Бесплатный видеохостинг YouTube за 9 лет своего существования превратился из игрушки для любителей домашней видеозаписи в глобальный онлайновый сервис, на который приходится значительная часть всего интернет-трафика. Менее чем через два года после его основания, в ноябре 2006 года, YouTube был приобретён всемогущей Google, и с этого момента его судьба была предрешена: сегодня здесь можно найти не только домашние видеролики, но и полнометражные фильмы практически на любую тематику — от пресловутых кошек и шутливых роликов до профессиональных музыкальных клипов и манги. И, конечно же, на YouTube широко представлена и такая заметная часть современной культуры, как компьютерные и видеоигры. Игровые трейлеры, саунтдреки, геймерские шоу, записи прохождений — и это только самая верхняя часть айсберга!
По сути, на YouTube сформировался отдельный пласт игровой субкультуры: наряду с официальными коммерческими каналами вроде IGN или Gamespot, здесь зародилось огромное неформальное движение геймеров-энтузиастов, не связанных ни с какими лейблами или издательствами. На YouTube существует множество любительских каналов, посвящённых играм, причём можно с полной ответственностью утверждать, что они не просто влияют на мир игр, они уже изменили лицо игрового мира и оказывают постоянное и непосредственное воздействие на наше восприятие различных игр и даже на принятие решений о приобретении тех или иных названий.
Безусловно, это должно было случиться, ведь YouTube это идеальная площадка для общения геймеров: любой обладатель веб-камеры может записывать собственный видеоконтент и делиться им со всем миром. До этого большинство геймеров искали рецензии на профессиональных игровых сайтах или в специализированных журналах, но YouTube предложил совершенно иной уровень взаимодействия. Здесь вы можете не только услышать впечатления от заинтересовавшей вас игры из уст точно такого же простого любителя, а не ангажированного профессионала, но и непрямую пообщаться с ним, оставляя комментарии. Вы видите реальный взгляд живого человека, а не расплывчатое мнение, многократно подправленное редакторами, рекламодателями и пиарщиками.
Большинство любительских игровых каналов на YouTube сохраняют первозданное обаяние роликов, сделанных «на коленке» из подручных материалов, но, как это обычно бывает, авторы наиболее популярных каналов выбилось в «элиту» и их видео по уровню профессионализма не слишком отличаются от заведомо коммерческих проектов. Более того, эти люди пользуются заслуженным авторитетом у геймеров и их мнение зачастую «весит» намного больше, чем мнение каких-нибудь «игрожуров» или представителей индустрии.
На сегодняшний день самые популярные в мире «непрофессиональные» игровые каналы YouTube — это PewDiePiem, TotalBuscuit, Angry Video Game Nerd и Boogie2988M. Все эти каналы, естественно, англоязычные, причём каждый из них занимает свою особую нишу. К примеру, ведущего PewDiePie, шведа Феликс Арвид Ульф Чельберг, безо всяких оговорок можно назвать самым успешным видеоблогером на YouTube не только с точки зрения популярности, но и по финансовым показателям: по некоторым данным, за последний год его канал принёс своему владельцу порядка четырёх миллионов долларов!
Другие геймерские знаменитости «Ютьюба» зарабатывают, возможно, не так много, как Чельберг, но всё равно речь идёт о весьма внушительных суммах. При этом их авторитет среди геймеров не менее высок, чем доходы. Например, ведущий TotalBuscuit британец Джон Бейн прославился как комментатор StarCraft II и PlanetSide 2 и организатор различных игровых турниров. Бейн считается одним из самых информированных и уважаемых игровых видеоблогеров на YouTube и даже имеет свой собственный круг стойких поклонников.
Популярность, завоёванная на YouTube, вполне может стать стартовой площадкой для проникновения в игровую индустрию. Однако наиболее удачливым видеоблогерам этого и не нужно, во многих случаях им гораздо выгоднее оставаться одиночками, чем искать работу в каких-то игровых компаниях. Действительно, зачем, раз столько славы и денег можно заработать только при помощи компьютера, камеры и хорошо подвешенного языка? К тому же, «элита» YouTube не только создаёт какую-то свою собственную игровую субкультуру, но и непосредственно влияет на игровую индустрию, формально находясь вне её.
