Когда тайное станет явным: ответ журналиста, пишущего о науке, на колонку Дмитрия Вибе

Дмитрий Вибе: Когда тайное становится явным

Новости науки заполняются в основном сообщениями из-за рубежа. Но это не значит, что наука в России не работает. Она просто почти всегда скромно молчит о своих достижениях.

Не так давно в своей колонке Дмитрий Вибе поднял тему освещения и популяризации работы российских учёных. Действительно, научное знание, которое с трудом добывается учёными, часто остается незамеченным широкой публикой, и, как отметил Дмитрий, иногда молодые парни и девушки, которые выбирают специальность, ничего не знают о сути работы физика, биолога или филолога. Замечательно, что эта тема беспокоит самих учёных. Но мне как человеку, пишущему о науке (я работаю в Управлении пропаганды научной деятельности СО РАН), хочется добавить несколько слов на эту тему со стороны, которую представляю я, – со стороны ведомственного журналиста.

Главное, на что мне хочется обратить внимание, — это то, что ситуация не настолько безнадёжная, какой может показаться. Хотя связка «учёный-журналист» работает неидеально, нельзя говорить, что ничего не делается для популяризации науки. Чтобы сделать свои слова более доказательными, я расскажу о том, какие задачи мы решаем для того, чтобы освещать работу учёных. Стоит оговориться, что речь идёт не обо всей Академии наук, но о существенной её части — Сибирском отделении, которое включает в себя девять (!) научных центров и, несомненно, играет важную роль в структуре РАН.

Прежде всего, наше ведомство выполняет функцию пресс-службы: журналисты пишут пресс-релизы и распространяют их по региональным и федеральным СМИ. Все пресс-релизы согласованы с учёными и крайне редко содержат ляпы или фактические неточности, то есть это достоверный источник актуальной информации. После того как информация из релиза была опубликована в крупных СМИ, её перепечатывают более мелкие издания, кроме того, она спускается и на уровень ЖЖ, личных блогов, твиттера и др. Таким образом, благодаря сети медиа информация из Новосибирска доходит до центральных районов страны и ближнего зарубежья и становится доступной большому количеству адресатов.

Помимо пресс-релизов, мы устраиваем пресс-туры — это мероприятия для журналистов и блогеров, которые могут иметь форму пресс-конференции, лекции учёного или экскурсии по НИИ. Темы, события и спикеры для таких встреч подбираются самые яркие, такие, как доместикация животных, научное и промышленное применение ускорителей, эволюция, проблемы Арктики.

Второй большой и важный инструмент передачи информации – это ведомственные ресурсы, прежде всего портал CОРAH.Info, куда размещаются новости и пресс-релизы, а также научно-популярные статьи, комментарии и интервью учёных. Сайт обновляется регулярно, и здесь всегда есть свежие новости, фотоальбомы из НИИ и академгородков, отчёты о научных мероприятиях.

Самая, пожалуй, необычная рубрика, которая есть на сайте, – «Задайте вопрос академику», куда любой может прислать вопрос, адресованный учёному. Мы находим на них ответы и публикуем. В итоге получается познавательная и интересная конференция, где можно узнать, связано ли похолодание с цветением черёмухи, зачем нужна селезёнка, эволюционирует ли человек, почему крот упал с дерева. Конечно, приходят и откровенно тролльские вопросы о «трудах» научных фриков, но в целом рубрика действительно даёт возможность диалога и, вероятно, приносит свою вполне конкретную пользу. Так что любой, кого мучает вопрос с неочевидным ответом, вполне может удовлетворить своё любопытство и расширить кругозор.

Кроме СОРАН.Info есть и другие ведомственные ресурсы — это сайты президиума СО РАН, пресс-службы президиума, а также газета Наука в Сибири«, которая распространяется в бумажном виде по научным центрам Сибирского отделения. В перечисленных источниках можно найти справочную, официальную информацию, а также «текучку»: видео и аудиозаписи с интересных мероприятий, публикации о СО РАН в СМИ и пр.

Не следует сбрасывать со счетов и сайты НИИ. Многие из них, конечно, не слишком удобны в поиске и эстетически непривлекательны, но при этом вполне могут оказаться полезными, там можно прочитать об основных направлениях исследований, а если стиль изложения окажется слишком наукоёмким, можно поискать раздел «Пресса о нас«, где популярно излагается самое интересное, что связано с этим институтом. Встречается и иллюстративная информация. В основном это, конечно, архивные фотографии, припудренные пылью, но на сайте Института ядерной физики, например, можно пройти виртуальную экскурсию по установкам института.

Помимо удалённого или виртуального общения, с учёными можно коммуницировать и напрямую. Для этого есть дни открытых дверей в институтах, юбилеи научных центров, когда проводятся экскурсии по лабораториям и можно задавать вопросы лично. Для детей проводятся «Академические часы«, где лекторы на языке школьников рассказывают о сложных явлениях, а для взрослых устраивается «science-кафе«, которое проходит в местном баре «НИИ КУДА». Учёные охотно рассказывают то, что знают сами, пытаются объяснить непонятное, отвечают на вопросы и дискутируют с коллегами.

В целом СО РАН старается держать курс на открытость: институты снимают про себя фильмы, учёные участвуют в междисциплинарных форумах и семинарах, таких, например, как «Сибастро«, куда съезжаются астрономы-любители и профессионалы. Институты охотно пускают в свои стены любопытных фотографов, в результате чего можно увидеть жизнь НИИ изнутри.

Популярный элемент мифологии о российских учёных – это их якобы косноязычность, замкнутость и неумение выстраивать коммуникацию. Некоторые журналисты так увлечены этой мыслью, что даже миссионерски ездят по городам и весям учить их общаться. В реальности же многие учёные (и российские, представьте себе, тоже) настолько закалены на конференциях в публичных выступлениях, что проблем с изложением мыслей у них, как правило, нет, а желание сотрудничать с журналистом находится почти всегда, потому что они понимают: without publicity there is no prosperity. И это ещё один, очередной канал передачи информации – напрямую от учёных к журналистам. Иногда посредником выступает ученый секретарь института, который помогает найти узкого и квалифицированного специалиста по интересующему вопросу.

Медиаполе настолько необъятно, агрессивно и сегментированно, что отвоевать себе в нём место сложно, особенно когда объектом «продвижения» являются не политические, сексуальные или криминальные сюжеты, а не всегда понятная и привлекательная для большинства людей информация. Несмотря на это, ищутся новые, отвечающие современным условиям подходы к привлечению внимания к проблемам науки: в планах много интересного, но вслух об этом пока говорить рано. Одним из наиболее оптимальных вариантов подачи информации о науке на сегодняшней день мне представляется ставка на интерактивность, двусторонность акта коммуникации. Реализовать таковую можно только средствами онлайновых и социальных медиа. Именно поэтому мы особое внимание уделяем развитию сайта COPAH.Info, а также присутствию в социальных сетях.

Разумеется, повышение престижа и узнаваемости российской науки в глазах россиян должно осуществляться на государственном уровне, и поле для работы — в этом смысле до сих пор непаханое. Но не стоит сгущать краски. Составить представление об основных направлениях исследований вполне реально за несколько кликов. Начать можно с малого – вступить в нашу группу на сайте «ВКонтакте» и подписаться на твиттер.

По-моему, сегодня острее стоит проблема востребованности информации о науке, а не её доступности.

Комментарий Дмитрия Вибе

Я бы не хотел, чтобы мой комментарий воспринимался как попытка отбиться. Алла, то, что Вы написали, очень важно и интересно. Но я имел в виду другое. Я не хотел сказать, что плохо всё и везде. Наш институт тоже проводит дни открытых дверей и снимает про себя фильмы, сотрудники ИНАСАНа (и, разумеется, далеко не только его) участвуют в работе «Астрофеста». Рубрика с заданием вопросов астроному успешно работала весь 2009 год (Международный год астрономии) и некоторое время после, но остановилась, когда нас начали закидывать задачами из учебников (см. http://www.astronomy2009.ru/).faq.html).

Я хочу сказать, что отсутствует «система» распространения научной информации. Вот Вы пишете про сайт COPAH.info. С 1 марта (произвольно выбранная дата) на нём опубликовано 49 новостей. Из них к новостям «науки» я смог с некоторой натяжкой отнести три: прошёл тестовые испытания первый в России ускорительный масс-спектрометр, разработан лечебно-диагностический комплекс «Control-CO2-monitor», разработана новая технология получения окрасок американских норок. Остальное — быт. Важный, интересный, но быт. Проведена конференция, вручены награды, выделены средства.

Я-то в колонке имел в виду новости науки в чистом виде, как это делается в буржуинстве, когда главным поводом для пресс-релиза является статья в рецензируемом издании. Неужели за три месяца учёные СО РАН не опубликовали ни одной статьи в рецензируемых изданиях? Неужели технология окраски норки — действительно один из важнейших научных результатов за это время?

Ещё раз подчеркну: я не пытаюсь отбиться. Все мои критические замечания сводятся на нет простым фактом — я в своём родном институте не делаю даже этого.

И ещё: я категорически не согласен с тезисом о невостребованности информации о науке. Эта информация востребована. Но! По каким-то причинам современный человек гораздо менее склонен предпринимать активные действия по её получению. Если ему её принести, он её воспримет с удовольствием и большим интересом. Но сам искать практически не будет. Вероятно, причина, действительно, в крайней девальвации печатного слова.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях