Двенадцать лет Джеймс Кэмерон готовился к съёмкам “Аватара” и, вероятнее всего, осознавал неизбежность технической революции, которой обернулся фильм. Впрочем, попытавшиеся воспользоваться её плодами кинодельцы едва не отбили у публики всякий интерес к стерео.

Хотя стереокино появилось много десятилетий назад, для большинства зрителей “Аватар” стал первым 3D-фильмом. Вдобавок, “Аватар” был снят “честно” – то есть с использованием специально разработанных стереокамер и с постоянными консультациями профессиональных стереографов.

О процессе съёмки “Аватара” повествовала громадная статья в Wired, которую портал “Мир 3D” в своё время перевёл на русский язык, разделив на две части:
“Аватар”: куда приводят мечты. Часть 1 и Часть 2

Когда он, вопреки опасениям скептиков, не просто окупился, а стал едва ли не самым кассовым фильмом в истории, всем стало ясно, что это, как принято говорить на Западе, the next big thing. Очень верно общий настрой специалистов выразил в разговоре с “Компьютеррой” Сергей Цыпцын, организатор CG Event: “Все посмотрели фильм “Аватар”, и у всех, как говорится, “снесло крышу”. Все захотели делать стерео, все захотели снимать стерео, обрабатывать стерео, показывать стерео…”

Это в равной степени характерно и для России, и для Запада. В одном из интервью Александр Рубин, глава компании “Кинопроект”, которая как раз и занимается поставками стереооборудования для кинотеатров, говорил, что благодаря “Аватару” кинотеатры, “рискнувшие” установить стереопроекторы в свои залы, отбили все вложения за рекордные сроки.

“Ага! – решили голливудские начальники. – Народу опять прикольно стало смотреть кино в очках! Технология созрела! Время стричь купоны”.

Вывод совершенно правильный. Проблема оказалась в исполнении.

Все законы стереографии – а они жёстки и безжалостны по причинам, которые будут расписаны ниже, – известны со второй половины ХХ века. А то и с первой: в СССР ещё в 1948 году вышел фильм “Робинзон Крузо”, который демонстрировался в стереоформате.

Главной проблемой, по которой всплески интереса к стереокинематографу дважды сменялись его глубоким упадком, заключалась в несовершенстве оборудования. Например, минимальная рассинхронизация пар проекторов (каждый из которых крутил отдельную плёнку) приводила к тошноте и головной боли у зрителей. С понятными последствиями…

С появлением “цифры” большая часть этих проблем ушла, но многие остались, и ещё больше добавилось. Новые затруднения связаны главным образом со вполне закономерным желанием киношных бизнес-структур снизить издержки на производство, при сохранении доходов. В какие-то не очень дальновидные головы пришла мысль, что деньги будет приносить любое стерео, а следовательно, зачем тратиться на “честные” съёмки, если дешевле конвертировать обычное кино?

Вопиющий, так сказать, пример – это “Битва Титанов”, снятая в 2D и сконвертированная в 3D. Эпическое кинополотно обернулось провалом эпичнее Гомера. Критики сплясали на нём жигу, и за конверсию в стерео фильму тоже досталось.

Во-первых, конверсия в 3D – процесс весьма искусственный, требующий довольно больших трудозатрат, если авторы фильма хотят получить качественную картинку. Если и на этом пытаются экономить, то получается “эффект кулис”, когда в кадре вроде бы и есть глубина, однако все находящиеся в нём на разных планах объекты выглядят плоскими, как в детских книжках-раскладушках.

Кроме того, один из самых железных законов экологии восприятия запрещает резкие перепады глубины кадра. То есть если действие происходит в каком-то небольшом помещении и вдруг в следующий момент без плавного перехода “открылась бездна, звёзд полна”, у зрителя начинается головокружение и тошнота. Обманывать мозг надо грамотно, а то уж больно прибор чувствительный и склонный к бурному отторжению того, что ему ну совсем не нравится.

Оказалось, что если фильм, снятый и смонтированный по канонам плоского кинематографа, переводят в 3D, то он оказывается несмотрибельным. “Приколы”, вроде вылезающих из экрана объектов, быстро приедаются и ещё быстрее начинают откровенно раздражать зрителей своей нарочитостью.

В результате стереосезон 2010 года состоит из возвышающегося над всеми горой “Аватара”, изготовленных в стерео CG-мультфильмов “Как приручить дракона”, “Шрек навсегда”, “Гадкий я” и “Мегамозг”; снятого, как и “Аватар”, с честным стерео фильма “Трон” (про него, впрочем, говорят, что сценаристы писали сценарий, не приходя в сознание); и несколько фильмов, конвертированных в 3D, – в их числе охаянная “Битва титанов”, “Алиса в стране чудес” Тима Бёртона и вышедшая под конец года “Нарния” (“Покоритель зари”).

“Жадность больших киностудий убьёт формат стерео,” – такие заголовки стали появляться уже летом. “Псевдостереофильмы” показывались в тех же залах, что и “Аватар”, например с той же наценкой за билет, а качество картинки оказывалось убогим. Просто из желания сэкономить. В итоге получается, что большие киноначальники совсем как-то скверно обошлись с курицей, которая несла золотые яйца: если и не в суп пустили, то общипали, чтобы набить перьями подушки на стулья…

Хотя стереоконтента почти нет, крупные производители электроники уже выпускают 3d-телевизоры и плееры.

Говорить о спаде интереса к стерео пока что рановато, конечно. Надо посмотреть, что будет в следующем году, на который намечен релиз, например, снимаемых в стерео “Пиратов Карибского моря” и ещё ряда стереофильмов. Если продолжится курс на халтуру ради денег, то и “третья волна стерео” спадёт на несколько лет (если не десятилетий) и справедливыми окажутся утверждения о том, что стерео так и остаётся аттракционом, и, в сущности, не более.


Vox Populi

Совершенно неожиданно постинг на блогах “Компьютерры”, посвящённый отношению к стереокинематографу, вызвал самые что ни на есть интенсивные дебаты. Несколько озадачивает обилие выпадов против стерео (впрочем, общий негативизм – штука весьма распространённая), притом что в стереокинотеатры народ ходит активно и охотно. Примкнуть к обсуждению можно, перейдя по этой ссылке.