Начну просто: был на прошлой неделе на IFA. Если кто (вдруг) не знает – это выставка потребительской электроники в Берлине. Сегодня её последний день, но все большие объявления были сделаны, обо всех важных новостях уже написала “Компьюлента”, так что здесь речь пойдёт не об этом, и даже не о самой IFA, а о том, к чему всё это идёт и какое будущее готовят нам производители гаджетов и других электронных устройств.

Конечно, стенды всех крупных компаний старались блеснуть оригинальностью: где-то играл джаз, где-то поставили гигантские зеркала, в которые тыкались уткнувшиеся в экраны своих смартфонов посетители. Если так судить, то наверно лучший стенд был у Philips – они недавно купили одного производителя отличных кофеварок и угощали восхитительным кофе (кстати, живой джаз тоже у них был).

Но это, конечно, если судить по кофе и джазу. Если же говорить по сути дела, то создается впечатление, что компании сами не совсем уверены в том, что будет дальше, хотя определённые тенденции понятны. Основной посыл выставки: 3D телевидение в том виде, в котором оно было представлено на рынке, провалилось. У всех на стендах есть телевизоры, которые можно смотреть в стереоочках, но акцент на них мало кто делает.

Впрочем, на стереовидение надежда есть. В чём же проблема (по крайней мере с точки зрения представленных фирм)? Казалось бы, всё очевидно: во-первых, никто не хочет смотреть трёхмерную картинку в очках, а во-вторых, смотреть-то и нечего. Какие выводы?

Нужно делать стерео без очков. Парочка компаний поднапряглась и выдала свои безочковые стереовизоры. Они выдают картинку на самой грани приемлемого, при этом стереэффект зачастую практически незаметен – пришлось пожертвовать глубиной ради угла обзора. Если всё это будет продаваться, то, понятно, будет стоить достаточно дорого. Можно припомнить недавний дебют Nintendo 3DS. Да, стерео без очков, в мобильной игровой приставке, но – никому не нужно. Купить безочковый стереовизор за кучу денег – это уже какое-то особое извращение.

Опять же, повторюсь, при этом вера компаний в успех 3D сильно угасла. Впрочем, надежда сделать что-то с телевидением вообще не утихает, хотя телевизоры с приложениями вовсе не новость – теперь им отвели особую роль. Все стенды пестрели надписями “Smart TV”, возвещая о том, что вот оно, будущее, наконец-то настало.

Причина такой суеты понятна и не особо ясна в то же время. Поговаривают, что Apple скоро представит свою версию “телевидения будущего”, а Apple боятся. Впрочем, телевидение – это посложнее, чем смартфоны и даже планшеты, это закостенелый рынок, с которым пока никто ничего сделать не смог. Телевидению нужно много денег, без больших денег оно не сможет существовать в нынешней своей форме. Не знаю, что с этим будет делать Apple.

Увы, всё, что делают сейчас производители телевизоров, никак не поможет телевидению, и они никогда не будут сотрудничать с этими новыми платформами, а значит, все эти надстройки над телевизором так и останутся надстройками и не станут основной причиной включения телевизора.

Следующее устройство, которое поспешили сделать к IFA практически все, – это планшеты. Разумеется, на основе Android Honeycomb. Похоже, сейчас не сделать планшет – это плохой тон. Тут, в принципе, наверно всё правильно. Наверно, рано или поздно, доля планшетов на основе Android будет неминуемо расти – к огромному сожалению.

Почему? По поводу интерфейса андроида я ничего говорить не буду – это будет откровенной провокацией холивора. Но с чем спорить нельзя, так это с тем, что производители всё норовят поставить свои виджеты, сделать свой стиль для иконок приложений и т.д. Это выглядит ужасно и непоследовательно: десять серых “обязательных” приложений от самой компании и разноцветные иконки программ из Marketplace.

В общем и целом выставка – это всегда выставка, но после стендов IFA остается впечатление общей недосказанности. Вопрос о том, что же действительно понадобится потребителю в этом и следующем годах, остаётся открытым. Впрочем, конечно, никто не говорит, будто не было ничего хорошего. Есть куча замечательных беззеркалок, отличные фотоаппараты начального уровня – Panasonic, например… Но всё это – скорее нечто эволюционное, нежели революционное. Впрочем, это вполне в духе Берлина, спокойного, неяркого, вежливого и неспешного. Возможно, где-нибудь на Тайване IFA бы показалась мне совсем другой. Но на Тайване – Computex.