Краудфандинговые платформы вроде Kickstarter оказались чрезвычайно эффективным способом собирать средства на творческие проекты – в том числе на те, что связаны с созданием видеоигр. За последнюю пару лет сразу несколько именитых гейм-дизайнеров и компаний решили попытаться найти средства на свои проекты через краудфандинг, и некоторые получили результаты, намного превосходившие их ожидания, – очевидно, сказалась их репутация. Предлагаем подборку из двенадцати “именных” игровых проектов, которые успешно удалось профинансировать через Kickstarter.

Project Eternity

Что это? Изометрическая RPG в фэнтезийном сеттинге; по всей видимости, в духе Baldur’s Gate. Разработчики обещают сделать системные требования достаточно низкими, чтобы можно было играть на старых компьютерах. Правда, неизвестно, насколько старых. Судя по единственному доступному пока скриншоту, графика будет приятной для глаза.

Кто делает? Разработчиком выступает компания Obsidian Entertainment, в послужном списке которой – Star Wars: Knights of the Old Republic II – The Sith Lords, Neverwinter Nights 2, Fallout: New Vegas и Dungeon Siege. Необходимо упомянуть, что Obsidian Entertainment – это прямой наследник Black Isle Studios (в её оригинальном виде), игровой студии, создавшей такие шедевры, как Icewind Dale и Fallout 2. Black Isle были подразделением Interplay, издателя, выпускавшего, помимо всего прочего, Baldur’s Gate.

Основатель Black Isle Studios Фергюс Эркхарт теперь возглавляет Obsidian.

Сколько просили и сколько собрали? Разработчики просили 1 100 000 долларов. Собрали 3 986 929 долларов. То есть поддержка почти в четыре раза превзошла ожидания Obsidian.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты: Заявленный срок выхода – апрель 2014 года. Как уже сказано, доступен лишь один скриншот – и некоторое количество концепт-арта.

Двенадцать игровых проектов знаменитых дизайнеров, профинансированные на Kickstarter
Первый скриншот Project Eternity

Ссылки: кампания Kickstarter, сайт проекта

Double Fine Adventure

Что это? Point-and-click Adventure в духе Full Throttle.

Кто делает? Авторы – Тим Шэфер, Рон Гилберт, студия Double Fine Productions. В портфолио Шэфера такие наименования, как The Secret of Monkey Island, Monkey Island 2, Day of the Tentacle, Full Throttle, Grim Fandango. Эти игры были разработаны в то время, когда Шэфер ещё работал на LucasArts. В 2000 году он основал Double Fine Adventures и в 2005 году выпустил первую игру – Psychonauts, получившую помимо прочих наград в октябре 2006 года премию британской киноакадемии BAFTA за лучший сценарий.

В 2009 году Шэфер вернулся к излюбленной хэви-металлической тематике и создал шедевральный эпик Brütal Legend, где значительная часть арта воспроизводит обложки альбомов “тяжёлых” групп второй половины ХХ века, саундтрек состоит из металлических хитов (включая композицию “Birth of the Hero” русско-американской симфо-блэк-металлической группы Tvangeste), а все ключевые роли в игре озвучивали рок-звёзды – Роб Хэлфорд (Judas Priest), Лита Форд, Оззи Осборн (Black Sabbath), Лемми Килмистер (Motorhead) и другие. К сожалению, изначально игра вышла только на консолях, но вот в 2013 году наконец выходит Windows-версия.

С таким послужным списком Шэфера неудивительно, что…

Сколько просили и сколько собрали? …средств на Kickstarter собрали намного больше, чем собирались: запрашивали 400 тысяч, получили 3,3 млн долларов (!). Рекорд, однако.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты: Дата релиза – “второй квартал 2013 года”, процесс разработки документируется на видео, но эти ролики доступны только тем, кто участвовал в сборе средств. По всей видимости, игра находится на этапе бета-тестирования.

Судя по вот этому принту, визуальное решение игры будет далеко от стандартов. Шэфер в своём репертуаре.

Видимо, так будет выглядеть новая игра Тима Шэфера
Видимо, так будет выглядеть новая игра Тима Шэфера

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт

Wasteland 2

Что это? Как минимум неожиданный сиквел к древнейшей RPG 1988 года Wasteland, ставшей предтечей Fallout. Wasteland 2 должен стать прямым продолжением оригинала.