На YouTube размещается множество разнообразных роликов, которые можно отнести к игровому контенту, причём характер этого контента постоянно меняется. Самые первые видео, естественно, представляли собой любительские обзоры — вполне логичное начало для любого игрового сообщества. Поскольку всем очевидны недостатки коммерческих обзоров, такие ролики безусловно привлекали массу внимания. Разумеется, чтобы получить общее представление о новых играх, подавляющее большинство зрителей читало и профессиональную игровую прессу. Но намного интереснее было послушать мнение тех, кто не связан какими-то обязательствами с компанией-разработчиком и, тем более, тех, кто выложил за игру свои собственные деньги, а не получил её бесплатно «для обзора». Каналы TotalBiscuit и Angry Joe — характерные примеры видеоблогов именно этого типа. Впрочем, вряд ли при сегодняшней популярности их ведущие продолжают приобретать новые игры за свой счёт.
Позже появились другие типы игровых видеопостов: с рекомендациями по настройке и прохождению, а также обзорные ролики, в которых рассказывалось сразу о нескольких играх одного класса или типа — на таких видео специализируются каналы вроде Pete Dorr или Happy Console Gamer. В этих обзорах авторы выступают уже почти как профессиональные критики, указывая на достоинства и недостатки не только новинок, но и каких-то уже известных и даже ретро-игр.
Как ни странно, на YouTube оказались чрезвычайно популярными именно «шоу говорящих голов», то есть авторские видеоролики, в которых разговор об играх, индустрии в целом или даже каких-то отвлечённых вещах ведётся от первого лица, либо от лица какого-то вымышленного персонажа. Пример сверхуспешного канала такого типа — это Boogie2988, который с 2006 года ведёт толстяк Стивен Уильямс, alter ego которого — «большой ребёнок» Фрэнсис.
В качестве самого себя, то есть Стивена Уильямса, он записывает вполне серьёзные обзоры и комментарии по самым различным игровым поводам и оставляет впечатление хорошо информированного и владеющего предметом специалиста. Выступая же от лица Фрэнсиса, он обрушивается с ужасными проклятьями на какие-то особенно возмутившие его события и факты — от лицензионного соглашения Xbox One и судебных тяжб вокруг Candy Crush до портирования Dungeon Keeper на мобильные устройства. Фрэнсис частенько говорит нелицеприятные вещи с юмором за гранью фола, зато при этом он публично транслирует широко распространённые в интернете мнения — пусть это и не его собственные взгляды как Стивена Уильямса.
Существуют узкоспециализированные каналы, посвящённые какой-то одной игре или категории игр. Например, Skydoesminecraft и CaptainSparklez рассказывают исключительно о Minecraft и, благодаря огромной популярности этой игры, они сумели обзавестись множеством подписчиков. Собственно, Minecraft относится к тому типу игр, которые сформировали значительную часть игрового контента YouTube — во многом благодаря роликам типа «давай сыграем», подогревающим интерес к тем или иными продуктам.
Один из самых популярных игровых каналов YouTube — это Cinemassacre, принадлежащий Джеймсу Рольфу, больше известному под ником Angry Video Game Nerd. Канал посвящён играм прошлых лет для различных видеоприставок, а точнее, полному их разгрому с использованием шуточек «ниже пояса» и грубой брани.
Канал, запущенный в 2006 году, стал настолько популярен, что в 2010 году Рольф объявил о намерении снять полнометражный игровой фильм о «худшей в истории видеоигре» E.T. для Atari 2600. Проект уже набрал более 300 тысяч долларов дополнительного финансирования черех IndieGoGo, а в июне 2014 года был проведён открытый кастинг.
Весь этот контент позволил создать на YouTube неформальное игровое сообщество, предлагающее альтернативные источники информации, обмен мнениями и даже свои развлекательные шоу. Однако всё это капля в море по сравнению с последней волной игрового контента, захлестнувшей YouTube и позволивший некоторым популярным здесь личностям заработать впечатляющие суммы. Речь идёт о феномене, известном под названием «давай сыграем», на котором PewDiePie как раз и «поднял» свои четыре миллиона.
Суть этого формата проста: вы просто играете в игру и периодически комментируете происходящее на экране. К примеру, PewDiePie знаменит своими фирменными воплями, которыми он сопровождает «ужастики» вроде Amnesia, Outlast или Slender. Но естественно, главную роль здесь играет именно личное обаяние ведущего — именно оно дало каналу Чельберга 28 миллионов подписчиков. Другие популярные каналы вроде TotalBuscuit и Boogie2988 довольствуются 1,7-1,8 миллионами подписчиков. На обзоры Angry Joe и разгромные ролики Cinemassacre подписаны по 1,5 клиентов YouTube.
