В эти горячие денёчки за двумя океанами пишется шикарная история о преступлении, наказании и героической борьбе за свободную Сеть с харизматичным интернет-миллионером в главной роли. Вы его помните: Ким Дотком (урожденный Шмитц) был арестован в Новой Зеландии ровно полгода назад — по подозрению в организации пиратской схемы даже не особо крупных размеров, а размеров невообразимых (см. «Кто пострадал от закрытия MegaUpload»).
Однако, дожидаясь решения суда по вопросу об экстрадиции в Соединённые Штаты (которые и инициировали арест), Ким успел переквалифицироваться из воришки в борца за свободу номер один, и соперничает теперь в известности с Джимми Уэльсом и Джулианом Ассанжем. Шмитц даже не пытается отмыться от приписываемых ему грехов, а просто считает, что с таким бизнесом, который вёл он, получить прозвище «главного интернет-пирата» должен был неизбежно.
Ким Шмитц — новозеландский землевладелец и финский верноподданный немецкого происхождения в одном лице — начал свою карьеру в ИТ ещё в 90-е годы, и к середине нулевых успел поиметь массу неприятностей с законом (за торговлю номерами кредиток, инсайдерский трейдинг, растрату). Семь лет назад он осел в стране Киви и запустил очередной бизнес: локер MegaUpload.com. Локеры — это гигантские интернет-хранилища, куда каждый желающий волен поместить что угодно, а после делиться этим с кем угодно, не напрягая собственную персоналку.
Такие ресурсы подразделяются на две категории. Первая, высшего сорта, здорово ограничивает свободу пользователей (главным образом в смысле того, кому можно передавать хранимые данные; типичный представитель — Dropbox). Вторая категория пользователей не ограничивает. MegaUpload принадлежал ко второй — и не только не ставил своим клиентам палки в колёса, но ещё и приплачивал авторам самых популярных закачек (вот для примера прошлогодний форумный трёп о способе заработать на нелицензионном контенте, размещаемом в MU). Понятно, пиратские фильмы, софт, музыку там хранили тоннами. И в свои лучшие дни MegaUpload генеририровал 5% глобального интернет-трафика!
Минувшей зимой ФБР, заручившись поддержкой правоохранительных органов восьми государств, лавочку «накрыло». Были арестованы сам Ким и несколько ключевых сотрудников его компании, изъяты серверы, заморожены данные, реквизированы доменные имена. Обвинение сводится к сговору с целью крупномасштабного вымогательства, отмывания денег, и — главное — нарушения авторских прав. Если верить следствию, владельцы MegaUpload были в курсе разгула пиратства на подконтрольной им территории, но ничего не предпринимали, чтобы его обуздать.
Кнопка «пожаловаться на файл» на сайте была, однако, вместо удаления нелицензионных документов, администраторы MegaUpload удаляли только некоторые (из множества) ссылки на них. К счастью для Кима, новозеландский суд, рассматривая вопрос выдачи его Соединённым Штатам, отложил решение до следующего марта. Так что в запасе у нашего героя внезапно оказалось ещё полгода — и он развернул беспрецедентную PR-кампанию, цель которой двояка: выставить самого Шмитца как борца за свободу Сети, а американское правосудие — как безвольный придаток тоталитарного государства.
Ким использовал буквально каждый выгодный факт, оказавшийся у него на руках. К счастью для него, захват MegaUpload был проведён впопыхах, со множеством нарушений, так что уцепиться есть за что. Юристы Шмитца заставили суд признать, что изъятие собственности и арест банковских счетов MegaUpload были произведены с нарушениями, а потому всё отобранное должно быть возвращено компании и пользователям (увы, разморозить счета ему таки отказались). У ФБР следует отобрать незаконно снятую копию базы данных MegaUpload. Должно быть прекращено уголовное дело против компании, заведённое в США, потому что MegaUpload зарегистрирована не в США (и даже не в Новой Зеландии — в Гонконге!). Новая Зеландия не предоставила Киму полагающегося ему как постоянному жителю страны права на надлежащую юридическую защиту. И так далее, и так далее.
Ким нынче везде. Он постит в Твиттере, публикуется в Instagram, пишет открытые письма Голливуду («не пытайтесь подгонять факты под теорию!»), вещает с собственного веб-сайта Kim.com, где даже выложил свежий клип со своим участием, посвящённый американскому президенту. Клип, кстати, замечательный: незаметно обойдя вниманием вопросы пособничества пиратам, Ким предстаёт в нём технологическим провидцем, человеком, заглянувшим чуть дальше других и за это невинно пострадавшим.
