Каждый раз, когда появляется новый тип устройств, пригодных для компьютерных игр, неизменно появляются и новые жанры, отвечающие специфике платформы. Речь не о жанрах в глобальном понимании, а, скорее, о модификациях. Игры странным образом мутируют, чтобы подстроиться под новые условия. Именно такие мутации у нас на глазах произошли с играми для iPhone. Выводок новых жанров появился практически из ниоткуда.
Сегодня самая популярная вариация экшена (то есть игры, требующей быстрой реакции) на компьютерах и телевизионных игровых приставках — шутер от первого или третьего лица. На iOS первое лицо довольно непопулярно, и причины просты: для FPS сложно сделать подходящее управление, используя лишь тачскрин.
Ходить, смотреть по сторонам и целиться — слишком много для экранного управления, и ориентироваться в трёхмерных уровнях, закрывая половину экрана пальцами, — не самое приятное занятие. Были попытки посадить шутеры «на рельсы» (айфонные DOOM Resurrection и Rage, к примеру), но это уже получается что-то вроде виртуального тира — то есть несколько другой поджанр, существовавший раньше на игровых автоматах.
Наверное, наиболее близкий аналог привычных нам стрелялок — так называемые «dual analog шутеры». Название происходит от метода управления — двух нарисованных на экране аналоговых джойстиков. Один из них отвечает за направление движения персонажа, другой — за направление стрельбы. Типичные примеры: iDracula, Minigore, Guerrilla Bob и Gun Bros. Эти же игры эксплуатируют и другую существовавшую ранее концепцию — методичный отстрел наваливающихся со всех сторон волнами толп монстров. Прародитель этих игр — Crimsonland, вышедшая для Windows в 2003 году.
На айфоне возродились и совсем старинные жанры — вторую жизнь получили сайдскролл- и топскролл-шутеры (игры, где экран движется вслед за летящим и расстреливающим врагов кораблём). Характерная черта: стрельба чаще всего происходит автоматически, чтобы избавить игрока от необходимости долбить по нарисованной кнопке. Яркие представители жанра: Platypus и Flying Hamster.
Можно было бы ожидать и всплеска популярности платформеров, но нет — даже классический четырёхпозиционный джойстик и две кнопки на тачскрине оказываются неудобными; Earthworm Jim, портированный на iOS, доказывает это. Есть примеры более удачной реализации — Pix’n Love Rush, Pizza Boy и Storm in a Teacup сделаны специально для iOS и обходятся всего четырьмя кнопками (по две под каждый из пальцев). Это удобнее, но популярности жанру всё равно не принесло.
Чуть более популярны игры жанра beat ’em up («избей их всех«), ведущие свою историю со времён Street Figter II и Golden Axe. Причём есть и плоские — с управлением примерно как в платформерах (OMG! Pirates), и трёхмерные, к примеру Samurai II: Vengeance.
Куда более удачной мутацией оказались однокнопочные игры в стиле Canabalt. Всё предельно просто: персонаж сам бежит вперёд, а игрок нажимает в любую точку на экране, чтобы заставить героя вовремя прыгнуть. Сюда же можно отнести и восхитившую меня игру Tiny Wings, и нарочно-запредельно-сложную The Impossible Game, и красиво-мультяшную Skycat and the Starchildren, и местную инкарнацию Mirror’s Edge, не имеющую, кроме стилистики, ничего общего с настоящим Mirror’s Edge. Есть ещё занятная «перевёрнутая» вариация на ту же тему — серия игр Hook (последняя называется Hook Worlds).
И, конечно, нельзя не вспомнить игры про прыжки с жёрдочки на жёрдочку (прошу прощения, по-другому это безобразие описать невозможно). Пионером жанра была игра Doodle Jump, породившая волну подражания не только геймплею, но и внешнему виду. Теперь пройтись по App Store и не наткнуться на игру с графикой, стилизованной под карандашные и фломастерные рисунки, просто невозможно. Что до революционной игровой механики, то она проста, как валенок: наклоняем телефон вправо или влево, чтобы скорректировать направление движения персонажа. Вариации на тему: бесплатный PapiJump и особенно хорошо нарисованный Sir Lovalot.
Есть и более узкие поджанры экшена: к примеру, игры, заимствующие механику Defend Your Castle — простенькой флэшовой игры, где нападающих на замок солдат нужно было подбрасывать в воздух, давить и изничтожать прочими средствами (яркий представитель на iPhone называется Knights Onrush).
Однако в целом этим списком развитие разновидностей экшена на iOS исчерпывается (если только читатели не поправят меня и не вспомнят ещё что-нибудь). Заметно, как и можно было предположить, что популярнее всего те поджанры, что лучше всего удалось приспособить к жизни без кнопок — то есть к управлению при помощи сенсорного экрана.