своему ребёнку начальные инженерные навыки (восполнив, заодно, пробелы в собственном образовании), то можно ограничиться общедоступными наборами. Тем более что этот рынок осваивают и другие производители: мы уже упоминали сходный проект группы компаний “Мезон”.

Скептики могут нам возразить: дескать, падение престижа инженерных специальностей обусловлено множеством социально-экономических факторов, и ситуацию нельзя изменить, просто начав использовать робоконструкторы в школе. Может, это и так, но проблема явно требует комплексного решения, и обучение играет здесь не последнюю роль. Ну, а тот факт, что начинать раскрывать потенциал ребёнка нужно как можно раньше, сомнений и вовсе ни у кого не вызывает.