Кто делает? Зачинщика всего безобразия зовут Брайан Фарго, ему 50 лет и он сооснователь (и до 2001 года руководитель) Interplay. В 2001 году его оттуда выдавил основной инвестор, а в 2002 году Фарго уже создал новую компанию – inXile Entertainment; их самая известная игра для PC – The Bard’s Tale (2004 год), сценарий для которой лично Фарго и писал. В целом у него совершенно исполинский послужной список в качестве дизайнера, программиста и продюсера: из самых известных названий – Star Trek: 25th Anniversary, The Lost Vikings, Fallout, Battle Chess. Правда, большинство этих наименований относится к началу 1990-х.

Сколько просили и сколько собрали? Просили 900 тысяч, собрали 2,93 млн долларов. Троекратное перекрытие.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты: Предварительная дата выхода – октябрь 2013 года. Концепт-арт доступен здесь, и, что особенно приятно, есть геймплейный видеоролик, дающий представление о том, как будет выглядеть Wasteland 2:

Ссылки: Кампания на Kickstarter, официальный сайт

Star Citizen

Что это? Эпический космосим для PС в духе Freelancer, но с проддержкой массивно-многопользовательского режима.

Кто делает? Автор игры – Крис Робертс, легендарный дизайнер игрового сериала Wing Commander, фактически один из создателей жанра как такового. Помимо Wing Commander, Робертсу принадлежит авторство таких игр, как Privateer (полное название – Wing Commander: Privateer), Starlancer и уже упомянутого Freelancer – космосима, в основе которого лежала очень амбициозная идея… слишком амбициозная для полного воплощения. Компания Digital Anvil доделывала игру уже без участия Робертса, и многие его идеи отправились в корзину по техническим и финансовым причинам. И вот теперь Робертс, на долгое время забросивший игры и занимавшийся продюсированием в кинематографе (с переменным успехом), похоже, “вернулся, чтобы отомстить”.

Сколько просили и сколько собрали? Запрашивали 500 тысяч долларов, в результате получили 2,1 млн. Во многом благодаря деморолику, демонстрирующему достоинства графики.

Интересно, что помимо Kickstarter, деньги собирались и через сайт собственной компании Робертса Robertsspaceindustries.com, причём с куда более впечатляющими результатами – более шести миллионов долларов. Таким образом, Робертсу и его соратникам удалось собрать более восьми миллионов долларов в общей сложности. Впрочем, для массивно-многопользовательской игры это всё равно копейки.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты Выход на альфа-версию запланирован на четвёртый квартал 2013 года, релиз намечен на ноябрь 2014 года.

А вот и трейлер:

Squadron 42 Cinematic Long Trailer 1080P from Roberts Space Industries on Vimeo.

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт

Elite: Dangerous

Что это? Космосим с открытым миром, продолжение сериала, заложившего основания всего жанра и концепции Open Exploration в целом. Значительная часть контента будет генерироваться процедурно, что позволит вместить огромных размеров мир в относительно небольшое пространство на жёстком диске. Обещана поддержка многопользовательского режима.

Кто делает? Проект разрабатывает компания Frontier Development Дэвида Брейбена, одного из создателей оригинальной “Элиты” 1984 года. Брейбен много-много лет обещал, что Elite 4 вот-вот появится на свет. Так много, что к тому времени, как было объявлено о начале кампании на Kickstarter, все поклонники сериала решили уже, что Elite 4 никогда не будет. И тем не менее, как только проект был анонсирован, деньги были собраны тотчас же.

Сколько просили и сколько собрали? Запрашивали 1,25 млн фунтов (1,875 млн долларов), получили 1,58 млн фунтов (2,37 млн долларов). Общее количество поддержавших проект перевалило за 25 тысяч человек.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты Игра должна будет выйти в марте 2014 года. О графике можно судить по нижеприведённому видео:

А вот рассказ Дэвида Брейбена о многопользовательском режиме:

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт

Planetary Annihilation

Что это? Стратегия реального времени, “духовный наследник” Total Annihilation.

Кто делает? Проектом занимается большая часть той же команды, которая разрабатывала и поддерживала Total Annihilation. В частности, главным дизайнером и программистом Planetary Annihilation является Джон Мэйвор, создатель движка Total Annihilation. Поскольку TA пользовалась культовым статусом, неудивительно, что они собрали очень хорошую сумму, даже несмотря на то, что прошло почти 16 лет с момента выхода Total Annihilation.

