Как сообщает “Коммерсантъ”, в Москве планируют запустить систему на базе  нейронной сети, способную определить тип, марку и модель автомобиля по силуэтам, логотипам и фонарям. Система разгрузит техников Центра организации дорожного движения, обрабатывающих фотографии с камер для ГИБДД: у них будет больше времени на изучение спорных случаев и отсеивание в брак ошибочных штрафов. Остальную сугубо механическую работу доверят нейросети. Система обойдется в 189 млн руб.

Нейросеть будет создана для центра фотовидеофиксации ЦОДД, где обрабатываются фотографии с камер (ежедневно туда поступает до 400 тыс. материалов). После обработки и отсеивания брака фото уходят в ГИБДД, чьи инспекторы формируют «письма счастья». Цель новой системы — максимально автоматизировать процесс.

К примеру, если комплекс зафиксировал превышающий скорость автомобиль, то нейронная сеть, проанализировав фотографию и силуэт машины (в ее базе есть сведения более чем о 100 моделях), «поймет», что нарушитель — это Hyundai Solaris или ВАЗ-2101. Данный вывод автоматически перепроверят в базе данных МВД по госномеру: если модель подтвердится, то материалы с признаками нарушения будут обработаны по упрощенному алгоритму, то есть почти сразу уйдут в ГИБДД для формирования «письма счастья». Если же нейросеть увидела одну машину, а в базе данных по номеру — другая машина, то материалы уйдут технику на тщательную ручную проверку.

Упростится обработка данных в случаях, когда на МКАД днем выезжают грузовики. Сегодня камеры фиксируют абсолютно все проезды по Кольцевой дороге (порядка 6 млн в сутки), и по каждому из них делается запрос в базу данных МВД, что чрезмерно нагружает информационные системы. Нейросеть будет по силуэтам распознавать грузовики и только по ним делать запросы в полицейскую систему. Такой же алгоритм применят и для такси на выделенке: признаком смогут служить фонарь на крыше и шашечный пояс. Автобусы «Мосгортранса» система будет определять по силуэту и по другим косвенным признакам, например по логотипу «Московский транспорт» на передней части.

Для минимизации рисков ЦОДД запустит отдельную систему принятия решений о том, какой материал отправить на упрощенную обработку, а какой — на тщательную проверку.

Скоринговая модель будет выставлять баллы каждому нарушению в зависимости от того, какое количество данных о нем подтверждено. Чем выше балл (модель-марка совпадают, номер хорошо виден, комплекс работает без ошибок и т. д.), тем больше доверия материалу и тем выше вероятность, что штраф сформируют по упрощенке и он быстро станет штрафным постановлением.

Конкурс на разработку софта для ЦОДД объявил в октябре, на днях тендер выиграла московская фирма «Стандартпроект», специализирующаяся на системах распознавания лиц и мониторинге трафика. Компания сделает нейросеть за 189 млн руб., что на 3 млн руб. меньше, чем ЦОДД готов был заплатить. Компания «Ситроникс», участвовавшая в конкурсе, проиграла, заявив более высокую цену.

В Москве на данный момент работает 1,5 тыс. стационарных камер фиксации нарушений. В 2016 году с помощью фотовидеофиксации было вынесено 11,7 млн штрафных постановлений, в 2017 году — 24,6 млн за десять месяцев 2018 года — более 25 млн. Количество комплексов планируется увеличить до 2 тыс. в 2019 году.