Изобретатель из Марселя Фрэнки Запата вошёл в Книгу рекордов Гиннеса как спортсмен-экстремал, установивший мировой рекорд дальности полёта на ховерборде. Во время публичного испытания третьей версии созданного его командой ховерборда Flyboard Air 3, он преодолел 2252,4 метра за 3 минуты 55 с, развив максимальную скорость в 55 км/ч.

Реактивная платформа и бак с керосином за спиной.
Реактивная платформа и бак с керосином за спиной.

Предыдущий рекорд полёта на ховерборде был установлен в прошлом году при помощи другого самодельного аппарата и принадлежал канадскому инженеру Алехандру Каталину Дуру (Alexandru Catalin Duru). Тогда он смог пролететь над водой всего 275,9 метров, но даже это выглядело фантастикой.

Несмотря на официальную публикацию обоих достижений в Книге рекордов Гиннеса, многие восприняли новость как розыгрыш. Усиливало недоверие к рекорду и ознакомление с заявленными характеристиками Flyboard Air 3. Максимальное расчётное время автономного полёта на ней составляет 10 минут. Теоретически такой ховерборд может поднять человека на высоту до 3048 метров и развивать скорость до 150 км/ч в горизонтальном полёте. Однако провести испытания ховерборда в предельных режимах пока не решился даже его изобретатель.

На создание Flyboard Air 3 у команды инженеров Zapata Racing ушло четыре года. Из них два года заняла разработка двигателей и системы стабилизации. Первая модель в серии Flyboard была доской с водомётным двигателем мощностью 100 л.с., который создавал реактивную тягу водяной струёй и поднимал человека с поверхности воды на высоту до девяти метров. Фрэнки создавал её по образу гидроцикла, так как с семнадцати лет принимал участие в гонках на воде.

Конструктивным недостатком первой Flyboard Air был плавающий блок с насосом, от которого к платформе шёл толстый соединительный шланг. На такой реактивной доске можно было делать необычные трюки, но как следует разогнаться или взлететь выше девяти метров было невозможно. Убрать плавающую привязь можно только отказавшись от воды в качестве рабочего тела.

Первая версия Flyboard с водомётами.
Первая версия Flyboard с водомётами.

Дальнейшее развитие Flyboard Air шло по пути использования сверхкомпактных турбореактивных двигателей. Поначалу инженеры просто сделали в платформе форсунки и подавали в них воздух под давлением, чтобы откалибровать систему стабилизации. Затем взлетать на доске с настоящими двигателями приходилось с решётчатой стартовой платформы, чтобы ТРД не захлёбывались собственным выхлопом.

Первый успешный полёт состоялся в середине марта 2016 года. После серии закрытых испытаний третьей версии посмотреть на попытку установления официального рекорда пригласили многих специалистов и представителей СМИ. Лазурный берег Карри-ле-Руэ с его обилием защищённых бухт стал идеальным местом для теста и видеосъёмок.

После небольшой подготовки Фрэнки встаёт в боты, зафиксированные на корпусе экспериментальной модели из углепластика. Если канадский ховерборд был огромной 38-килограммовой платформой с винтами, то Flyboard Air 3 – очень компактная турбореактивная модель. Он плавно взлетает до высоты около пятидесяти метров, после чего немного наклоняется вперёд и переходи в горизонтальный полёт. Уже в первую минуту Фрэнки разгоняется так, что обгоняет сопровождающие его гидроциклы. Он без происшествий достигает берега, где его ждут зрители и представители Книги рекордов Гиннеса, после чего снижается и выполняет мягкую посадку.

Летать быстрее и дольше Flyboard Air 3 способен при использовании увеличенного топливного бака. Он закрепляется как рюкзак и соединяется с корпусом ховерборда шлангом. В качестве топлива используется авиационный керосин марки JET A1 с плотностью 775 кг/м3. Заплечный бак быстро опустошается четырьмя основными ТРД и двумя стабилизирующими с общей мощностью около 1000 л.с., поэтому продолжительность полёта составляет считанные минуты.

«Flyboard Air 3 должна лететь даже при поломке одного из двигателей. Тяги трёх оставшихся хватит на плавное снижение для аварийной посадки. Однако я никому бы не дал сейчас летать на этом ховерборде. Разве что у человека будет семь жизней, как у кошки», – отшучивается Фрэнк на предложения других экстремалов.

Flyboard Air 3 - первый действующий ховерборд с ТРД, автоматической стабилизацией и беспроводным управлением.
Flyboard Air 3 – первый действующий ховерборд с ТРД, автоматической стабилизацией и беспроводным управлением.

Ради безопасности все тесты проводились над водой и на малой высоте. «В начале апреля я уже падал в воду во время испытаний ховерборда, поэтому не боюсь повторить попытку. У вас должно быть часов 50, а лучше – 100 часов опыта управления первой Flyboard Air, чтобы более-менее уверенно чувствовать себя стоя на турбореактивной», – говорит Фрэнк.

Система управления ховербордом похожа на таковую у джет-паков, но устроена чуть проще и обходится без проводов. У Flyboard Air 3 используются три беспроводных канала связи – основной и два дублирующих. Направление движения задаётся наклоном корпуса, а поворот ручки меняет только ускорение.

«Сейчас мы завершаем работу над новым проектом, который будет использовать тот же тип летающей доски и ту же технологию стабилизации, но станет намного проще для освоения широкой публикой. Конечно, мы также предложим его для армии, и правоохранительным структурам. Возможно, мы даже сумеем использовать эту технологию, чтобы изменить способ, которым люди путешествуют».

Фрэнки Запата официально установил мировой рекорд длительности полёта на ховерборде.
Фрэнки Запата официально установил мировой рекорд длительности полёта на ховерборде.

Одним из конкурентов Flyboard Air 3 считается джет-пак JB-9 от Дэвида Маймэна (David Mayman). При менее впечатляющих характеристиках он проще для освоения, но столь же травмоопасный. Парашюты неэффективны на малой высоте, да и «цистерна» за спиной не добавляет шансов выжить, но вспомните с каким скепсисом смотрели на первые самолёты!

В статье использовались фотографии Paul Ridden и Kevin Lynch.