Made in USA. Азия выходит из моды

Продемонстрировав на минувшей неделе дюжину новинок, Google в числе прочего показала Nexus Q: шарообразный «домашний ретранслятор» для скачивания цифрового контента из Сети и передачи его на старые медиа-устройства (телевизор, муз.центр). Идея не нова, тем более для Google, которая давно уже экспериментирует на этом поле (см. «Кто в доме хозяин?»). Но спровоцированная Q дискуссия в американской прессе крутится не вокруг функциональности аппарата, а вокруг надписи на его днище.

Если перевернуть Q, взгляду предстанет гордое «Designed and manufactured in the U.S.A.» (букв. спроектировано и произведено в США). Многим — особенно по ту сторону Атлантики — видится в этом начало новой тенденции: возвращения производственных мощностей американских компаний из Азии домой, в Штаты.

Мнение, что развитые страны вообще и Соединённые Штаты в частности более не могут позволить себе заниматься производством высокотехнологичной продукции самостоятельно, сформировалось и утвердилось в последние тридцать лет. Микроэлектроника тут — всё равно что лакмусовая бумажка: на её примере легко проследить все этапы. Считается, что массовый перенос мануфактур из США в Азию начался в 90-е годы (до того момента большинство компьютерных вендоров производили своё железо целиком дома). Но ясно, что фундамент был заложен намного раньше, ещё в 70-е, когда начали формироваться титаны вроде Hon Hai Precision, известный по марке Foxconn.

Состояния таких людей как Терри Гу (молчаливый хозяин Hon Hai) строились из мелочей. Они начинали с пластиковых корпусов, разъёмов, механических комплектующих. Но предлагая сногсшибательную цену — главный аргумент в пользу аутсорсинга производства за пределы США — в конце концов прибрали к рукам весь производственный цикл, оставив Америке лишь интеллектуальную часть.

При этом беспрецедентно дешёвые руки, предлагаемые Китаем и его соседями, происходят не только из низкого уровня жизни (и, как следствие, избытка низкоквалифицированной рабочей силы), но и значительно более слабого государственного регулирования бизнеса. Чрезмерно длинные смены (норма: 12 часов, шесть рабочих дней в неделю), правовая незащищённость, ужасные жилищные условия, наплевательское отношение к окружающей среде в Китае не раз провоцировали скандалы (см. «О рабах Apple»).

Вот только альтернативы до последнего времени всё равно не было. Китайские корпорации превратили свои индустриальные центры в настоящие моногорода с идеальной вертикальной интеграцией. В них есть всё необходимое, от сборочных цехов до подсобных хозяйств, снабжающих заводчан продуктами питания. За заводскими стенами день и ночь стоит очередь из желающих занять освободившееся место «у станка». А соседи по региону — корейские, тайские, малазийские предприятия — всегда готовы помочь запчастями. Всё вместе это превращает Азию в производственный центр с недостижимой для Запада эффективностью.

Перенесите производство обратно в США — и получите как минимум многократный рост цен, не говоря уже о проблемах с комплектующими. На примере Q это хорошо видно: продукт втрое дороже конкурирующих изделий, производимых по-старинке, в Китае, а часть электронных компонент Google вынуждена импортировать из Азии, либо отправлять туда на доукомплектовку, потому что в Штатах необходимых деталей просто не делают.

Так что же изменилось? Почему в интервью Энди Рубина («отец» Android и один из высших чинов Google) для New York Times явно прослушивается гордость, а аналитики уверяют, что прочие микроэлектронные гиганты пристально следят за опытом Google с возвратом производства в Штаты — и не замедлят повторить его, если у поискового гиганта хоть что-нибудь получится?

Прежде всего выросла стоимость рабочей силы. Рядовой сотрудник Foxconn по-прежнему зарабатывает 17 долларов в день, сущие копейки по западным меркам. Но, как говорят эксперты, средняя стоимость одного часа труда на китайских микроэлектронных фабриках выросла за десять лет в несколько раз. К этому необходимо прибавить почти десятикратный (с учётом инфляции) рывок цен на нефть с конца 90-х, сказавшийся и на стоимости перевозок, и на электроэнергии.

Другая проблема аутсорсинга — утрата оперативного контроля над производством. Даже в эпоху дешёвых глобальных коммуникаций, управлять производственным процессом легче, если он находится у вас под боком, а не на другом континенте. Для микроэлектроники это особенно важно, потому что вносить исправления в схему часто приходится по ходу действия: конвейер запущен, продажи идут, сроки поджимают.

Давно обозначились риски для интеллектуальной собственности. Вспомните, откуда регулярно «течёт» информация о новых Айфонах-Айпадах? С китайских заводов. А за что Apple преследует Samsung? Последняя, якобы, тупо скопировала дизайнерские и технические решения яблочников, что несложно, когда ты один из генеральных партнёров (см. «Яблочко, да не от яблони»).

Наконец есть маркетинговый аспект. Использование марки «Made in USA» регулируется государством. Ставить такое клеймо вправе, например, производитель, три четверти затрат которого по конкретному продукту приходятся на Соединённые Штаты. Nexus Q этому условию удовлетворяет. И пусть устройство маленькое и вряд ли когда-то станет бестселлером, оно демонстрирует возможность американской компании производить сложную электронику своими силами, без азиатских партнёров. А ведь совсем недавно главный конкурент Google на мобильном поприще утверждал, что это невозможно!

Стив Джобс считал, что эпоха американского производителя ушла безвозвратно, а Тим Кук только надеется однажды вернуть часть производства в Штаты. На таком фоне Google смотрится по-настоящему патриотично: мало того, что Nexus Q собирают с соблюдением всех норм современного трудового законодательства, так ещё и Америка получает новые рабочие места. Завод по сборке Nexus Q занял всего несколько сотен сотрудников. Но в будущем эта тенденция сможет подарить США миллионы вакансий.

Упирается всё только в цену — которая у настоящих американских продуктов, естественно, выше чем у вышедших из китайских потогонок. Насколько сильны патриотические чувства в американцах? Достаточны ли, чтобы заставить платить больше? Впрочем объяснить высокую цену — задача рекламщиков. Может быть поэтому треть крупнейших компаний США (с годовой выручкой более 1 млрд. долл.; данные Boston Consulting) уже рассматривают или планируют возврат производства из Азии на родные просторы. И чем дальше зайдёт этот тренд, тем легче будут адаптироваться мануфактуры после «пересадки», ведь появятся отечественные поставщики комплектующих, установятся деловые связи.

Согласно тем же экспертам, точка перелома будет достигнута в 2015 году. После этого для высокотехнологичных производств будет больше поводов оставаться дома, нежели переезжать в Поднебесную. А проблему сравнительно высоких цены должны помочь решить сами новые технологии: полностью автоматизированные сборочные линии, искусственный интеллект, революционные средства производства (3D-печать и т.п.). Роботов не нужно кормить, они могут трудиться неделями напролёт. И психолог, который отговаривал бы их от прыжка с крыши после двенадцати часов у конвейера, им тоже ни к чему.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях