Xbox 360 — настоящий чемпион долголетия среди игровых приставок. Появившись в продаже в ноябре 2005 года, к ноябрю нынешнего он отметит своё восьмилетие. Это была первая из приставок седьмого поколения, и, учитывая, что Nintendo и Sony сделали свои ходы относительно восьмого, анонс Microsoft был давно ожидаемым событием, и на него возлагались большие надежды. И вот, наконец, стало известно официально: на смену «тристашестидесятому» спешит новенький Xbox One. Какой он, и чего от него ждать?
Xbox покоряет телевизор
Показ начался не с игр: прежде чем на сцену вышел представитель компании Electronic Arts, чтобы показать новую серию футбольного симулятора FIFA, представители Microsoft полчаса рассказывали о телевизионных возможностях Xbox One. Не зря его внешний вид имеет что-то общее с видеомагнитофоном: One имеет с видеотехникой столько же общего, сколько с игровыми приставками.
Целью Microsoft было «сделать телевизор более интеллектуальным», и здесь, похоже, всё удалось. На сцене было продемонстрировано, как подключённый к Xbox One телевизор можно включить голосом (вернее, голосом включается приставка, которая, в свою очередь, активирует телевизор). Пользователя встречает «персональный домашний экран», одновременно похожий на нынешний стартовый экран Xbox 360 и новый интерфейс Windows 8.
Что характерно, игры на стартовом экране Xbox One перечислены даже не первым пунктом в ряду возможностей. Сперва идут My Pins («прикреплённые»), Home и Trending, а потом следуют «телепередачи и фильмы», «музыка» и «приложения».
Больше всего в презентации Microsoft напирали на то, что Xbox One позволит намного легче управлять телевизором: благодаря приставке он будет откликаться на голосовые команды. Достаточно сказать «Иксбокс, смотреть ТВ», и приставка переключится на телевидение, а в ответ на вопрос «что сейчас идёт по такому-то каналу?» будет отображена программа телепередач. Единственное, что пока неясно, — пропускает ли приставка сигнал через себя или речь идёт об IP-телевидении. Впрочем, в обоих случаях надежды на то, что в России заработают показанные телевизионные функции, очень мало.
Xbox One снаружи и внутри
В отличие от Sony, которая решила не показывать Playstation 4 во время первого анонса, у Microsoft здесь всё готово: были продемонстрированы не только фотографии, но и работающий прототип. Известны и некоторые его характеристики.
Процессор Xbox One имеет восемь ядер и в общей сложности «пять миллиардов транзисторов». Его частота не уточняется, зато известно, что архитектура на этот раз вполне заурядная: как и PS4, Xbox One будет работать на чипе семейства x86-64. Также у него 8 Гб оперативной памяти, жёсткий диск на 500 Гб, порты USB 3.0, поддержка Wi-Fi 802.11n, привод Blu-ray, вход и выход HDMI. Ко входу, вероятно, можно будет подсоединить какую-нибудь другую видеоприставку и иметь возможность голосом просить Xbox One вывести изображение с неё.
В комплекте с приставкой будет поставляться новая версия сенсора Kinect, которая теперь оснащается камерой с разрешением 1080p. Утверждается, что Kinect теперь сможет учитывать малейшие движения, а во время зарядки даже считывать пульс.
Изменения претерпел и стандартный контроллер — и хотя внешне он очень похож на своего предшественника, в Microsoft насчитали аж 40 различий. В частности, изменениям подвергся D-Pad (он якобы стал точнее), триггеры теперь снабжены системой отдачи, а отсек, куда ставятся батарейки, больше не снимается. Ещё, похоже, в контроллер теперь встроен гироскоп и игры смогут тем или иным образом использовать информацию о его наклоне.
Пара слов о софте
Представители Microsoft поделились с публикой страшной тайной: у Xbox One не одна операционная система, а целых три — Xbox OS, ядро Windows и третье ядро, которое предназначено для переключения между ними и обеспечения многозадачности.
Стоило ли городить такую сложную систему? С одной стороны, всё это выглядит категорически неэлегантно, с другой — если пользователю нет разницы, то почему бы и нет? Ядро Windows явно предназначено для приложений, а система Xbox — для игр. Жаль только, что это не позволило реализовать обратную совместимость с Xbox 360, но и тут объяснить причины несложно: переход на x86 исключает запуск приложений, написанных для PowerPC.
Зато в Microsoft гордятся тем, как быстро новая приставка позволяет переключаться между разными видами деятельности: просмотр фильма сменяется на игру буквально в один момент, то же самое — в обратную сторону. Экран к тому же можно разделять на две части, как в планшетной версии Windows 8. Эта функция называется Snap Mode, и её лучшее применение — это, наверное, использование Skype одновременно с игрой или просмотром фильма.
Xbox Live
Особого упоминания на презентации удостоился и сервис Xbox Live. У него есть сразу несколько функций, заслуживающих всяческих похвал, и одна — очень сомнительная.
Сперва — о хорошем. Если раньше приставки даже не позволяли сделать скриншот, то теперь и Playstation 4, и Xbox One позволят записывать видео и делиться им с друзьями через Xbox Live. У Xbox One будет специальный интерфейс для записи и редактирования видео — «игровой видеомагнитофон», как его назвали представители Microsoft. Вторая полезная вещь — хранение игровых отгрузок на сервере. Раньше такая возможность тоже существовала, но являлась частью платного членства в Xbox Live Gold.
Ещё одной хорошей новостью могла бы стать возможность играть в игры без смены дисков в приводе: каждую из игр достаточно однажды установить, после чего убрать обратно в коробку и больше не доставать — достаточно будет данных, переписанных на жёсткий диск. Но ходят слухи о том, что такая схема будет иметь неприятную обратную сторону: скопировавшись на диск, игра будет привязана к учётной записи, и установить её на другую учётную запись уже не получится. Возможно, в Microsoft будут предлагать внести определённую плату за установку на каждый следующий аккаунт.
В этом случае стоит также приготовиться к тому, что установка игр будет требовать соединения с интернетом. Впрочем, раньше был популярен ещё более страшный слух — о необходимости постоянного соединения с Сетью, но хотя бы он оказался неверным.
Интерактивные развлечения
В Microsoft сказали много слов о том, что телевидение благодаря Xbox One станет куда более интерактивным и зрители смогут общаться с друзьями прямо по ходу просмотра. Впрочем, как именно — не показали и похвастались лишь разными приятностями, которыми себя смогут окружить поклонники американского футбола.
Настоящий же фурор вызвал другой анонс: по вселенной игр Halo будет снят телевизионный сериал, обладающий некими интерактивными возможностями. Проект продюсирует Стивен Спилберг, и, хотя ни о каких деталях со сцены не рассказали, поклонники Halo (коих среди владельцев Xbox большинство) остались очень довольны.
И игры тоже
Игрокам, конечно же, в первую очередь интересно посмотреть не на телевизионные примочки, а на новые игры с реалистичной графикой. Здесь, увы, презентация оказалась не столь волнительной. Кроме спортивных игр EA показали гонки Forza Motorsport 5, коротенький трейлер из нового проекта Remedy под названием Quantum Break и анонсировали Call of Duty: Ghosts.
Посмотреть, как будет выглядеть графика в настоящих играх, публике дали только мельком, да и то по коротеньким заставкам большей частью не понять, где игровая графика, а где пререндер.
На скриншотах Ghosts снаряжение и лица солдат, а также джунгли выглядят очень впечатляющими и детализированными. Понятно, что по сравнению с предыдущим поколением приставок это огромный шаг вперёд, но не стоит ожидать, что в плане графики Xbox One будет делать что-то из ряда вон выходящее. По характеристикам он похож на Playstation 4, к тому же конкурирующие приставки теперь используют процессоры с одной архитектурой, и у разработчиков будет лишний повод не делать различий между версиями игр для разных платформ.
Всего в Microsoft обещают пятнадцать эксклюзивных игр на момент начала продаж приставки (то есть до конца этого года), и половина будет новыми франшизами, а не очередными продолжениями. Подробнее об играх расскажут на выставке E3 в середине июня, и лучше бы Microsoft за оставшийся месяц успеть подготовить ударное выступление. Это единственный верный метод порадовать геймеров, и никакие телевизионные функции его не заменят.