Знаете, есть такой анекдот. Человек днями и ночами молится перед иконой, лоб уже разбил, но не унимается, нашептывает: «Господи, Господи! Сделай так, чтобы я выиграл миллион! Помоги мне, пожалуйста, выиграть миллион!». Просит, просит — месяц, второй… В один прекрасный момент лик Господа на иконе оживает и с неописуемым раздражением взывает к просителю: «Ну купи, пожалуйста, лотерейный билет! Ну купи, пожалуйста, лотерейный билет!»

Вот примерно об этом я и хочу поговорить: «Ведь вот они, вот они – деньги!».

Термины «облака» и SaaS уже успели набить оскомину.

Компании, которые заработали миллиарды на продажах своего «коробочного» традиционного софта, сейчас в темпе вальса запускают проприетарные платформы, чтобы иметь возможность продавать решения через Интернет в виде услуг по запросу.

Энтузиасты-разработчики, насмотревшись на успехи западных проприетарных облаков, таких как как SalesForce, Amazon и т.п., запускают свои, пока узкоспециализированные облачные сервисы (Моедело.Ру, «Эльба» и т.п.).

Реклама на Компьютерре

Корпорации с размахом разворачивают собственные внутренние облака.

Вчерашние ИТ-дистрибьюторы, диверсифицируя свой бизнес, запускают площадки с каталогами облачных приложений (пример — softcloud.ru).

Все прекрасно. Но на горизонте SaaS пока не видно игроков, которые могут стать локомотивом рынка SaaS для среднего и малого бизнеса – телеком- и сервис-провайдеров. А ведь именно у них, казалось бы, имеются идеальные условия для запуска этого бизнеса, не требующего колоссальных капитальных затрат: мощные дата-центры, стабильные каналы Интернет, и, самое главное, обширная клиентская база — все это у них уже есть.

Уже почти научно доказанный факт: именно компании малого и среднего бизнеса станут основными потребителями облачных сервисов. Содержание собственной ИТ-инфраструктуры оказывается для них очень дорогим и проблематичным. Они не хотят «заморачиваться», принимая решения о том, какой сервер купить, не хотят вникать в непонятные для них аргументы системного администратора и, в конце концов, содержать его в принципе. Им нужны конкретные приложения: бухгалтерский учет, хостинг и поддержка сайта, электронная почта, хранение данных, CRM, документооборот, интернет-магазин. В идеале предприятия сегмента СМБ хотят получать эти сервисы, «не ходя далеко» — в виде услуг от своего проверенного и надежного провайдера.

Текущая клиентская база большинства сервис-провайдеров – это как раз предприятия среднего и малого бизнеса. Поэтому задача продажи им облачных сервисов – это фактически внутренний маркетинг среди своих, уже существующих корпоративных абонентов. По самому скромному прогнозу, минимум 5-10% от их общего числа могут стать клиентами нового облачного бизнеса. Это позволит не только «отбить» деньги, потраченные на его запуск, но и выйти в ближайшие полгода-год на уровень прибыльности. При этом отдача может быть в разы увеличена, если сервис-провайдеры смогут объяснить понятным языком преимущества от приобретения тех или иных облачных услуг. Для этого им нужно создать не только площадку, на подобие супермаркета, где клиент растеряется при выборе невиданных до селе ему названий приложений, а по-настоящему продуманные бизнес-пакеты, сконфигурированные под разные нужды представителей СМБ.

Туда же можно «замиксовать» и ставшие традиционными? облачные сервисы — хостинг web-сайтов, доменов, почтовых ящиков. Это опустит в сознании обычных людей облака — на землю. Вопрос в том, когда будет преодолено недоверие к облакам у телеком-операторов и хостинг-провайдеров? Почему при всех более чем трехлетних разговорах о конвергенции и сервисах с добавленной стоимостью они не видят, что деньги лежат, в общем-то, на поверхности?!