Тач-столы в реальной жизни: кафе, выставки и ритейл

2007 год был годом появления двух очень известных мультитач-устройств: стола Microsoft Surface (ныне PixelSense) и телефона iPhone. Но если iPhone с нами до сих пор, то стол Microsoft — по-прежнему очень редкий зверь. В то же время многие применения, которые в Microsoft придумали для компьютера-стола с сенсорной поверхностью, остаются востребованными, и эта технология потихоньку входит в жизнь силами других поставщиков. Причём не только на Западе, но также в России и Украине.

Один из таких прототипов разработал наш соотечественник Сергей Устюжанин. Его основная мысль — применение столешниц-дисплеев в кафе и ресторанах. Идея появилась в 2009 году, когда устройства с мультитачем победно шагали по планете. «Я очень много общаюсь с рестораторами, у меня много знакомых работают в сфере общественного питания, и мне известно было, что большинство проблем исходит от официантов», — рассказал нам Устюжанин в почтовом интервью. Официанты действительно почти всегда загружены работой, и их приходится ждать, а то и ловить, когда нужно получить меню или счёт. Так появилась мысль создать стол с тач-интерфейсом именно для кафе.

От сенсорных панелей с инфракрасными датчиками изобретателю пришлось отказаться: «Если на такую панель поставить горячую тарелку или чашку, то естественно, что она будет реагировать на исходящее тепло. Также инфракрасные панели не работают через дополнительное промежуточное стекло», — рассказывает он. Панель с нужными характеристиками была найдена у производителя банкоматов.

Каждый из столиков снабжён четырьмя семнадцатидюймовыми дисплеями, каждый из которых подключен к бездисковому компьютеру, выводящему на экран веб-интерфейс. Устюжанин подчёркивает, что никакого дополнительного ПО писать не потребуется: достаточно лишь слегка модифицированной веб-страницы, которая будет отображаться на поверхности стола. Есть, однако, планы по добавлению уникальных функций — возможности регистрироваться (тогда пользователь сможет повторить понравившийся заказ) или даже сделать «карты гостей», которые упростят процесс идентификации.

В 2010 году Устюжанин разработал проект целого кафе с сенсорными столами, а сейчас ищет партнёров или инвесторов, которые смогли бы помочь открыть заведение. Сам стол пока существует в виде единственного прототипа. Искать единомышленников в родном Челябинске изобретатель отчаялся: «Тут они очень тугие, и искать нужно как минимум в Москве. Так как я сам не слишком силён в ресторанном бизнесе, я ищу партнёра именно из этой сферы», — прокомментировал Устюжанин.

Своих будущих клиентов автор Tesla Cafe видит как молодых любителей новых технологий. «Они обладают неплохим финансовым запасом — ведь все эти гаджеты они на что-то покупают», — говорит Устюжанин. Впрочем, простые смертные не окажутся в Tesla Cafe дезориентированными: компьютеризированные столы не отменяют наличия обычных официантов (кто-то ведь должен приносить еду и содержать «умные» столы в чистоте), так что персонал сможет помочь разобраться с интерфейсом в случае необходимости. В идеале официантов можно было бы заменить на конвейер, по которому приезжает еда, но таких далеко идущих планов у изобретателя пока что нет.

Однако Устюжанин — не первый, кто пытается использовать сенсорный стол в кафе. За дополнительными комментариями мы обратились к украинской компании Touch Me, занимающейся продажей и интеграцией решений на основе тач-интерфейсов.

По словам Кирилла Покутного из Touch Me, интерес со стороны рестораторов действительно есть, и некоторые в качестве эксперимента покупают тач-столы для своих заведений. «Проектом полной интеграции мы похвастаться не можем, но у нас есть клиенты, которые решили постепенно устанавливать у себя столы, и с периодичностью в два-три месяца докупают у нас дополнительное оборудование и программное обеспечение. При этом говорят, что у них клиенты очень довольны такими технологиями, в результате и ходят чаще, и эффект сарафанного радио работает. Так что мы надеемся, что в этой сфере всё ещё впереди», — рассказал Покутный.

Однако наиболее востребованы сенсорные панели сейчас в других сферах. Среди наиболее частых клиентов Touch Me — выставки, торговые центры, банки и гостиницы. Большие перспективы Покутный видит в ритейле, особенно в электронике. «В магазинах электроники существует проблема подготовки персонала, в первую очередь связанная с большим ассортиментом товаров и техническими характеристиками каждой категории и каждого отдельного товара. Сенсорные панели могут предоставить широкий ассортимент товаров на маленькой площади, доступны возможности сравнения по характеристикам, могут быть доступны возможности конфигурации товара (подобрать цвет, аксессуар и другое, в зависимости от категории товара), возможно посмотреть отзывы, изучить дополнительные фото-видеоматериалы, доступна интеграция с социальными сетями и мобильными устройствами пользователей», — комментирует он.

Кирилл Покутный также отмечает очень интересный тренд, который сблизит интернет-магазины с обычными — терминалы, основанные на сенсорных поверхностях. Интернет-магазины, по его мнению, будут присутствовать в торговых центрах по соседству с крупными «оффлайновыми» сетями, предлагая покупателям выбирать товар на экране.

Каково же место стола Microsoft во всех этих картинах прекрасного будущего? В отличие от нынешних поставщиков ПО для сенсорных устройств, у Microsoft была собственная платформа (или, по крайней мере, её прототип), которая могла бы вывести программы на принципиально иной уровень. Представьте: на столе в кафе можно было бы не только заказывать блюда, но и, как в рекламных роликах, поднести фотоаппарат и, пока еду готовят и приносят, посмотреть фотографии, отснятые за день.

Судя по видео, которые несложно во множестве разыскать на YouTube, Surface уже попадается в некоторых заведениях на Западе. Однако в реальности приложений для Microsoft PixelSense пока не так много, а их создание сопряжено с серьёзными трудозатратами. Что до сценариев из рекламных роликов, включающих использование столов PixelSense в паре с музыкальными плеерами и фотоаппаратами, то это, увы, в реальности вообще пока недостижимо.

В России стоимость стола Samsung SUR40, работающего на PixelSense, составляет 350-400 тысяч рублей. «Это отличная и дорогая штуковина, — рассказывает Сергей Устюжанин, рассчитывавший стоимость использования PixelSense в Tesla Cafe. — Сейчас наш проект со столами стоит плюс три миллиона к стоимости проекта открытия кафе (это и железо, и ПО). С Microsoft PixelSense вам только на железки потребуется пять миллионов». По его мнению, у Surface есть будущее, но не сегодня.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях