У “Яндекса” уже давно был сервис для хранения файлов – он назывался “Народ” и разделял название и домен с ещё более старинной услугой – хостингом персональных страничек. Однако с тех времён, как “Народ” взял на себя функцию хранения файлов, в этой области успело кое-что поменяться. С появлением программы Dropbox пользоваться чем-то другим во многих случаях оказалось просто не нужно.

Dropbox впервые продемонстрировал, как легко на самом деле, должно быть, сохранять файлы в “облаке” и делиться ими. Всё, что требуется от его пользователей, – сохранять документы в специальную папку, а синхронизация будет производиться автоматически. Клиент Dropbox можно установить на каждый из своих компьютеров (с Windows, Mac OS X или Linux), и содержимое волшебной папки будет всегда одинаковым на них всех. Делиться ссылкой на файл тоже стало элементарно – достаточно выбрать соответствующий пункт из контекстного меню. Рассказывая о похожем сервисе, избежать сравнений с Dropbox довольно сложно, и я, пожалуй, не буду отказывать себе в этом удовольствии.

Яндекс.Диск” не только использует те же принципы, но во многом идентичен “Дропбоксу”. На первый взгляд разница только в том, сколько места предоставляется пользователям бесплатно: в Dropbox дают 2 ГБ, в “Яндексе” – сразу десять. Но на самом деле различий и тонкостей куда больше.

Понятно, что сейчас оценивать “Яндекс.Диск” достаточно сложно – он даже не открыт для публичной регистрации, и первых пользователей добавляют в круг бета-тестеров лишь спустя несколько дней после оставления заявки. Однако большинство функций вроде бы на месте, и они выглядят и работают достаточно хорошо, чтобы можно было ждать открытия уже в ближайшее время.

После того как приходит письмо с приглашением, можно перейти по ссылке и увидеть страницу с большим индикатором места на “Диске”. В самом начале доступно 3 ГБ, после установки клиентской программы дают ещё три, потом ещё два после загрузки первого файла, и, наконец, последние два гигабайта из десяти можно получить, отправив кому-нибудь ссылку на сервис.

Как и в случае с Dropbox, есть клиенты для трёх главных ОС, а также для iOS и Android. Последние называются не “Диск”, а “Яндекс Почта” и совмещены с почтовым клиентом. Мобильные приложения тоже уже можно тестировать. Если у вас есть доступ к “Яндекс.Диску”, там появится его значок.

Клиент для Mac OS X, который я опробовал, выглядит почти в точности как Dropbox и состоит из специальной папки, появляющейся в сайдбаре Finder и значка в левой части меню. Каждый раз, когда мы что-то кладём в папку, значок в меню активизируется и показывает, что программа закачивает файл на сервер. Кликнув на значок, можно посмотреть список последних изменённых файлов или перейти на сайт “Диска”.

Как и в Dropbox, публичные ссылки на файлы можно получить из контекстного меню в Finder, причём реализовано это даже лучше: дело в том, что контекстное меню Dropbox появляется только внутри его папок, тогда как закинуть файл на “Яндекс.Диск” и получить ссылку можно из любого места и одним махом.

Вебовая часть “Диска” куда интереснее. Внешне она похожа на помесь “Яндекс.Почты” и десктопного файлового менеджера. Файлы можно перемещать в папки перетаскиванием, в том числе на боковую панель. Так можно опубликовать файл, перетащив в “Опубликованные”, удалить перетягиванием в корзину или переместить в одну из корневых папок. Странно даже, что перетаскивание в “Почтовые вложения” не активирует отправку файла по почте. То же, впрочем, наравне с публикацией в популярных социальных сетях доступно из контекстной панели, появляющейся при выборе файла.

Открыв публичную ссылку на изображение, мы видим не саму картинку, а интерфейс галереи и рекламу сервиса. Досадно, но не самая страшная плата за 10 ГБ места

Кстати, раздел “Почтовые вложения” заслуживает особого внимания. На мой взгляд, это чуть ли не лучшее, что есть во всём сервисе, и как минимум самое оригинальное. Зайдя сюда, можно в наглядной форме увидеть все файлы, прицепленные к письмам, хранящимся в “Яндекс.Почте” на том же аккаунте. Это сильно упрощает поиск в почтовом ящике фотографии или документа.

В целом в “Диске” уже есть почти всё, что нужно. Что отсутствует? Одна маленькая, но невероятно важная деталь, которую, кажется, пока никому не удалось своровать у Dropbox. Тот умеет не только сохранять файлы, но и хранить информацию о каждом их обновлении. При желании, зайдя в свой аккаунт, можно посмотреть историю версий любого файла. Если что-то вдруг пошло не так (к примеру, кошка влезла на клавиатуру и так хорошо потопталась, что даже функция отмены не спасает), первоначальную копию можно вытянуть из облачного хранилища. Очень надеюсь, что со временем в “Яндексе” тоже осилят реализацию такого ценного механизма.

Пока же “Диск” можно рекомендовать в двух случаях: во-первых, тем, кто уже пользуется “Яндекс.Почтой” и, возможно, ещё и мобильным приложением. Им “Диск” придётся как нельзя кстати. Второй же случай пока окружён набором условий: если вам не принципиальна система версий, не хочется платить за платный Dropbox, а в бесплатном не хватает места, тогда “Диск” может стать удобным решением.