Психологи давно подметили, что с распространением общедоступных средств связи, в том числе и Интернета, люди стали меньше общаться друг с другом. Этот парадокс с новой силой дал о себе знать с появлением социальных сетей, самые активные пользователи которых испытывают нарастающее ощущение одиночества.
Как известно, лень — двигатель прогресса и главная причина возникновения самых важных изобретений в истории человечества. Но многие из этих изобретений имеют и побочный эффект, выражающийся в ненужности личного общения. Телефон сделал возможным общение через континенты, но из-за него мы перестали по-соседски заходить в гости. Благодаря магазинам самообслуживания мы можем тщательно выбрать продукты и внимательно изучить надписи на упаковке, но нам уже не о чем поговорить с продавцом. Билетный автомат позволяет быстро купить билет, но из-за него мы лишаемся возможности общения и приятных знакомств в очереди в кассу.
Развитие технологий провоцирует людей отдаляться друг от друга, а социальные сети подняли этот процесс на принципиально новый уровень. Виртуальные «френды» подменяют собой настоящих друзей, которых, по статистике, у современного человека становится всё меньше. Дошло до того, что при открытии аккаунта в Google+ и настройке круга «Друзья» сама программа слёзно просит включать в этот круг только настоящих друзей, с которыми вы можете поделиться чем-то личным.
Между тем поддержание виртуальных связей с псевдодрузьями, подавляющее большинство из которых вы никогда не встречали лично и, скорее всего, не встретите, исподволь провоцирует на совершенно определённый способ поведения, а именно на саморекламу, желание представить себя в максимально выгодном свете — и уж точно выглядеть «не хуже других».
Однако социальные сети, вопреки ожиданиям некоторых, вполне адекватно отражают статус пользователя в реальной жизни: успешные и популярные люди будут пользоваться успехом и в Facebook, а
мало чего добившиеся одиночки будут ещё более одиноки на фоне виртуальных псевдодрузей.
Есть две категории пользователей социальных сетей вроде «Фейсбука» и его клонов (в том числе российских сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и т. п.).
Одни используют свой аккаунт, чтобы делиться интересными новостями и статьями, излагать своё мнение о каких-то событиях, фильмах или музыке, обмениваться сообщениями с новыми знакомыми или играть в пресловутую Candy Crush Saga. Это нормальное поведение для социализированного человека, уверенного в себе и не испытывающего проблем с общением вне компьютерных сетей.
Второй тип часами просиживает в Facebook за изучением лент чужих постов, изредка обновляя собственный статус и расставляя «лайки» тут и там. Особое внимание уделяется фотографиям, в частности снимкам, сделанным в отпуске, на отдыхе и во всевозможных путешествиях. Эта категория — в зоне риска: именно такие пользователи подвержены депрессии на фоне зависти, заниженной самооценки и затяжного одиночества. И именно они рискуют попасть в «замкнутое колесо», стараясь «конкурировать» с виртуальными френдами. Нарциссизм и одиночество — две стороны одной медали.
Наличие проблемы доказывают многочисленные научные исследования. К примеру, работа Института изучения взаимодействия человека и компьютера при Университете Карнеги — Меллона показала, что «пассивное потребление» записей френдов и собственное «вещание на неограниченную аудиторию» в Facebook напрямую коррелирует с чувством одиночества и способно вызывать депрессию. В исследовании немецких учёных говорится о том, что «пассивное чтение» Facebook вызывает у многих пользователей чувства зависти, обиды и возмущения — причём особо опасным раздражителем являются именно чужие фотографии из отпуска. Наконец, учёные из Университета Юты пришли к выводу, что чтение «Фейсбука» заставляет думать, что у всех остальных жизнь сложилась куда лучше и что другие намного счастливее, чем ты сам.
Впрочем, справедливости ради, нельзя не упомянуть, что некоторые учёные заметили и положительное влияние Facebook — правда, не без побочного эффекта: чтение своего собственного профиля может повысить вашу самооценку, но после этого у вас снизится эффективность… решения последовательных арифметических задач на вычитание.
Но Facebook — это ещё на самая ужасная социальная сеть, воспитывающая хронических неудачников. Намного страшнее Instagram, в котором практически нет текстов и который состоит из одних фотографий. Фотоснимок способен мгновенно вызывать сильные эмоции, он немедленно демонстрирует как явные, так и скрытые признаки счастья, успеха, богатства. Обновления статуса или какой-то текстовый постинг не способны сразу вызвать ощущение неполноценности или чувство зависти — в отличие от одной-единственной фотографии.
Человек, «подсевший» на изучение чужих снимков в «Инстаграме», намного несчастнее, чем читатель лент в «Фейсбуке». Представьте, что вы видите отличную фотографию у одного из своих френдов. Один из способов компенсировать возникающие эмоции — запостить в свой Instagram более замечательные фото. В ответ френды отправят ещё более «крутые» снимки, и так далее.
Начав саморекламу, невозможно остановиться, и вы будете уходить всё дальше и дальше от реальности. Разумеется, подобные «битвы» возможны и в Facebook или Twitter, но только в Instagram они проходят в «чистом» виде и без лишней болтовни.
Потратив полдня на поиски удачного снимка и тщательно его обработав, мало кто думает, что и другие пользователи Instagram не взяли первую попавшуюся фотку, а провели не меньше времени за экраном. Но ложное представление о жизни незнакомых людей укрепляется. Вы уже твёрдо убеждены, что все вокруг гораздо счастливее, успешнее и богаче вас. И с каждым новым снимком в Instagram самооценка опускается всё ниже и ниже.
Но если такие популярные социальные сети, как «Фейсбук» или «Инстаграм», провоцируют зависть и одиночество и делают людей несчастными, возможно ли создать сеть, которая сделала бы её участников счастливыми? Натали Коган из американского города Бостона считает, что да. Её создал молодой стартап под названием Happier — это сеть для счастливых людей.
По задумке авторов, подписчики Happier будут делиться друг с другом любыми счастливыми моментами, которых на самом деле великое множество в нашей обыденной жизни. Допускаются только посты о моментах счастья, никакого негатива.
Вы можете делиться своими постами с друзьями — либо сделать их видимыми для всех подписчиков Happier. Нажимая на смайлик, они смогут делиться своими впечатлениями: «Ваш момент счастья заставил меня улыбнуться». Доступна как онлайновая версия Happier, так и приложение для iPhone.
Всё так просто, но и удивительно приятно: это надо попробовать, чтобы понять, как здорово прочитать о чьём-то мгновении счастья, поделиться своим и получить в ответ улыбки. Сервис Happier был открыт в феврале 2013 года, но уже к июлю на него подписались сто с лишним тысяч человек и было отправлено более миллиона «моментов счастья».
* * *
Главная проблема социальных сетей заключается в том, что они провоцируют нас заносить в «друзья» незнакомых и малознакомых людей — друзей друзей, коллег, знаменитостей и политиков. Желание выглядеть «не хуже других» на фоне чужих людей, о реальной жизни которых вы ничего не знаете, порождает стрессы, депрессии, пониженную самооценку, а в результате — обострённое ощущение одиночества.
Конечно, можно «отгородиться», общаясь в закрытой группе родственников, близких знакомых или коллег, но сама природа публичной социальной сети будет постоянно вызывать желание «зафрендиться» с какими-то интересными незнакомцами. Сеть Happier предлагает ужасно наивное, однако чрезвычайно действенное решение проблемы: все делятся только моментами счастья, никакого негатива. Но кто даст гарантию, что подобные сети вылечат тех, кто уже поражён вирусом конкуренции с посторонними?