Пятнадцать лет назад в аналитической компании Gartner придумали понятие hype cycle. По-русски его обычно называют циклом зрелости технологий, но буквальный перевод грубее. Hype — это волна шумихи, поднимающаяся вокруг каждой идеи, которая заслуживает хоть какого-то внимания. Наблюдая за этими волнами, можно сделать некоторые выводы о будущем техники.
Согласно Gartner, жизненный цикл каждой технологии делится на одни и те же этапы. Сначала технология взбирается на «пик завышенных ожиданий», когда о ней всё больше говорят и пишут. Когда вершина достигнута, единственный путь — вниз, в «пропасть разочарований». Даже если технология продолжает развиваться, прежнего интереса и воодушевления она больше не вызывает, зато критики становится всё больше. Некоторым удаётся выкарабкаться из пропасти на «склон просвещения» и дальше — на «плато продуктивности». Будущее технологий, добравшихся до плато, уже не зависит от мнения окружающих.
В этом году хайп-циклы Gartner выглядят следующим образом.
К вершине приближаются автоматический синхронный перевод речи, сервисы, учитывающие контекст, распознавание изображений, трёхмерная печать и геймификация. Почти достигли самого «пика завышенных ожиданий» групповые покупки (в стиле Groupon), социальная аналитика, беспроводная передача энергии, ленты друзей (как в социальных сетях), интернет-телевидение, беспроводные платежи с помощью NFC и частные «облака». Эти технологии сейчас у всех на слуху.
Дополненная реальность, облачные вычисления, медиапланшеты — перевалили через пик и уже на пути вниз, в «пропасть разочарований». Туда же направляются виртуальные ассистенты, базы данных в оперативной памяти, распознавание жестов, сервисы для связи между машинами, ячеистые сети датчиков (mesh networks: sensors). В низшей точке жизненного цикла находятся облачные веб-сервисы, виртуальные миры, хостинги удалённых рабочих станций и читалки электронных книг.
QR-коды, консьюмеризация, управление идеями (idea management), биометрическая аутентификация, магазины мобильных приложений, предиктивная аналитика, распознавание речи и приложения, учитывающие местоположение пользователя, достигли зрелости или близки к этому.
На месте Gartner я, пожалуй, передвинул бы некоторые технологии вперёд — в сторону разочарований. Дополненная реальность, на мой взгляд, уже давно летит в пропасть: рекламщики ею пресытились, мобильные геоприложения на базе дополненной реальности оказались не особенно практичны, а более серьёзные применения так и не нарисовались. То же самое можно сказать про геймификацию — её в ударные сроки дискредитировали эксперты по SEO и соцмедиа, которых в менее добродетельные времена давно обваляли бы в дёгте и перьях. Впрочем, возможно, моё восприятие искажено тем, что я читаю слишком много ИТ-новостей. По большей части нарисованная аналитиками Gartner картина похожа на правду.
Где же, по их мнению, сейчас пролегает передний край? О каких технологиях скоро будут говорить все? Вот список:
- трёхмерная печать биологических тканей
- усовершенствование человеческих возможностей
- квантовые компьютеры
- нейроинтерфейсы
- социальное телевидение
- крупномасштабная обработка данных
- мобильные роботы
- автоматический подбор ответов на вопросы, сформулированных на естественном языке
- «интернет вещей»
Исполнить предсказание Gartner вполне в наших силах. Каждая из этих тем вполне заслуживает отдельной статьи в «Компьютерре» — так начнём же шумиху.