Чего только не услышишь об этих «больших данных». Теперь вот оказалось, что IBM не все равно, как идут дела на огородах в Африке…

«Я уважаю тех, кто работает на своей земле по старинке», — говорит Вольфганг ван Лепер — и, похоже, немного лукавит. Ведь, в отличие от своих консервативных коллег, он одним из первых догадался, что «большие данные» имеет смысл использовать не только в маркетинге, но и на самой обычной ферме. И неизвестно еще, что выгоднее собирать и продавать — виноград со своего небольшого участка или информацию с него же.

Впрочем, нет: уже известно. Все началось с традиционного семейного винного бизнеса, да еще и базирующегося в далекой Южной Африке. Дело пошло неплохо: Вольфганг даже выиграл несколько наград, что приятно, но не слишком примечательно. Однако на работу предприятия накладывались различные эксплуатационные требования — в частности, в течение многих лет приходилось аккуратно документировать массу технических деталей, связанных с фермой. Это были целые груды факсов из лабораторий, анализ почв, образцов листьев и уйма подобной информации. Несомненно, необходимость тратить драгоценное фермерское время на бумаги раздражало и продолжает раздражать многих коллег Вольфганга. Однако сам он начал скрупулезно собирать данные, чтобы в будущем извлечь из них пользу. Для начала — в обычном формате Excel.

Электронное представление помогло фермеру лучше понять и структурировать информацию о его хозяйстве. И через несколько лет это принесло свои плоды: на основе анализа он начал подбирать лучшие удобрения для почвы, оптимизировать влажность и другими способами повышать результативность ведения сельского хозяйства. Потом ведомости Excel уступили место независимым программным продуктам. Несколько лет анализа, сбора информации и тонкой настройки отчётов привели к новой мысли. Можно ли использовать информацию фермеров, агрономов и ученых так, чтобы создать коммерциализованное решение, полезное для других фермеров? Можно.

Реклама на Компьютерре

Наконец, следующим важным шагом стала облачная платформа, автоматически собирающая все критичные данные. На данный момент она находится в бета-версии. Сбор урожая, опыление, данные лаборатории, метеорологические и картографические сведения, датчики, фиксирующие состояние грунта или влажности воздуха, — всё это заносится в систему, а затем объединяется с картографическими данными и ГИС, а также прогнозами самой системы. В итоге программное решение способно подсказать фермеру, как оптимальнее вести хозяйство, как экономить воду и химикаты, как использовать лучшие практики других успешных и прибыльных компаний. Фермер будет не только хранить в облаке собственные документы. Он сможет в реальном времени получать уведомления о том, насколько она оптимизирована в данный момент и что требует реагирования или улучшения. Разумеется, программа получит и обратную связь, дополняя таким образом свою базу данных. Взамен пользователь сможет видеть цельную картину агрохозяйства в едином интерфейсе и работать с общей панелью управления, не обращаясь к набору неинтегрированных сторонних решений.

Интерес к возможному прорыву в сельском хозяйстве проявила IBM. Надо отметить, что стартапы, участвующие в инициативе IBM Global Entrepreneur, получают немало — и бесплатный доступ к программному обеспечению, и команду выделенных менеджеров, которые помогают проекту на различных этапах его развития. С учётом чёткой бизнес-модели и далекоидущих планов целеустремленного фермера можно ожидать, что проблем с инвестициями быть также не должно.

Впрочем, революции не будет. Пока что. Если «большие данные» и стали модным трендом в других отраслях, то в сельском хозяйстве это ещё не так. Работать с программным обеспечением для улучшения дел на собственном огороде до сих пор решилась лишь одна сотая часть фермеров. Однако Вольфганг не унывает: у него есть лауреатское звание IBM SmartCamp Africa, грант от правительства размером в $1,7 млн и огромное желание сделать «большие данные» популярными в сельском хозяйстве. И с учётом того, что это уже не первый стартап в этой сфере, в ближайшие годы следует ожидать больших изменений — появления «интеллектуального сельского хозяйства».

И надо сказать, что предпринимателей не зря потянуло на огороды. Ведь если в иную сферу «больших данных» уже не пробиться из-за обилия конкурентов, монструозных софтверных гигантов и разнообразных стартапов, то сельскому хозяйству это не грозит. Рынок поставщиков программного обеспечения, способного быть полезным для фермеров, предельно фрагментирован. Предлагаемый софт часто сложен и запутан, консолидированной платформы для объединения многих данных в системную картину просто нет. Непаханое поле, да и только…