Для российского ПО определили долю

Правительство РФ рассчитывает, что к 2024 году доля российского программного обеспечения в госструктурах должна превысить 90%, в государственных компаниях – составить не менее 70%. Игроки рынка считают, что целью должно быть не замещение доли импортного ПО, а устранение рисков для информационной безопасности и установление технологической независимости. Есть риски, что госкомпании могут не успеть заменить продукты и решения в установленные сроки в силу сложности ИТ-инфраструктур, а госструктуры – в силу вопросов со своевременным финансированием в нужных объемах, пишет ComNews

В проекте программы «Цифровая экономика» планируется создание механизмов поддержки для разработки отечественного программного обеспечения и увеличения его доли на рынке. Отдельное внимание планируется уделить информационной безопасности. Предполагаемый объем финансирования проекта до 2024 года – чуть более 30 млрд рублей, 18 млрд из них – это федеральные деньги.

В «Руссофт» считают, что главной мерой господдержки разработки отечественного ПО было бы стимулирование спроса. Такое стимулирование должно включать комбинацию «кнута» и «пряника» в отношении госпокупателей. В 2014 г. приняли решение и все последующие годы шли путем запрета покупки госорганами импортного ПО. В результате через 5 лет снова рассматривается вопрос об импортозамещении.

В АРПП «Отечественный софт» подчеркивают, что важно поддерживать как производителей ПО, участвующих в импортозамещении, так и стимулировать потребителей этих продуктов. Среди мер поддержки важны льготы: например, пониженные страховые взносы для ИТ-компаний были установлены ФЗ 24.07.2009 г. № 212-ФЗ на срок до 2018 г. Они показали эффективность и были продлены до 2023 года. Для стабильного развития отрасли важно системно закрепить эту льготу за ИТ-компаниями, сохранить ее в дальнейшем. Необходимо вести диалог с участниками процесса импортозамещения и продолжать укреплять комплексную поддержку отрасли, включая льготы по страховым взносам, налоговые льготы, развитие кредитно-финансовых инструментов, совершенствование законодательства, стимулирующего госзакупки на основе единого реестра ПО.

Важным драйвером развития импортозамещения ПО видится также субсидирование разработки отечественного программного обеспечения. Сейчас программ по субсидированию не существует. Такое экономическое стимулирование позволит уменьшить срок разработки ПО и вывода его на рынок. Также необходимо развивать государственную ИТ-инфраструктуру, благодаря которой интеграция отечественного ПО будет более простой, а использование — эффективным. Государственные структуры должны повышать уровень собственных компетенций в сфере ИТ, чтобы сформировать более качественный запрос на разработку ПО и расширить область применения отечественного софта.

По мнению экспертов, можно в течение года-двух отработать вполне конкурентоспособный комплекс решений для базового ПО (ОС, СУБД, СХД, средства виртуализации и т.д.). Что касается показателей на уровне 90%, то нельзя говорить, что цифра достижима абсолютно во всех классах программного обеспечения. Например, для таких категорий, как документооборот, электронные архивы, платформы разработки корпоративных систем этот показатель вполне достижим. Однако вопрос выделения необходимого финансирования для государственных структур может оказаться более определяющим, чем технические аспекты.

Сложно прогнозировать, хватит ли выделенных средств для достижения поставленных целей. Но если сопоставить бюджет национальной программы «Цифровая экономика» с аналогичными программами других развивающихся и развитых стран, то становится понятно, что он достаточно скромный. Если посчитать, какую долю занимают государственные расходы на цифровизацию экономики относительно ВВП, то получится, что Россия в среднем до 2024 года будет тратить около 0,2% от ВВП в год. Для сравнения эта цифра в Бразилии 0,8%, Индии 0,5%, Польше 0,6%, ЕС 1%, США 1,3%, Китае 0,4%.

 

 

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях