Опубликован очередной, 37-й выпуск рейтинга пятисот самых мощных суперкомпьютеров планеты. На первом месте оказался японский монстр, созданный компанией Fujitsu. K computer использует процессоры SPARC64 VIIIfx с тактовой частотой 2 ГГц (548 тыс. процессорных ядер) и производительностью 8 петафлоп. Работает (не поворачивается язык назвать это устройством) кластер под управлением Linux.
На втором месте списка лидер предыдущего (список обновляется дважды в год) рейтинга — китайский Tianhe-1A с производительностью 2,57 петафлоп, а на третьем — работающий в министерстве энергетики США Cray XT5 «Jaguar» (1,75 петафлоп). Российский «Ломоносов», созданный компанией «Т-Платформы» для вычислительного центра МГУ в 2009 году, немного подвинулся — теперь он занимает 13-е место в Top500 (в конце 2009 года он был на 12-м). Интересующиеся отечественными разработками читатели могут зайти на сайт top50.supercomputers.ru. На мой взгляд, с суперкомпьютерами дела в России обстоят неважно — в Top500 попало только двенадцать из них.
265 комплексов из пятисот находятся в Америке (из них в США — 255), 126 в Европе и 103 — в Азии. Каким-то чудом шесть суперкомпьютеров оказалось в Австралии. Россия стоит в списке на седьмом месте по количеству систем — между Канадой и Францией. Тройку лидеров, как я уже говорил, возглавляют США, далее идут Китай, Германия, Великобритания и Япония. Если говорить о быстродействии систем, то на втором месте (после США) идёт Япония, затем Китай, Германия, Франция и Великобритания. Россия и в этой номинации попала на седьмое место.
Если говорить об используемых ОС, то 455 комплексов (91 процент) работают под управлением Linux. Эта тенденция сохраняется уже много лет, но по сравнением с 36-й версией рейтинга доля свободной ОС упала на 4 процента. За счет этого на 4 процента (23 суперкомпьютера) выросла доля коммерческих unix-систем. На третьем месте Windows с шестью суперкомпьютерами (1,2 процента), далее идут BSD-системы (точнее, система — 1 кластер, 0,2 процента). Комплексов со смешанными системами насчитали пятнадцать единиц, что составляет 3 процента.
Интересен расклад по процессорам: Intel EM64T — 76 процентов; AMD x86_64 — 13,2 процента; Power (производства IBM — не те, что ставили раньше в «маки», а их серверная разновидность) — 9 процентов, Intel IA-64 — 1процент и процессоры других архитектур — 0,8 процента. Если говорить о производителях, этот рынок уже много лет подряд делят IBM (42,4 процента) и HP (31 процент). Далее идёт Cray Inc. (5,8 процента), SGI (3,8 процента), Dell (2,4 процента) и Oracle (2,4 процента). Доля прочих вендоров ещё меньше, а российская компания «Т-Платформы» смогла попасть только в раздел Others.
Что можно сказать о новом рейтинге? Мощность входящих в него систем растёт. Впервые она превысила петафлоп для всей первой десятки. Суммарная производительность всех участников списка составляет 58,88 петафлоп. Эта тенденция сохранится и дальше: лидер суперкомпьютерного рынка — корпорация IBM планирует к 2020 году построить монстра, производительность которого превысит 1 экзафлоп (1000 петафлоп), то есть будет почти в семнадцать раз больше суммарной вычислительной мощности нынешнего Top500.
Небольшие успехи нашей страны (относительно её размера, а также инновационных амбиций) объясняются тем, что такое, как, скажем, в США или Китае, количество суперкомпьютеров нам просто не нужно — едва ли в нынешней России смогли бы загрузить их работой. Есть даже мнение, что и построенные комплексы не особо необходимы. С другой стороны, в списке утверждённых Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям технологических платформ имеется и суперкомпьютерная, и не исключено, что Россия поднимется в мировом рейтинге.