Пока мы наблюдаем за борьбой Apple iOS и Google Android, для китайских любителей хайтека эта война должна выглядеть куда интереснее – ведь в ней участвует и несколько местных мобильных операционных систем. Теперь в дело вступил и китайский поисковик Baidu, занимающий более 60 процентов китайского рынка поиска и предлагающий множество дополнительных сервисов.

Новая операционная система будет называться Baidu Yi. Впрочем, “новая ОС” – это слишком громкое название для ещё одной сборки Google Android. Однако Yi будет заметно отличаться от “Андроидов”, устанавливаемых в телефоны Samsung или HTC. От гугловских приложений здесь могут вообще ничего не оставить, ведь у Baidu есть собственная почта, собственные карты, магазины музыки и книг и прочие аналоги сервисов, предоставляемых Google.

Западные поклонники Google Android могут видеть в таком использовании платформы некое коварство: Baidu берёт готовую операционную систему, выкидывает оттуда всё, что к ней прилагалось, и заменяет собственными сервисами. Особенно такое поведение должно смущать Google, ведь Baidu – его прямой конкурент.

Однако в глазах китайских пользователей ситуация скорее всего выглядит совсем по-другому, и не только потому, что Baidu – их любимый поисковик. В этой компании уже делают несколько полезных приложений для Google Android, в том числе систему ввода китайских иероглифов. Она, как и местные магазины музыки и прочего контента, будет отлично смотреться предустановленной на телефоны. К тому же одно дело – локализованный интерфейс и совсем другое – изначально созданный с учётом местных нужд.

Для нас аналогом этой ситуации, наверное, был бы выпуск собственной версии Android “Яндексом” или Mail.ru. Что, к примеру, мог бы дать “Яндекс” пользователям фирменных телефонов? Встроенные “Яндекс.Карты” с пробками, “Яндекс.Музыка” с бесплатной стриминговой музыкой, “Афиша” и ещё пара десятков качественных фирменных сервисов – уже не так плохо. Что если к этому добавится договор с кем-то из мобильных операторов, по которому к телефонам будет прилагаться выгодный тарифный план на передачу данных?

Возможно, найдутся и противники такого агрессивного насаждения собственных сервисов, но кого они волнуют, если на аппараты будет хороший спрос? Нетрудно себе представить и производителей мобильных телефонов, выпускающих для России модели, на которые будет установлен “Android со вкусом Яндекса”.

Примеры “переодетого” Android в последнее время встречаются всё чаще. Китайский оператор China Mobile продаёт телефоны с операционной системой OPhone – в ней Android тоже используется в качестве базы, а сверху работает собственная оболочка и приложения. С точки зрения разработчиков эта система не до конца совместима с Android, но при этом поддерживает API из Windows Mobile, что облегчает перенос приложений с этой ОС.

Lenovo OPhone

Tapas OS – ещё один китайский Android, лишившийся многих фирменных черт, зато приобретший полезные в Китае функции. Телефоны с Tapas OS будут выпускать, к примеру, компании Sharp и Haier. Интересно, что за создание этой ОС в ответе не кто-нибудь, а бывший директор китайского подразделения Google Кай-Фу Ли – сейчас он заведует собственным “инкубатором стартапов” под названием Innovation Works. Tapas OS – один из двенадцати его проектов.

Но Android подтачивают под свои нужды не только в Китае. Наиболее яркий западный пример – компания Barnes&Noble, выпускающая книгочиталку Nook. Она тоже работает на Google Android, но модифицированном таким образом, чтобы читалка оставалась узкоспециализированным устройством и не слишком напоминала планшетный компьютер (впрочем, ничто не мешает установить туда фирменный Android).

Компания Amazon вот-вот разродится собственным планшетом с хорошенько модифицированным “Андроидом”. О существовании этого устройства рассказал автор из издания TechCrunch. Операционная система Kindle OS, установленная в планшете, основана на Android 2.2, но даже если в Google выпустят открытую версию планшетного Android (а этого пока что не произошло и с веткой Android 3.x, скорее всего, уже не произойдёт), то в Amazon могут предпочесть продолжение разработки собственной ветви ОС, а не поддержку фирменного Android. Также у Amazon уже есть свой магазин приложений – Amazon Appstore for Android.

Конечно, переделки Android можно воспринимать как феномен, сопутствующий его общей популярности. Однако нельзя забывать, что это довольно опасная тенденция. Google вкладывает немалые деньги в разработку Android и рассчитывает, что они вернутся: во-первых, через продажу версии с фирменными приложениями, во-вторых – через показы рекламы. Если в телефоны будут встроены поиск и почта Baidu или какой-нибудь другой компании, то с планами о прибыли (по крайней мере на китайском рынке) можно будет распрощаться.

После того как Google купил компанию Motorola, злить его стало особенно опасно: как только в Google решат, что открытость системы причиняет больше проблем, чем приносит пользы, поддержку открытой версии с лёгкостью могут прекратить и начнут продавать (или даже раздавать) телефоны производства Motorola с новым, но проприетарным Android.

Вряд ли это станет неразрешимой проблемой для Baidu, China Mobile или даже Amazon – им вполне под силу самостоятельно продолжить разработку. Крупные производители телефонов, вроде Samsung и HTC, тоже вряд ли сильно пострадают: им в таком случае скорее всего предложат новые условия лицензирования Android – и вряд ли слишком жёсткие (иначе конкуренты в лице, к примеру, Windows Phone получат преимущество). А вот с мечтой о единой, нефрагментированной и свободной ОС для мобильных телефонов придётся распрощаться.