Заодно с IFA 2010 мне довелось посетить довольно занятное место – дрезденский завод Volkswagen. Изначально я планировал сделать фоторепортаж оттуда, но, увы, оказалось, что, во-первых, для экскурсий был выбран нерабочий день, а во-вторых, во всех производственных помещениях съёмка запрещена. Страшно обидно, но, тем не менее, репортаж записан, и сделано несколько снимков из менее секретных мест. Результат, к сожалению, представляет собой фоторепортаж без фотографий, но любителей техники всё равно должен заинтересовать.

Автомобили здесь производятся вручную; используется только два робота – установщик окон и колес. Это позволяет варьировать комплектацию.

У здания две части – производство и часть для посетителей и покупателей.

Башня для автомобилей – склад.
Ещё одна башня – для покупки – здесь клиенты могут выбрать автомобиль с нужной комплектацией.
Шар в центре холла – что-то вроде кинотеатра, там можно посмотреть слайдшоу.

В здании завода есть специальная комната без окон – она используется для передачи автомобиля. Это целое шоу: автомобиль под светомузыку поднимается к покупателю на специальной платформе. На платформе колеса автомобиля фиксируется. (Кто-то у нас на глазах купил автомобиль – передвижная платформа забрала его и опустила вниз.)

В башне – 280 автомобилей на 16 уровнях. В середине – электроплатформа для автоподачи автомобилей.

Есть подземный уровень логистики.

Оранжерея для культурных мероприятий. Выставки и так далее. Иногда здесь даже строится сцена.

В холле стоят Passat CC и Tuareg – их можно купить, но производят здесь только Phaeton.

Производственная часть расположена на двух уровнях. Обычно этого избегают из-за неудобства транспортировки. Фольксваген занимает здание в центре города, где был выставочный центр, так что выбора не было.

Из-за того же возникла проблема с доставкой. Нужно было бы провозить через город 50-60 грузовиков в день. Движение было бы заблокировано. Пришлось придумать новую концепцию логистики.

Грузовые трамваи везут на завод детали с поездов и грузовиков. Дина трамвая – 60м, грузоподъемность – как 3 грузовика. Кузова кузовных автомобилей привозят ночью – 5 грузовиков в день.

Жители города были против завода. Но теперь они поняли, что ничего страшного.

(Всё насквозь просматривается – офисы, производственная линия.)

Автомобили здесь не красят, и не лакируют – корпуса приходят уже готовыми.

Начало сборки полностью автоматизировано – этот процесс называется “крещение” – ставится номер кузова и он подвозится к конвееру.

Всего 4 линии, одна из них тестовая. Автомобиль собирается за 5 дней.

Пол едет со скоростью полметра в минуту. У рабочих 15 минут на один такт. Рабочие сопровождают кузов на шести-семи тактах, делая разную работу. У них есть специализация, но процесс не такой монотонный как на автоматических заводах.

Стоят серые контейнеры с деталями. У всех деталей сканируют штрихкоды. (Действительно видно пистолеты-сканеры.)

Контейнер с деталями весит 500 кг. Есть система транспортировки контейнеров – роботизированная транспортная система. Всего под полом завода 60 тысяч магнитов, по которым ориентируется тележка. Если на пути рабочий, она остановится.

Сперва с кузова снимают двери – их устанавливают отдельно. У дверей свой производственный цикл.

На кузов одного из автомобилей накленн лист бумаги – там список опций, отсутствующих в каталоге. Покупатель может заказать любой сорт дерева или, к примеру, тип кожи. Под костюм даже подбирают! Но это очень-очень дорого.

Далее делают электрику. Все кабели уже подготовлены – опять же в соответствии с заказанной комплектацией. Мешки с кабелями весят по 60-70 кг. Есть специальный манипулятор для подъема мешков. Манипулятор также используется для подвоза кабеля к кузову: если кабель тяжёлый, его вытряхнут из мешка на нужное место.

Половина первого цикла производства полностью посвящена электрике.

(Сейчас на заводе только одна смена – потому есть время для экскурсий.)

Стол с модельками корпусов разных цветов, деревянные вставки, кожа для сидений, панели приборов, можно выбрать даже цвет ремней безопасности. Есть разнве типы кожи – мягкая дороже. Для кузова в каталоге есть 150 цветов, но 75 процентов заказываемых автомобилей – черные, поэтому чёрного цвета два вида. Модель можно взять и выйти с ней на улицу, чтобы посмотреть, как цвет будет выглядеть на солнце.

Цена варьируется в зависимости от мотора и комплектации. От 60 до 200 тысяч евро. Ходят слухи, что один раз продали за 500 тысяч евро (пуленепробиваемый?). Но это не типично – автомобили для политиков делаются на другом заводе. (Местные политики стараются поддерживать марку – ездят на фольксвагенах.)

Дальше – установка люков. Есть люки с солнечной батареей. Черные автомобили сильно нагреваются, и энергия, полученная батареей может быть использована для кондиционирования.

Манипулятор для установки аккумуляторов. Аккумуляторов в “Фаэтонах”, кстати, два: один выделен для того, чтобы заводить машину.

Последний важный элемент – установка приборной панели. Потом кузов едет по кругу и его везут на электрической подвесной дороге на другой этаж. Её специально разработали в университете Дрездена. Путешествие длится 10 минут.

На втором этаже автомобили висят на потолке – рабочие могут опускать, поднимать и даже наклонять кузов. Робот устанавливает запасное колесо, потом другой робот ставит стекла. Робот используется потому, что обеспечивает точное давлене.

Важный такт – станция под названием “Свадьба”. Там соединяют шасси и ставят двигатель.

За последним автомобилем происходит контроль качества. Потом фаэтон заезжает в лифт и начинается новый цикл.

Завод выпускает 35 автомобилей в день, 7 тысяч в год. Это максимум.

Спускаемся вниз. Тут ещё 29 тактов. Устанавливают сиденье. Оно весит 55 кило, их ставят манипулятором.

(Здесь стоит монитор, на котором посетителям демонстрируется работа станции “Свадьба” и ролик про фирменный синий трамвай. Он очень похож на трамваи, ходящие в самом Дрездене, но, естественно, без окон и вагоны подлиннее.)

(Показывают практически готовые автомобили.) По выхлопным трубам можно понять, что за двигатель установлен. Две трубы, к примеру, только у машин с двенадцатицилиндровым двигателем.

2 дня на проверку. Проверяется акустическая система и коробка передач. 50 км автомобиль проходит на тестовой дороге снаружи.

(Мимо нас несколько рабочих провозят странную тележку, не похожую на другие. Экскурсовод объясняет, что здесь же продают лодки другой фирмы. У них похожая отделка и двигатели. Вероятно, рабочие сейчас куда-то повезут эту лодку.)

В центре холла стоит автомобиль 1936 года, сделанный для императора Эфиопии (Император его вернул или не забрал сразу? Никто почему-то про это не спросил.) Марка Horch (от нее потом откололся Ауди). Эмблема как у ауди, надпись “Auto Union”.

Вот ещё несколько фотографий готового “Фаэтона”. На этом, увы, всё.