Счётная палата РФ выявила в Роскосмосе “серьезные финансовые нарушения и нецелевое использование бюджетных средств”. Проверку устроили в космическом ведомстве после неудачного запуска спутников ГЛОНАСС в прошлом году. Нарушения обнаружились ещё весной, но из-за падения “Прогресса” две недели назад о них вспомнили снова. Председатель Счётной палаты Сергей Степашин считает, что финансовые и космические проблемы напрямую связаны.

В декабре 2010 года в океан упала ракета, которая несла три спутника “Глонасс-М”. Потеря сразу трёх спутников серьёзно ударила по проекту, и так уже выбившемуся из расписания. Навигационную систему ГЛОНАСС строят с советских времён и никак не могут закончить, хотя после 2001 года она стала практически одним из “президентских” проектов.

Но это было только начало. В феврале геодезический аппарат военного назначения “Гео-ИК-2” промахнулся мимо нужной орбиты из-за нештатной работы разгонного блока. История повторилась в августе, когда новый спутник связи “Экспресс-АМ4” стоимостью 20 млрд рублей взлетел по неверной траектории и потерялся. Спустя несколько дней до МКС не добрался космический грузовик “Прогресс”.

В апреле главу Роскосмоса Анатолия Перминова сняли “по мягкой формулировке” – в связи с достижением предельного возраста пребывания на госслужбе. Вместо него главой Роскосмоса стал бывший первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин. Правда, судя по августовским провалам, и при новом начальнике ситуация выглядит не лучшим образом.

Интересно, что в начале августа Поповкин дал “Коммерсанту” большое интервью, в котором, среди прочего, высказал сожаление о том, что половину бюджета Роскосмоса съедают пилотируемые программы: “Это при том, что сегодня больших проблем для пилотируемых проектов в ближнем космосе нет. Всё-таки за пятьдесят лет, проведённых СССР и Россией в космосе, специалисты выяснили, определили и разрешили практически все проблемы, связанные с пребыванием человека на высоте 300-350 км над Землёй”.

Но вернёмся к пропавшему “Прогрессу”. Космический грузовик должен был доставить на МКС 2,6 тонны грузов, в том числе продукты, воду, топливо, оборудование и посылки от семей членов экипажа станции. Всё это сгорело в атмосфере, а что не сгорело – рухнуло на Алтае. Теперь обитателям МКС придётся экономить на всём, а возвращение текущей экспедиции отложено, как отложена и отправка следующей.

Авария вызвана сбоем в работе ракеты-носителя “Союз-У”. С 1973 года и до июля 2011 года было совершено 768 запусков этой ракеты, из них 748 успешно и только 20 аварийно, то есть надёжность конструкции этого носителя не вызывает сомнений. Но только в том случае, если соблюдены все технические требования. Сейчас в аварии ракеты-носителя и потере “Союза” винят “некачественную сварку” в двигателе РД-0110. Если версия подтвердится, придётся проверять все двигатели этой серии.

Гибель “Прогресса” стала первой за всю историю запусков этих кораблей и потому воспринимается особенно болезненно. Вдобавок, поскольку после отставки американских шаттлов “Прогрессы” превратились в главное средство сообщения с МКС, возможные проблемы беспокоят западных партнёров на порядок больше обычного. Серия крупных аварий за небольшой – менее года – срок представляет собой более чем серьёзную проблему для российской космической отрасли, поскольку под угрозу ставится сама её репутация – репутация поставщика надёжных ракет-носителей и кораблей.

Под угрозой оказываются не только дорогие спутники и материальное снабжение МКС, но и жизни будущих астронавтов. И не факт, что риск этот можно снизить проверками и увольнениями высокопоставленных начальников, если на их смену придут другие, с таким же отношением к делу. А это, скорее всего, так и будет.