Чего только не услышишь об этих «больших данных». Теперь вот оказалось, что IBM не все равно, как идут дела на огородах в Африке…

“Я уважаю тех, кто работает на своей земле по старинке”, – говорит Вольфганг ван Лепер – и, похоже, немного лукавит. Ведь, в отличие от своих консервативных коллег, он одним из первых догадался, что “большие данные” имеет смысл использовать не только в маркетинге, но и на самой обычной ферме. И неизвестно еще, что выгоднее собирать и продавать – виноград со своего небольшого участка или информацию с него же.

Впрочем, нет: уже известно. Все началось с традиционного семейного винного бизнеса, да еще и базирующегося в далекой Южной Африке. Дело пошло неплохо: Вольфганг даже выиграл несколько наград, что приятно, но не слишком примечательно. Однако на работу предприятия накладывались различные эксплуатационные требования – в частности, в течение многих лет приходилось аккуратно документировать массу технических деталей, связанных с фермой. Это были целые груды факсов из лабораторий, анализ почв, образцов листьев и уйма подобной информации. Несомненно, необходимость тратить драгоценное фермерское время на бумаги раздражало и продолжает раздражать многих коллег Вольфганга. Однако сам он начал скрупулезно собирать данные, чтобы в будущем извлечь из них пользу. Для начала – в обычном формате Excel.

Электронное представление помогло фермеру лучше понять и структурировать информацию о его хозяйстве. И через несколько лет это принесло свои плоды: на основе анализа он начал подбирать лучшие удобрения для почвы, оптимизировать влажность и другими способами повышать результативность ведения сельского хозяйства. Потом ведомости Excel уступили место независимым программным продуктам. Несколько лет анализа, сбора информации и тонкой настройки отчётов привели к новой мысли. Можно ли использовать информацию фермеров, агрономов и ученых так, чтобы создать коммерциализованное решение, полезное для других фермеров? Можно.

Наконец, следующим важным шагом стала облачная платформа, автоматически собирающая все критичные данные. На данный момент она находится в бета-версии. Сбор урожая, опыление, данные лаборатории, метеорологические и картографические сведения, датчики, фиксирующие состояние грунта или влажности воздуха, – всё это заносится в систему, а затем объединяется с картографическими данными и ГИС, а также прогнозами самой системы. В итоге программное решение способно подсказать фермеру, как оптимальнее вести хозяйство, как экономить воду и химикаты, как использовать лучшие практики других успешных и прибыльных компаний. Фермер будет не только хранить в облаке собственные документы. Он сможет в реальном времени получать уведомления о том, насколько она оптимизирована в данный момент и что требует реагирования или улучшения. Разумеется, программа получит и обратную связь, дополняя таким образом свою базу данных. Взамен пользователь сможет видеть цельную картину агрохозяйства в едином интерфейсе и работать с общей панелью управления, не обращаясь к набору неинтегрированных сторонних решений.

Интерес к возможному прорыву в сельском хозяйстве проявила IBM. Надо отметить, что стартапы, участвующие в инициативе IBM Global Entrepreneur, получают немало – и бесплатный доступ к программному обеспечению, и команду выделенных менеджеров, которые помогают проекту на различных этапах его развития. С учётом чёткой бизнес-модели и далекоидущих планов целеустремленного фермера можно ожидать, что проблем с инвестициями быть также не должно.

Впрочем, революции не будет. Пока что. Если “большие данные” и стали модным трендом в других отраслях, то в сельском хозяйстве это ещё не так. Работать с программным обеспечением для улучшения дел на собственном огороде до сих пор решилась лишь одна сотая часть фермеров. Однако Вольфганг не унывает: у него есть лауреатское звание IBM SmartCamp Africa, грант от правительства размером в $1,7 млн и огромное желание сделать “большие данные” популярными в сельском хозяйстве. И с учётом того, что это уже не первый стартап в этой сфере, в ближайшие годы следует ожидать больших изменений – появления «интеллектуального сельского хозяйства».

И надо сказать, что предпринимателей не зря потянуло на огороды. Ведь если в иную сферу «больших данных» уже не пробиться из-за обилия конкурентов, монструозных софтверных гигантов и разнообразных стартапов, то сельскому хозяйству это не грозит. Рынок поставщиков программного обеспечения, способного быть полезным для фермеров, предельно фрагментирован. Предлагаемый софт часто сложен и запутан, консолидированной платформы для объединения многих данных в системную картину просто нет. Непаханое поле, да и только…