Ответственность за комментарии на сайтах СМИ частично ляжет на сами СМИ

На сайте Министерства связи и массовых коммуникаций России опубликован приказ министра Николая Никифорова, предписывающий к маю 2013 года представить в Правительство концепцию поправок в Закон «О средствах массовой информации», касающихся ответственности СМИ за содержание комментариев читателей на сайтах.

Если кратко: ответственность за комментарии лежит и на разместивших их читателях, и на изданиях. Но ответственность издания наступает лишь в том случае, если комментарий, нарушающий закон, не удалён или не отредактирован в течение суток после того, как уполномоченный госорган уведомил издание о наличие этого комментария.

Минсвязи предполагает вынести готовый законопроект на общественное обсуждение уже в марте, так что концепция должна будет готовиться по итогам дискуссий.

В настоящее время ответственность за комментарии на сайтах СМИ законодательно не закреплена; она регулируется лишь Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 года «О практике применения судами закона РФ «О СМИ». Как отмечается в материале «Коммерсанта», если комментарии читателей размещаются на сайте издания без предварительного редактирования, их следует рассматривать аналогично «авторским произведениям, идущим в эфир без предварительной записи», за которые редакция ответственность нести не может.

Но при этом редакция обязана удалить или отредактировать комментарий по обращению уполномоченного госоргана, иначе будет нести ответственность.

Теперь предполагается, что порядок возникновения ответственности будет формализован на законодательном уровне, что — хотелось бы верить — приведёт к установлению правил игры для всех.

С другой стороны, для популярных интернет-изданий, где постоянно размещается колоссальное количество комментариев, отследить всё возможно только при условии целого штата форумных модераторов (что никто себе позволить не может).

Как прокомментировал изданию «Мнения.ру» Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей, СМИ оказываются в крайне уязвимом положении.

«А если учесть, что очень легко включить информационного бота, который будет постить что-то противоправное, то тут появляются практически безграничные возможности для злоупотреблений со стороны недоброжелателей этих СМИ», — заявил Харитонов.

Всё будет зависеть от того, как будет выполняться новый закон. Чтобы организовать СМИ крупные проблемы, пресловутым уполномоченным органам достаточно просто не добавлять прямые ссылки на «противозаконные» комментарии и лишь уведомлять об их существовании.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях