Германская Фемида с давних пор отличается поразительной толерантностью и терпимостью. Ну, вот, скажем, 1961 год. Столетие отмены крепостного права в России было ознаменовано полетом Гагарина в космос. Через век после того, как в стране перестали держать в рабстве своих же соплеменников абсолютно не отличающихся цветом шкурки, и своих же единоверцев, ее гражданин первым на планете преодолел оковы притяжения. Ну а в Федеративной Республике Германии этот самый год был ознаменован интереснейшей статистикой.
Именно в этом году максимума достигло число бывших нацистов (хм, забавнейший вопрос – бывает ли нацист бывшим…), состоявших на службе в Министерстве Внутренних Дел сугубо демократической и вчистую денацифицированной ФРГ – Die Zahl der Vorbelasteten stieg in den 50er-Jahren weiter an und erreichte 1961 mit 66 Prozent ihren Höhepunkt. Об этом говорит не какая-нибудь кремлевская пропаганда, и даже не случайно уцелевшие коммунисты – пишет это респектабельнейшая и сугубо буржуазнейшая мюнхенская газета – Auf die Erfahrung der Altnazis wollte man nicht verzichten…
Две трети сотрудников МВД демократической страны составляли нацисты. К которым германская фемида уже в те времена была вполне себе терпима и толерантна, закладывая прочный фундамент нынешней политкорректности. Так, правда, везло не всем – Kommunistische Partei Deutschlands, Коммунистическая партия Германии, была 17 августа 1956 года запрещена во имя благой и благородной задачи защиты демократического строя. Ну, резала глаза память об Эрнсте Тельмане благонамеренным избирателям герра Гитлера, пользовавшимся честно и эффективно распределявшимся среди народных масс награбленным у евреев, чехов, поляков, русских…
В очередной раз посоветую знающим европейские языки прочитать замечательного немецкого историка Гетца Али. А те, кто этих языков не знают, могут почитать роман Леонарда Франка «Ученики Иисуса», где замечательно передана атмосфера послевоенной Германии, пропитанная ненавистью к бывшим жертвам нацизма. Жертву всегда очень удобно расчеловечить, сделать носителем всех пороков – так достигается сплочение обществ для лучшей управляемости ими…
Кстати, относительно евгеники. Год неумолимо катится к рождественским каникулам. Будет свободное время – посмотрите второй сезон сериала American Horror Story. Это не пародия в жанре фильма ужасов. Это реальный этап развития психиатрии. Где, кстати, всплывает тема терпимости и толерантности к нацистским палачам…
Ну а теперь насаждением терпимости и толерантности занялось другое германское министерство – министерство юстиции. И насаждать эти самые терпимость и толерантность взялись очень забавным способом, а именно насаждением в Сети цензуры. Нет-нет… Конечно же, ужасное слово Zensur не употребляется – если вы его наберете в поисковике, то обнаружите, что оно является атрибутом исчезнувшей с политической карты ГДР. В статье Hetze im Netz: Maas lässt Facebook gewähren речь идет исключительно о благороднейшей задаче борьбы с травлей и агрессией в Сети…
Но только вот какая беда – что совой о пень, что пнем о сову, все равно сове плохо… Свобода слова – она или есть, или нет. И если она есть, то ей имеют право пользоваться даже лично вам несимпатичные люди, убеждений которых вы не поддерживаете и не одобряете. А если эту самую свободу ограничили – в самых, что ни на есть, благих целях, для борьбы с агрессией и экстремизмом – то не надо удивляться, что очередь рано или поздно дойдет до вас. Как доходила она до штурмовиков Рема и старых большевиков-ленинцев…
И неважно, что пока речь идет о ограниченной цензуре социальных сетей Facebook, Google, Twitter, которая будет осуществляться за счет самих компаний на вроде бы добровольной основе («Колхоз – дело добровольное»…). И неважно, что запись в Facebook , содержащая невосторженные высказывания в адрес мигрантов, вызвала преследование германской юстиции в адрес представительства Facebook – ритуальной жертвой, похоже, назначен Мартин Отт, управляющему директору Facebook по Северной, Центральной и Восточной Европе. Лучше считать, что корпорации добровольно согласились на цензуру…
А причины такого рвения властей очень просты и наглядны – Insbesondere Facebook steht in Deutschland seit der Verschärfung der Flüchtlingskrise in der Kritik, weil es nicht konsequent gegen Hasskommentare über Migranten und Hetze vorgeht. Говоря языком страны родимых осин, обострившаяся ситуация с беженцами выплескивается на странички мордокниги. И не всегда с желаниями расцеловать мигрантов и вручить им букет гортензий. И вот чиновники – по неистребимой тяге всех их коллег всех стан и всех времен к борьбе с зеркалами – пытаются навести благолепие хотя бы в соцсетях…
Экономическая подкладка истории с беженцами от глаз-то скрыта. А она проста. Владельцам средств производства довольно выгодно получить дополнительное число потребителей и рабочей силы (неквалифицированной, но неизбалованной…). А перераспределение социальных фондов на нужды тех беженцев, кто постарается «сесть на пособие», ударит по бедным. И преступность, которую принесут мигранты, локализуется в беднейших районах, и не затронет тех мест, где обитает элита. Разные интересы, которые не сведет вместе никакой Эрроу… Поэтому богатым выгодно объяснить недовольство бедных их невоспитанностьюагрессивностью и нетерпимостью. Что они и делают…
И вот для решения насущной задачи богатых и деликатненько так ограничивают – пока в соцсетях – одно из базовых человеческих прав, свободу слова. Причем силами самих бизнесов – выкрутив им перед этим руки судебными преследованиями. («Веревку свою приносить, али местком выделит?»…) Но это – в Европе. А как на другом краю света? Читаем, как всегда, официоз. «Стандарты для Сети», «Дмитрий Медведев выступил за международное регулирование Интернета». Регулирования того, что прекрасно развивала частная инициатива… Спасибо, все понятно.
И вот тут хотелось бы перейти к позитивной части, к той части, где стакан наполовину полон. Все согласятся, что люди цензуру не любят. И мы видим, как цензуры этой в Сети становится все больше и больше. Это раз. Теперь вспомним, что Россия – одна из немногих стран, где доминирует посконный поисковик и домотканная соцсеть. Это дорогого стоит!
Ну а теперь, изложив и тезис, и антитезис, перейдем к синтезису. Почему бы российскому интернет-бизнесу не поставить перед собой глобальную, с ориентацией на мировой рынок, задачу. Не создать социальную сеть в принципе не подверженную цензуре? В принципе, не на уровне замечательных слов, записанных во Всеобщей декларации прав человека, и всяких там конституциях, а на уровне технологий. Ведь еще в девяностые Максим Отставнов систематически объяснял на страницах бумажной «Компьютерры», что доверять лучше алгоритмам, чем людям. У алгоритмов, знаете ли, отличных от ваших интересов нет. И вообще интересов нет…
И вот такая соцсеть – про технику ее не говорю, вариантов масса – могла бы получить мировую аудиторию. Русский хакер – все еще бренд! Только она должна быть реально анонимной – не надо играть в дружеские игры со спецслужбами. И прогибаться под власти не надо. Умеренная реклама в соцсети принесет создателям такой игрушки куда больше денег, чем «печеньки от госдепов». ИТ-проекты стартуют быстро – вот прекрасный шанс. Углеводородной-то халявы долго не будет – “«Газпрому» предсказали падение до исторического минимума”. Если не хотите быть голодными и злыми – ищите независимые источники дохода…