Сколько просили и сколько собрали? Запрошенная сумма: 900 тысяч долларов, получили 2,2 млн долларов.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты: Релиз ожидается во втором квартале 2013 года. Поскольку объём собранных средств значительно превысил планируемый уровень, игра обзаводится саундтреком, записанным с полным симфоническим оркестром.

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт

Dreamfall Chapters

Что это? Сиквел к легендарной приключенческой игре Dreamfall: The Longest Journey, задержавшийся на семь лет. Должен будет закрыть “белые пятна” в сюжете оригинальной игры.

Кто делает? Dreamfall: The Longest Journey сама по себе является сиквелом к другой игре – The Longest Journey 1999 года; сценарий для обеих писал Рагнар Торнквист, он же является автором Dreamfall Chapters. Поскольку разработчик-издатель первых двух игр – компания Funcom переключилась на онлайновые игры, права на Dreamfall было решено лицензировать Торнквисту и его новой студии Red Thread Games при условии, что финансирование Торнквист найдёт самостоятельно.

Как видим, нашёл.

Сколько просили и сколько собрали? Разработчики запрашивали 850 тысяч долларов, получили 1,05 млн долларов.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты: Заявленный срок – ноябрь 2014 года. Учитывая, что препродакшн был начат ещё в 2012 году, очевидно, что к моменту запуска кампании на Kickstarter у разработчиков что-то уже было готово.

И вот некоторые иллюстрации к этому “что-то”:

Немного жаль, что Соэ Кастильо слегка подурнела, но годы берут своё.

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт.

Broken Sword: The Serpent’s Curse

Что это? Продолжение приключенческого сериала Broken Sword.

Кто делает? Чарльз Сесил и Revolution Software. Это те же люди, которые разработали все предыдущие игры про мозговитого и любопытного американского туриста и не менее мозговитую французскую журналистку, его подругу-напарницу. Игра снова будет начинаться со смертоубийства, и снова пойдёт речь о древних ересях и современных фанатиках.

В отличие от третьей части игры, графика будет “как бы” двухмерной (в стиле двух первых игр): отрендеренные заранее трёхмерные персонажи будут воспроизводиться в 2D.

Сколько просили и сколько собрали? Запрошенная сумма – 400 тысяч долларов, собрано более 770 тысяч долларов. Broken Sword: The Serpent’s Curse уже назвали одной из самых ожидаемых игр текущего года.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты: Релиз запланирован на вторую половину 2013 года. Изначальный срок выхода передвинули, поскольку денег было собрано больше, чем разработчики просили, поэтому игру пришлось дополнять некоторым “призовым” контентом.

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт.

Carmageddon: Reincarnation

Что это? Одна из самых мерзких, кровавых и потому зверски популярных игр про серийное истребление пешеходов с помощью автомобиля возвращается: как следует из названия, это перезапуск старой франшизы.

Кто делает? Компания Stainless Games, выпустившая оригинальную игру в 1997 году.

Carmageddon – это удачный результат серии былинных провалов с лицензированием. Изначально планировалось сделать игру про автомобильное родео, затем решили попытаться получить лицензию от франшизы “Безумный Макс” (Mad Max). С лицензией не заладилось. Тогда разработчики попытались получить лицензию от создателей скверного, но культового фильма “Смертельные гонки 2000” (Death Race 2000) 1975 года, где гонщики получали дополнительные призовые очки за уничтожение пешеходов, и тем большие, чем более беззащитными были жертвы. С этой лицензией тоже не заладилось, и тогда Stainless Software решили создать собственную франшизу.

В чём и преуспели: в период с 1997 по 2000 год вышли три игры, на 2005 планировалась четвёртая, но её так никто никогда и не видел. Франшиза надолго заглохла, однако в 2012 году был выпущен порт оригинальной Carmageddon для мобильных устройств.

Сколько просили и сколько собрали? Просили 400 тысяч долларов, собрано 625 тысяч.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты Изначально планировалось выпустить игру уже в феврале 2013 года, однако сейчас уже ясно, что раньше осени новый “Кармагеддон” ждать не приходится.

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт

Two Guys From Andromeda’s SpaceVenture

Что это? Комедийный квест на космическую тематику.

Кто делает? Two Guys from Andromeda – теперь это уже официальное название компании, во главе которой стоят создатели легендарной серии Space Quest Скотт Мёрфи и Марк Кроуи.

Мёрфи и Кроуи в своё время возглавляли группу разработчиков внутри почившей в бозе фирмы Sierra (ещё в 1980-е годы). Впервые они обозначили себя таким странным псевдонимом в ходе создания игры Space Quest I: The Sarien Encounter. Псевдоним этот потом упоминается в некоторых других играх Sierra (как минимум Quest for Glory I).

В 1991 году, после выхода Space Quest IV, “дуэт”, увы, распался; дизайн Space Quest V разрабатывал один только Кроуи, а следующую – заключительную – игру сериала делал Джош Мэндел при эпизодическом участии Мёрфи.

Кроуи и Мёрфи снова объединили силы в 2012 году. Впечатлившись успехом Double Fine Adventure на Kickstarter, они решили создать свою игру – в духе Space Quest, каковой сейчас и занимаются.

Сколько просили и сколько собрали? Запрошенная сумма в 500 тысяч долларов была перекрыта лишь незначительно – 539 тысяч. Но как бы то ни было, 10 тысяч человек однозначно заявили: хотим новый Space Quest.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты: Релиз должен был состояться в феврале этого года. От февраля осталось чуть более суток, информации о более точной дате выхода игры найти не удалось.

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт

Godus

Что это? God (без латинского окончания -us) по-английски значит “бог”, и эта игра является очередным “симулятором бога”…

Кто делает? …очередным, поскольку автором является легендарный Питер Мулиньё, сделавший себе имя именно на играх подобного рода. В его послужном списке – Dungeon Keeper, Populous, Syndicate, Theme Park, Fable 1-3… и The Movies тоже.

В Godus действительно придётся играть за божество, последователи которого строят свою цивилизацию – и периодически начинают воевать с последователями других богов. В общем, всё в духе Мулиньё.

Сколько просили и сколько собрали? Запрашиваемая сумма – 450 тысяч, реально собрано 526,5 тысяч долларов. Негусто, но Мулиньё сам говорил, что предпочитает быть “мелким независимым разработчиком”.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты Точной даты релиза пока нет, судя по Kickstarter, выпустить игру предполагается ближайшей осенью.

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт

Hero-U: Rogue to Redemption

Что это? Рисованная игра в стиле point-and-click Adventure/RGP, своего рода продолжение сериала Sierra Quest for Glory (действие происходит в той же вселенной).

Кто делает? Кори и Лори Энн Коулы – гейм-дизайнеры, создавшие для Sierra вышеупомянутый сериал Quest for Glory, прервавшийся в 1998 году. В разработке также участвует Эндрю Гулдинг, автор таких игр, как Jolly Rover и McGuffin’s Curse.

Коулы очень долго не занимались играми, фактически с момента ухода из Sierra. Однако они оказывали большую моральную поддержку студии AGD Interactive/Himalaya Studios, выпустившей целый ряд римейков оригинальных игр Sierra, в том числе – Quest For Glory II. Главный художник AGD Эрик Чан теперь занимается графикой Hero-U.

Сколько просили и сколько собрали?

Коулам удалось собрать 409 тысяч долларов; запрашивали 400 тысяч.

Заявленные сроки выхода и реальные результаты: Предположительная дата релиза – октябрь 2013 года. О том, как будет выглядеть игра, можно судить по нижеприведённому ролику:

Ссылки: кампания на Kickstarter, официальный сайт

Заключение

Как видим, старая гвардия снова в строю, и это, по правде сказать, здорово. Kickstarter и прочие аналогичные платформы хороши уже тем, что позволяют разработчикам точно определять размеры бедствия своей целевой аудитории и её готовность компенсировать создателям игр их нелёгкий труд в эпоху сетевого пиратства. По большому счёту, краудфандинг – безупречный, казалось бы, способ финансирования творческих проектов как таковых.

Интересно, однако, что собранные вышеперечисленными проектами суммы пожертвований значительно уступают бюджетам современных игр (хотя и зачастую превышают бюджеты игр начала 1990-х). Пока что ни одна из анонсированных игр не опубликована, так что остаётся лишь ждать релизов. И надеяться, что легендарные личности будут держать марку.

Обращение к коллективному разуму

Уважаемые читатели!

Готовы ли вы, в теории, поучаствовать в финансировании через краудфандинговые платформы римейков или сиквелов каких-либо “классических” игр, и если да, то каких именно?