Чтобы вы ощутили масштабы влияния этих независимых видеоблогеров, вот данные о числе подписчиков некоторых официальных каналов на YouTube: PlayStation — около 2,5 миллиона, Xbox — около 680 тысяч, Nintendo — около 720 тысяч. То есть, на видеоканалы трёх главных мировых производителей игровых приставок в сумме подписано всего 3,8 миллиона человек! А у PewDiePie — 28 миллионов подписчиков. К тому же, не забывайте, что видеоролики просматривают не только одни подписчики — многие люди просто заходят по ссылкам, а это ещё более впечатляющие цифры. У того же PewDiePie, по последним данным, около 4,8 миллиарда просмотров!
Сам факт существования PewDiePie с его 28 миллионами подписчиками уже изменил игровую индустрию. Возникла уникальная ситуация, когда человек, не выходя из дома, может влиять на события в целой огромной отрасли, к которой он формально не имеет ни малейшего отношения. Фактически же, он продаёт все те игры, о которых рассказывает. И издатели прекрасно понимают это. Аудитория, наблюдающая за тем, как Чельберг играет в игры, намного больше аудитории самых популярных игровых сайтов и тем более журналов. И даже если четверть посмотревших ролик купит игру, о которой он был снят, это 6-7 миллионов экземпляров!
Более того, появляется целая категория игр, которые выпускаются в расчёте на то, что люди вроде PewDiePie заинтересуются ими и выложат о них ролик на YouTube. Именно этим, к примеру, объясняются неожиданно высокие продажи различных клонов Slender, довольно слабых на самом деле — только тем, что PewDiePie поиграл в них на своём канале. На YouTube появился настоящий рынок услуг «давай сыграем», затрагивающий самые разные жанры видеоигр.
И это только начало! В современных приставках Xbox One и PlayStation 4 есть встроенная функция стриминга видео, позволяющая транслировать гемплей на YouTube вообще без использования какого-то дополнительного оборудования и софта. Доступ в мир игрового видеоблогинга становится ещё проще!
Конечно, кто-то будет протестовать против самой схемы, когда популярные видеоблогеры получают от издателей деньги за видеосюжеты об их играх. Но вряд ли в ней есть что-то предосудительное, по крайней мере до тех пор, пока эти отношения не скрываются от зрителей. В конце концов, реклама и спонсорство — это обычные способы заработка для владельцев каналов на YouTube. Более того, появляются даже специализированные платформы вроде Patreon, позволяющие посетителям материально поощрять создателей понравившегося им контента.
Но при этом совершенно недопустима практика, когда владелец канала выдаёт оплаченные тезисы за своё личное мнение, утаивая от свои отношения с какими-то компаниями. Проблема «джинсы», это конечно, прежде всего, вопрос этический, но если об этом становится известно, она может моментально разрушить репутацию любого видеоблогера, каким бы влиятельным его мнение ни считалось в прошлом.
К сожалению, периодически это случается — достаточно вспомнить недавний скандал с Microsoft, которая платила блогерам за скрытую рекламу Xbox One. О том как это работает, хорошо рассказал Boogie2988 (по-английски), и даже покаялся, что был виновен в подобных инцидентах в прошлом. Блогеры подписывают специальный контракт, в котором оговаривается, что они могут говорить о самых различных недостатках продукта, но обязательно должны упомянуть о некоторых конкретных достоинствах, которые формируют общее положительное впечатление.
Будьте уверены в том, что если издатель игры знает о существовании какого-то популярного канала на YouTube, который способен сформировать пложительное мнение о его продукте, то он постарается использовать его — о чём и говорит Boogie2988. Для издателя это действительно хороший пиар, и это намного дешевле полномасштабной рекламной кампании, результат которой труднопредсказуем. Поэтому, например, Activision заключила соглашение с каналом Ali-A относительно съёмки роликов для продвижения игры Call of Duty. У того же Ali-A даже есть спонсорский контракт с популярным в США энергетиком Monster Energy, и в этом нет ничего плохого, поскольку обо все этих рекламных договорах хорошо известно всем подписчикам канала.
Итак, всего за несколько лет игровой контент на YouTube проделал путь от любительских роликов для фанатов до «элиты» видеоблогинга с миллионами подписчиков, реально влияющей на индустрию и зарабатывающей хорошие деньги. И вы всё ещё считаете, что YouTube годится лишь для поиска роликов с котятами?