Западная пресса не очень-то жалует «мировой финансовый центр»: если речь не идёт о нефти, про Россию вспоминают крайне редко. Тем приятней в последние дни апреля было увидеть волну сообщений «про нас». Крупнейшие деловые издания — New York Times, Wall Street Journal, Financial Times — и десятки более мелких пестрили российскими фамилиями, курсами рубля к доллару и названием знакомой каждому россиянину компании. Яндекс, самый популярный отечественный поисковик, готовится к американскому IPO. Заявка в Комиссию по рынку и ценным бумагам США (SEC) подана 28 апреля.
С точки зрения западного инвестора, Yandex — крупнейшая поисковая машина русскоязычного сегмента глобальной сети. В ходе размещения планируется продать до 20% акций компании, за которые, как ожидается, удастся выручить около 1 миллиарда долларов. Это обеспечит капитализацию от 4 миллиардов и выше, но что важнее, если план сбудется, IPO Яндекса станет вторым по величине в технологическом секторе после легендарного размещения Google, собравшей 1.7 млрд.
Первоначально IPO планировалось на 2008-й год, но столь заманчивая перспектива, несомненно, стоила того, чтобы подождать пару лет, пока нормализуется экономическая обстановка в мире. Рекламная кампания для потенциальных инвесторов стартует сегодня, торги начнутся в конце мая на биржевой площадке NASDAQ под тикером YNDX.
Вообще говоря, по сравнению с Google, да и любым другим дот-комом, Яндекс — живая легенда. История его коллектива, как и самих алгоритмических находок, позже составивших фундамент интернет-поисковика, уходят корнями в начало 90-х. Официально датой рождения считается 23 сентября 1997 года, одноимённая компания была создана в 2000-м, а ещё через два года проект вышел на самоокупаемость.
Сегодня Яндекс работает также на Украине, в Беларуси и Казахстане, вот уже год функционирует интернациональная альфа-версия yandex.com. Но российский сегмент Веб остаётся приоритетным: именно за Россию Яндекс ценят потенциальные западные инвесторы.
Согласно собственной статистике, подтверждаемой сторонними оценками (comScore), в России Яндексу принадлежит 64% доля поискового рынка, самый посещаемый сайт и самый прибыльный интернет-бизнес.
За прошлый год компания заработала «чистыми» почти 4 миллиарда рублей, что почти в два раза превосходит показатель 2009 года и хорошо согласуется с пропорциональным ростом числа рекламодателей (выросших за тот же период на 40%). Так же, как и большинство других поисковых машин, Яндекс зарабатывает в основном на контекстной рекламе, доход от которой за последние три года составил 97% от совокупного дохода компании.
Крупнейшими акционерами, по разным данным, являются фонд Baring Vostok (один из ранних инвесторов Яндекса), который владеет от 24 до 40% компании, и Аркадий Волож (основатель) с 20%. Индивидуальные доли остальных держателей не превышают 10%. По общей оценке Wall Street Journal, инвестиционным фондам принадлежит в совокупности 61% Яндекса, руководителям и сотрудникам 24%.
Впрочем, всё это мелочи, которые только мешают оценить прелесть картины целиком. Аналитики предвещают YNDX стремительный взлёт вслед за Google и Baidu — нынешними фаворитами интернет-поиска, чьи котировки неутомимо штурмуют исторические максимумы.
Диверсифицировать портфель с помощью бумаг участников с развивающихся, больших, но пока недостаточно освоенных рынков — очень естественная стратегия, и Яндекс удачно дополнит растущие потребности публики в таких инвестициях. Тем более, что степень «осетенённости» среднего россиянина остаётся намного меньшей, нежели жителей развитых стран, а значит Яндексу есть куда расти даже в условиях возрастающей конкуренции. Среди конкурентов, кстати, фигурируют Google (22% русскоязычных поисковых запросов в марте 2011), Microsoft и Yahoo!, а также Mail.ru.
IPO Яндекса должно стать первой ласточкой грядущей волны больших технологических размещений. Согласно слухам и утечкам различной степени достоверности, к выходу на биржу готовятся Groupon (см. «Высокое искусство купонной стрижки от Google»), китайская Renren и даже Facebook (см. «Почему Facebook против IPO и как всё-таки вложиться в социальные сети?»).
Благоприятная экономическая ситуация и радужные перспективы современных интернет-бизнесов — которым, похоже, суждено в конце концов столкнуться в рамках единого социально-поискового жанра — предвещают горячие денёчки для инвесторов. К сожалению, пир этот не про нашу честь. В России рядовым инвесторам, желающим вложить свои кровные в суперперспективные стартапы, выбирать не из чего.
Вне зависимости от того, сколь успешным окажется яндексовское IPO, оно станет третьей точкой, позволяющей провести несомненный и печальный для отечественного рядового инвестора тренд. Помните знаменитое «один раз — случайность, два — совпадение, три — закономерность»? Биржевые размещения самых успешных российских интернет-бизнесов следуют этому правилу идеально.
Рамблер, первой из «наших» вышедшая на биржу, выбрала в качестве торговой площадки London Stock Exchange. Там же, в Лондоне, размещалась минувшей осенью и Mail.ru. То, что и Яндекс выбрала взамен отечественной ММВБ заморскую NASDAQ — уже закономерное продолжение.
Комментируя американский выбор Яндекса, аналитики объясняют его сравнительно более высокой концентрацией рискового капитала в Нью-Йорке по сравнению даже с Лондоном. Российский рынок ценных бумаг, где денег едва хватает на обеспечение ликвидности десятка эмитентов, а производные инструменты фактически мертвы, вообще не упоминается.
Что ещё хуже, есть повод считать, что дело не только в недоразвитости отечественной биржи. В следующий раз, когда применительно к Рамблеру, Mail.ru или Яндексу вы услышите гордое «российская!», вспомните вот о чём. Холдинг Rambler Media зарегистрирован на острове близ Великобритании. Mail.ru Group квартирует неподалёку, на Британских Виргинских островах. Наконец, Yandex N.V. долгое время была киприотской компанией, а последние три года функционирует в Нидерландах.
Что послужило причиной тотального бегства за границу? На Западе считают, что таким образом российские (по месту рождения) компании обходят требование отечественного законодательства: прежде чем проводить IPO за границей, выпустить акции на Родине. Когда речь идёт об успехе в глазах инвесторов, доводы вроде национальной гордости кажутся смешными, а вот поведение акций на площадке вроде ММВБ может и отпугнуть потенциальных участников западного IPO.
Но важнее всего специфические риски, которые несёт бизнес, подчиняющийся российским реалиям. В своей заявке в SEC, Яндекс посвящает десяток страниц подробному описанию возможных последствий от недоработок и несовершенств банковской, финансовой и судебной систем, непредсказуемых изменений и трактовок налогового законодательства, прочих казуистических препонов и инициатив, в том числе со стороны политиков и олигархии (!). В таких условиях вынуждена работать компания сегодня — такие риски будут вынуждены разделить и её акционеры после IPO.