В пятницу «Роскосмос» опубликовал документ с длинным названием «Основные положения Заключения Межведомственной комиссии по анализу причин нештатной ситуации, возникшей в процессе проведения лётных испытаний космического аппарата «Фобос-Грунт», образованной в соответствии с Приказом руководителя Роскосмоса от 9 декабря 2011 года № 206«, являющийся конспектом заключения означенной комиссии. О причинах аварии в нём говорится следующее:
Причиной возникновения НШС является перезапуск двух полукомплектов устройства ЦВМ22 БВК (двойной «рестарт»), выполнявших на этом участке полёта управление КА «Фобос-Грунт», после чего в соответствии с логикой работы БКУ произошло прерывание штатной циклограммы полёта КА «Фобос-Грунт», и он перешёл в режим поддержания постоянной солнечной ориентации и ожидания команд с Земли…
Ну а наиболее вероятным фактором, который мог стать первопричиной двойного «рестарта», названо-таки «локальное воздействие тяжёлых заряженных частиц (ТЗЧ) космического пространства, которое привело к сбою в ОЗУ вычислительных модулей комплектов ЦВМ22 во время полёта на втором витке КА «Фобос-Грунт». Подобное воздействие, дескать, не регламентировано нормативно-техническими документами.
Комиссия считает необходимым разработать и внедрить в организациях РКП нормативно-технические документы, содержащие современные модели ионизирующих излучений космического пространства и руководства по их использованию.
О чём впрямую не упоминается в этом конспекте, так это о том, что 62 процента микросхем из числа использовавшихся при создании «Фобос-Грунт» относились к классу industry, то есть вообще не подходили для работы в условиях космоса. Об этом заявил первого февраля лично глава комиссии Юрий Коптев.
Однако в опубликованном итоговом документе чёрным по белому сказано:
Проведённый экспертами комиссии анализ возможных отказов этих систем и агрегатов показал (с учётом их состояния и ТМИ), что к моменту возникновения НШС они не могли стать её первопричиной.
Иными словами, никаких фатальных ошибок при конструировании станции совершено не было.
От весьма вероятной версии, в которой вина за аварию возлагалась на ошибку в программном обеспечении, комиссия отказалась. Почему? Догадки строить — невеликий труд, но категоричное обещание главы «Роскосмоса» Владимира Поповкина не проводить чисток по итогам серии неудач, продолжавшихся с конца 2010 года, косвенно указывает на причину:
«Если за каждую ошибку мы будем наказывать, то просто люди уйдут от нас, — заявил Поповкин. — У нас, наоборот, проблема привлечения кадров, и запугиванием мы отгоним других людей».