Голливуд, мол, не желает инноваций, потому что они лишают его прибыли. Но «сетяне сильней Голливуда, они объединятся и помогут мне, а вместе мы выиграем войну за свободу Сети!». Вершина этого зубодробительного маразма — прямая ассоциация себя любимого с Мартином Лютером Кингом («У меня есть мечта!»).
Случайно помогли ему и сторонние участники драмы. Новозеландский судья Дэвид Харви, ведший дело MegaUpload, взял самоотвод, побоявшись оказаться небеспристрастным: чуть раньше, на научной конференции он назвал США «врагом Новой Зеландии по вопросам авторского права» (у стран слегка различается трактовка прав потребителей цифровых продуктов — что, впрочем, никакого отношения к MegaUpload не имеет).
А Стив Возняк, посетивший Кима весной, вообще сказал, что Америке следовало бы гоняться не за Шмитцем, а за церковными лидерами — которые не научили людей различать «хорошо» и «плохо». По словам Возняка, авторские права несомненно должны охраняться, но вот преследовать следует тех, кто их нарушает, а не тех, кто создаёт новаторские инструменты, случайно пригодные в том числе и для кражи интеллектуальной собственности.
И вот тут мы подходим к главному. Что имел в виду Возняк, когда говорил о «новаторских инструментах»? Видеомагнитофон — который тоже использовался когда-то для тиражирования нелицензионных копий. Но аналогия очевидно натянутая. «Видики» производились миллионами экземпляров и у каждого был свой хозяин, отвечающий за свои действия. Тогда как MegaUpload был одним большим «видеомагнитофоном» для всех, и хозяин у него был один (Ким и его команда), и хозяин этот знал — не мог не знать — какой контент размещают пользователи. Потому что делал на этом неплохие деньги (обвинители говорят про 175 миллионов долларов).
Доказательства? Остались записи внутренних чатов, в которых сотрудники MegaUpload признавали, что пособничают пиратам. Остались документальные свидетельства того, что они знали, кому из пользователей и за что платили (авторы популярных закачек получали вознаграждение — и для MegaUpload не имела значения лицензионная чистота контента).
Всё это будет предъявлено на суде. Но можно ли удостовериться сейчас, прямо сейчас, что на MegaUpload был нелицензионный контент и вовсе не десять-двадцать файлов? Да проще простого! Отправляйтесь на Google и ищите документы, ведущие на megaupload.com, ограничив диапазон поиска датами с середины нулевых до декабря 2011 года (когда локер ещё функционировал). Чтобы не мучить вас, вот готовые ссылки: текстовые документы, графика. Предупреждаю сразу: зрелище не из приятных, так что уберите от экрана детей и коллег. А после — соотнесите увиденное с фактом: никто из известных издателей — фильмов, музыки, игр, прикладного софта — с MegaUpload не сотрудничал. Почти всё, что вы увидели, это «левак», «палёнка», «пиратка», «нелицензионщина». Контент, распространявшийся без одобрения правообладателей.
Как на этом заработать? Легко. Во-первых, разрешите пользователям тащить на сайт всё, что им пожелается: хороший контент привлечёт новых посетителей, а среднестатистический сетянин понятия не имеет, что такое «копирайт» и чем он отличается от «копипаста». Во-вторых, поставьте кнопку «Сообщить о нарушении», чтобы правообладатели могли пожаловаться на размещённые без спросу материалы. В-третьих, реагируйте на жалобы правообладателей, удаляя помеченные ими файлы, но не слишком напрягайтесь.
Можно, например, ограничить максимальное число жалоб, принимаемых в сутки (так делала MegaUpload), заставить своих пиарщиков рассылать гневные письма в СМИ («…мы предпринимаем массу шагов для предотвращения пиратства и борьбы с пиратами на нашем ресурсе…», так делает RapidShare), или даже просто отделываться фразой «всё отследить невозможно» (так поступает В Контакте, см. «Миллионы Павла Дурова»). И это только самые громкие примеры.
Операция против MegaUpload был проведена с множеством нарушений, теперь это ясно. Вот только к собственно вменяемым Шмитцу преступлениям полицейские перегибы не имеют никакого касательства. Так что ни допущенные полицией нарушения, ни их тщательная, подробная огласка не спасут Кима и его команду от экстрадиции в США и суда. А после, хочется надеться, и заслуженного приговора.