Пятнадцать лет назад в аналитической компании Gartner придумали понятие hype cycle. По-русски его обычно называют циклом зрелости технологий, но буквальный перевод грубее. Hype – это волна шумихи, поднимающаяся вокруг каждой идеи, которая заслуживает хоть какого-то внимания. Наблюдая за этими волнами, можно сделать некоторые выводы о будущем техники.

Согласно Gartner, жизненный цикл каждой технологии делится на одни и те же этапы. Сначала технология взбирается на “пик завышенных ожиданий”, когда о ней всё больше говорят и пишут. Когда вершина достигнута, единственный путь – вниз, в “пропасть разочарований”. Даже если технология продолжает развиваться, прежнего интереса и воодушевления она больше не вызывает, зато критики становится всё больше. Некоторым удаётся выкарабкаться из пропасти на “склон просвещения” и дальше – на “плато продуктивности”. Будущее технологий, добравшихся до плато, уже не зависит от мнения окружающих.

В этом году хайп-циклы Gartner выглядят следующим образом.

К вершине приближаются автоматический синхронный перевод речи, сервисы, учитывающие контекст, распознавание изображений, трёхмерная печать и геймификация. Почти достигли самого “пика завышенных ожиданий” групповые покупки (в стиле Groupon), социальная аналитика, беспроводная передача энергии, ленты друзей (как в социальных сетях), интернет-телевидение, беспроводные платежи с помощью NFC и частные “облака”. Эти технологии сейчас у всех на слуху.

Дополненная реальность, облачные вычисления, медиапланшеты – перевалили через пик и уже на пути вниз, в “пропасть разочарований”. Туда же направляются виртуальные ассистенты, базы данных в оперативной памяти, распознавание жестов, сервисы для связи между машинами, ячеистые сети датчиков (mesh networks: sensors). В низшей точке жизненного цикла находятся облачные веб-сервисы, виртуальные миры, хостинги удалённых рабочих станций и читалки электронных книг.

QR-коды, консьюмеризация, управление идеями (idea management), биометрическая аутентификация, магазины мобильных приложений, предиктивная аналитика, распознавание речи и приложения, учитывающие местоположение пользователя, достигли зрелости или близки к этому.

На месте Gartner я, пожалуй, передвинул бы некоторые технологии вперёд – в сторону разочарований. Дополненная реальность, на мой взгляд, уже давно летит в пропасть: рекламщики ею пресытились, мобильные геоприложения на базе дополненной реальности оказались не особенно практичны, а более серьёзные применения так и не нарисовались. То же самое можно сказать про геймификацию – её в ударные сроки дискредитировали эксперты по SEO и соцмедиа, которых в менее добродетельные времена давно обваляли бы в дёгте и перьях. Впрочем, возможно, моё восприятие искажено тем, что я читаю слишком много ИТ-новостей. По большей части нарисованная аналитиками Gartner картина похожа на правду.

Где же, по их мнению, сейчас пролегает передний край? О каких технологиях скоро будут говорить все? Вот список:

  • трёхмерная печать биологических тканей
  • усовершенствование человеческих возможностей
  • квантовые компьютеры
  • нейроинтерфейсы
  • социальное телевидение
  • крупномасштабная обработка данных
  • мобильные роботы
  • автоматический подбор ответов на вопросы, сформулированных на естественном языке
  • “интернет вещей”

Исполнить предсказание Gartner вполне в наших силах. Каждая из этих тем вполне заслуживает отдельной статьи в “Компьютерре” – так начнём же шумиху.