Twitter – странный сервис. Попробуйте объяснить посторонним его смысл – никто не поймёт. Несмотря на это, он растёт с головокружительной скоростью, инвесторы вливают в него десятки миллионов долларов, а теперь ещё и Google, по слухам, готов выложить за Twitter сумму c девятью нулями. При этом о бизнес-модели, которая позволила бы отбить эти деньги, по-прежнему можно строить только догадки. Самый очевидный способ монетизации – рекламу – создатели Twitter отвергают. И, похоже, неспроста. У них есть другие идеи на этот счёт – гораздо более дерзкие и неожиданные.

Полгода назад они неохотно пустили на сайт рекламные ссылки, но в таких гомеопатических количествах, что рядом с ними даже текстовая реклама Google кажется отвлекающей и разнузданной. Twitter продаёт слова в списке популярных тем и за деньги может порекомендовать подписаться на коммерческого пользователя. Купленные строчки отмечены заметным ярлыком с надписью “реклама” – всё честно.

Однако даже в том случае, если подобная реклама станет для сервиса неплохим источником дохода, его создатели представляют будущее Twitter совсем иначе. Как?

Эван Уильямс, один из основателей Twitter, на конференции Web 2.0 Summit 2010

Год назад в распоряжении издания Techcrunch оказались конфиденциальные документы Twitter. В одной из внутренних презентаций компании обнаружилось занятное утверждение. “Если мы наберём миллиард пользователей, Twitter станет пульсом планеты,” – гласила надпись на одном из слайдов.

Если всё пойдёт по плану, то Twitter будет обладать полной информацией о том, что занимает мысли существенной доли обитателей Земли именно сейчас, в данный момент. Иными словами, из популярного, но не очень серьёзного сервиса он превратится в незаменимый элемент информационной инфраструктуры. Это по-прежнему не объясняет, где же Twitter возьмёт деньги, но несколько меняет ставки в игре.

Остаётся один вопрос: не слишком ли много компания на себя берёт? “Пульс планеты” – это красиво звучит, но плохо ассоциируется с тем, что представляет собой “Твиттер” в действительности.

В информатике есть полушутливый термин GIGO, составленный из первых букв выражения Garbage In Garbage Out – “мусор на входе – мусор и на выходе”. Он, на первый взгляд, идеально описывает принцип действия Twitter. Если на входе в систему поступают глупые и бессмысленные “твиты”, стоит ли ожидать появления на выходе ценной информации?

Не исключено, что вопреки здравому смыслу, ответ положителен: да, стоит. Даже если каждое сообщение по отдельности не содержит ничего интересного, их можно сложить в картину, способную сообщить кое-что новое.

Некоторое время назад в Google обратили внимание, что частота некоторых запросов к поисковику коррелирует с данными Всемирной организации здравоохранения о распространении эпидемий гриппа по миру. Более того, Google узнаёт о начале эпидемий раньше, чем их замечают врачи.

В отдельных поисковых запросах ещё меньше смысла, чем в среднем сообщении “Твиттера”. Зато если проанализировать весь поток запросов целиком, оказывается, что он содержит весьма интересную информацию. Нужно только уметь её извлекать.

Десятки тысяч сообщений, проходящих через Twitter каждую минуту, могут стать ничуть не менее ценным источником информации, чем статистика поисковика. В некоторых случаях, возможно, и более, ведь в Twitter люди пишут о вещах, которые никто не станет спрашивать у Google.

Специалисты HP Labs в Пало-Альто обнаружили, что между количеством упоминаний названия нового фильма в Twitter и кассой, которую кино соберёт в прокате, прослеживается явная связь, причём прогнозы, составленные по этой методике, оказываются точнее прочих. Если она срабатывает не только для фильмов (почему бы и нет?), то маркетологи её с руками оторвут.

Ещё более интересные результаты месяц назад опубликовали исследователи из университета Индианы. С помощью средств автоматического анализа текста они извлекали из потока сообщений Twitter средние показатели эмоционального состояния пользователей. Выяснилось, что знание того, как меняется один из этих показателей (красная линия на графике справа), позволяет с приличной вероятностью предсказать, что произойдёт с биржевым индексом Dow Jones (синяя линия) через несколько дней. Чувствуете, куда ветер дует?

В Twitter определённо чувствуют. На днях компания объявила, что будет продавать доступ к потоку сообщений через сервис Gnip. Поток с напором, составляющим половину от полного, стоит 360 тысяч долларов в год. Готового ценника на весь поток целиком нет – каждый случай Twitter будет рассматривать отдельно.

Речь идёт не о простой агрегации контента. Twitter категорически запрещает своим клиентам перепубликацию или перепродажу содержания отдельных сообщений. Платный доступ к потоку даётся исключительно для сбора статистики и анализа.

Во время церемонии Video Music Award телекомпания MTV следила, с какой частотой в Twitter упоминают номинантов

Поправит ли это финансовое положение Twitter? Не нам судить, но смелость идеи вызывает уважение. И у инвесторов (по слухам, по-прежнему выстраивающихся в очередь, чтобы вложиться в эту компанию) тоже. Не зря же за год оценка рыночной стоимости Twitter выросла с миллиарда до трёх миллиардов долларов.

Сейчас сервисом пользуются 200 миллионов человек. До запланированного миллиарда ещё далеко, но темпы роста Twitter и не думают замедляться. Интересно, что будет дальше.